Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Содержание личных имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Содержание:

Введение

В современном цивилизованном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение.

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) провозглашают права каждого человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность личной, семейной жизни, корреспонденции, честь, репутацию, тайну жилища, свободу передвижения и выбор места жительства и др.

Положения международных правовых актов получили закрепление в новой Конституции Российской Федерации (1993 г.), провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (ст.2). Принцип приоритета человека, его прав и свобод должен пронизывать деятельность законодательной, исполнительной, судебной властей, должностных лиц всех уровней, которые обязаны признавать, неукоснительно соблюдать и защищать права и свободы.

Понятие личности носит скорее нематериальный характер, оно охватывает прежде всего духовную сферу человека. Духовные интересы составляют само содержание, саму сущность человеческой личности - то что дает ей ощущение подлинного "я", и отчего она не может отказаться, не переставая быть самою собой.

Изначально сама категория «личные неимущественные права» зародилась в рамках цивилистической науки. Учеными — цивилистами были определены основные признаки личных неимущественных прав, установлены объекты, носители и содержание данных прав, в рамках гражданского права были разработаны средства и приемы регулирования и защиты личных неимущественных прав субъектов — участников гражданско-правовых отношений. До недавнего времени гражданское право претендовало на всеобъемлющую роль в процессе регулирования и защиты личных неимущественных прав всех граждан, вне зависимости от того, в рамках каких правоотношений такие права возникали, кто являлся носителями данных прав, и каково было их структурное содержание.
Совершенствование законодательства, не только гражданского, привело к тому, что личные неимущественные права превратились во вне отраслевую категорию и рассматриваются (как и защищаются) различными отраслями права (трудового, семейного и т.д.).
Различаются три вида отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные отношения, связанные с ними личные неимущественные отношения и отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права и свободы человека, а также другие нематериальные блага.
Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, чаще всего возникают по поводу права авторства, права на имя и других личных неимущественных прав на произведения науки, литературы и искусства, на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, личных неимущественных прав исполнителей произведений литературы и искусства. Объектами данных отношений служат права, не имеющие экономического содержания и не поддающиеся прямой денежной оценке. Но обладатели этих прав в то же самое время имеют имущественные права, прежде всего, право на исключительное использование результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим они могут извлекать материальные выгоды и получать доходы на основе параллельно создаваемых имущественных отношений.
Отдельную разновидность составляют отношения по защите неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ. Данные отношения непосредственно не связаны с имущественными отношениями, хотя при нарушении соответствующих прав, свобод и благ наряду с другими мерами может применяться денежная компенсация причиненного их обладателям морального вреда. ГК стоит на позициях открытого перечня прав, свобод и других нематериальных благ, защищаемых гражданским законодательством, что значительно расширяет сферу его применения.
Сегодня особенно актуально звучат мысли о продолжении совершенствования именно области защиты неимущественных прав человека, поскольку растет правовое самосознание российских граждан, их стремление отстаивать неотъемлемые личные права.
Настоящая работа посвящена именно этим аспектам правового регулирования и имеет целью показать в дозволенном объеме широту охвата правовой защиты личных неимущественных прав человека.
Целью работы обусловлены задачи стоящие перед настоящим исследованием:
— привести определение понятия «личные неимущественные права»;
— показать регулирование личных неимущественных прав в гражданском законодательстве РФ;
— выявить сущность ряда специфических личных неимущественных отношений, регулируемых как гражданским правом, так и нормами других правовых отраслей.
В курсовой работе используются нормативные документы, материалы научных  трудов ряда отечественных авторов, комментарии к законодательству.
Структурно работа состоит из двух основных частей (глав), разделенных на параграфы, введения, заключения и списка использованных в исследовании литературных источников.

Глава 1. Понятие права интеллектуальной собственности.

Одним из видов собственности является интеллектуальная собственность, объекты которой представляют собой творения человеческого разума.

Интеллектуальной собственностью признаётся1 исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, научные открытия, литературные, художественные произведения, научные труды и т.п.)2

В нашей стране термин «интеллектуальная собственность», считавшийся неприемлемым с конца ХIХ в., вновь вошел в научный оборот и в законодательство в начале 90-х годов. Окончательно узаконен Конституцией РФ 1993 г. Хотя ст. 44 Конституции, посвященная свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, и не раскрывает содержание данного понятия, она подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом»3. Действующий ГК, который оперирует данным понятием, раскрывает в общем виде его в ст. 138. Анализ указанной статьи позволяет сделать определенный вывод о том, что под интеллектуальной собственностью в российском законодательстве понимается нечто, как совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Перечня конкретных объектов правовой охраны, подпадающих под понятие интеллектуальной собственности, Кодекс не содержит. Однако из ст. 138 ГК однозначно следует, что соответствующая правовая охрана результатов интеллектуальной собственности и других, приравненных к ним объектов обеспечивается лишь «в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами»1. Это означает, что для отнесения того или иного результата интеллектуальной деятельности или иного объекта к интеллектуальной собственности требуется прямое указание закона.

Подобный подход на сегодняшний день оправдан, поскольку, во-первых, пока еще отсутствуют реальные возможности для обеспечения правовой охраны любых интеллектуальных достижений, и, во-вторых, предоставление охраны некоторым результатам вряд ли целесообразно по чисто практическим соображениям. Так, не вызывает сомнений правомерность постановки вопроса о введении правовой охраны научных идей, гипотез, теорий и иных подобных научных результатов2. Проблема, однако, состоит в том, как создать соответствующий правовой механизм, не прибегая к коренной ломке сложившихся правовых институтов и не ставя препятствий для развития научно-технического прогресса. Пока попытки отдельных ученых и законодателей решить эту проблему какими-либо значительными успехами не увенчались. Примером объекта, охрана которого вполне может быть обеспечена в традиционных законодательных рамках, но вряд ли целесообразна на современном этапе, может служить видеозапись. В принципиальном плане видеозаписи ничем не отличаются от звукозаписей, охраняемых в качестве одного из объектов смежных прав, и с теоретической точки зрения, безусловно, должны быть причислены к объектам интеллектуальной собственности. Однако в настоящее время в большинстве стран, предусматривающих охрану смежных прав, видеозаписи объектами смежных прав не признаются. Не обеспечивается их охрана и Международной (Римской) конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961г. В этих условиях введение в российское законодательство специальной охраны видеозаписей нецелесообразно, тем более с учетом того, что них распространяются общие нормы авторского права.

Отсутствие в ГК указания на конкретные виды охраняемых объектов интеллектуальной собственности предоставляет возможность путем принятия соответствующих законов или внесения в них изменений и дополнений относить к их числу те или иные результаты интеллектуальной деятельности, т. е. более оперативно не меняя самого ГК решать все эти вопросы. Как показывает мировой опыт последних двух-трех десятилетий, число и виды охраняемых результатов интеллектуальной деятельности постоянно расширяются. Так, только за последние десять лет круг охраняемых в Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности пополнился полезными моделями, наименованиями мест происхождения товаров, топологиями интегральных микросхем, программами для ЭВМ, базами данных, служебной и коммерческой тайной, объектами смежных прав. Напротив, такие результаты интеллектуальной деятельности, как открытия и рационализаторские предложения, лишились практической охраны, хотя вопрос о них в законодательном плане до сих пор окончательно не решен. Так или иначе, конкретный состав объектов интеллектуальной собственности не находится в застывшем состоянии, а, напротив, постоянно уточняется и конкретизируется.

Характеризуя понятие интеллектуальной собственности нельзя обойти вниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международными соглашениями, тем более что в соответствии с Конституцией РФ те из них, в которых участвует Российская Федерация, являются составной частью российской правовой системы (п. 4 ст. 15). Наиболее полным образом понятие интеллектуальной собственности раскрывается в п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и художественной областях. В названной Конвенции, как и в ГК, термин «интеллектуальная собственность» используется в собирательном смысле, обозначая все права на результаты творческой деятельности и некоторые приравненные к ним объекты. Содержащийся в Конвенции перечень конкретных видов исключительных прав имеет примерный характер и может быть легко дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности. Очевидным является и то, что на Членов ВОИС не налагается обязательство обеспечить в своих странах охрану всех перечисленных в Конвенции прав, и они сами определяют круг охраняемых объектов интеллектуальной собственности, наконец, даже при слишком сильном желании в приведенном выше определении трудно усмотреть какую-либо связь (кроме чисто терминологического сходства) понятия интеллектуальной собственности и права собственности в его традиционном смысле.

Подводя определенный итог сказанному, можно отметить, что и современное российское законодательство, и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.

Глава 2. Содержание личных неимущественных прав.

Право авторства — право признаваться автором результата интеллектуальной деятельности.

Право авторства является основным личным неимущественным правом авторов (исполнителей) результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащим всем без исключения создателям таких результатов.

Глагол «признаваться» предполагает множественность субъектов — сам автор (т.е. признание автором своего авторства) и третьи лица (признание неограниченным кругом лиц авторства конкретного лица в отношении соответствующего результата интеллектуальной деятельности). Все указанные действия имеют общую основу — указание тем или иным способом имени автора в качестве такового на произведение либо в связи с его использованием.

Право на имя — право использовать или разрешать использование результата интеллектуальной деятельности под своим именем, под псевдонимом или анонимно.

Существуют три способа обозначения имени автора (исполнителя) при обнародовании и использовании произведения (исполнения): под настоящим именем автора (исполнителя), под псевдонимом, т.е. вымышленным именем, или без указания имени (анонимно). При этом в качестве псевдонима может выступать не только фамилия, имя, отчество либо фамилия и имя, но даже никнейм. К примеру, Высший Арбитражный суд РФ при рассмотрении дела установил, что обозначение «ZOTOB» является творческим псевдонимом автора Г.А. Зотова.

Действия по выбору способа обозначения имени автора (исполнителя) непосредственно предшествуют указанию выбранной формы его имени на произведении (экземпляре фонограммы), а также являются основанием для признания авторства соответствующего лица в отношении того или иного объекта. Ввиду такой тесной взаимосвязи права авторства и права автора на имя в доктрине встал вопрос о самостоятельности этих прав.

В отечественной науке сложилось четыре подхода по вопросу соотношения права авторства и права автора на имя.

Дискуссия. Первый подход состоит в том, что оба права рассматриваются в качестве самостоятельных (И.А. Близнец и К.Б. Леонтьев, Э.П. Гаврилов). В частности, Э.П. Гаврилов отмечал, что право авторства отражает фактическую работу автора по созданию произведения, а право автора на имя представляет собой право выбора способа указания имени автора при использовании произведения.

Противоположной позиции придерживался отечественный цивилист М.В. Гордон. Он не проводил различий между правом авторства и правом автора на имя, используя данные категории в качестве синонимичных. Соответственно, эти права включали в себя, во-первых, правомочие автора называть себя автором произведения, во-вторых, правомочие требовать при каждом использовании произведения обозначения имени лица, творческим трудом которого соответствующее произведение было создано, в качестве автора произведения.

Право автора на имя предлагается также рассматривать в качестве более широкой правовой категории, включающей в себя право авторства (Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц). Эти авторы утверждали, что содержание права автора на имя составляет, во-первых, правомочие именоваться автором произведения, что, по замечанию ученых, по сути, и является правом авторства, а во-вторых, правомочие выбора способа обозначения имени автора. Если произведение выпущено в свет лицом, не являющимся автором, под своим, чужим именем, либо без указания имени, то автор, требуя восстановления своего права на имя, в первую очередь будет просить о признании своего авторства на произведение.

Последний из рассматриваемых подходов сводится к тому, что право автора на имя не может рассматриваться в качестве самостоятельного права; оно несколько уже по содержанию, чем право авторства, и, по сути, является частью права авторства. Среди приверженцев данного подхода можно назвать С.А. Сударикова. В подтверждение своей позиции он приводит следующий аргумент: право авторства предполагает правомочие автора называть себя так, как он считает нужным. Таким образом, право выбора способа обозначения имени автора является лишь одной из реализации права авторства. Кроме того, С.А. Судариков отмечает, что иногда право авторства и право автора на имя совпадают — в случае использования обнародованного произведения два рассматриваемых нами права будут идентичны, так как имя автора должно в любом случае быть упомянуто.

Принимая во внимание тот факт, что российский законодатель объединил в Гражданском кодексе право авторства и право автора на имя, а также учитывая неразрывный характер действий по выбору способа указания имени автора и признание авторства произведения как третьими лицами, так и самим автором, возможно утверждать о наличии прочной связи двух личных неимущественных прав.

Право на неприкосновенность — право на защиту результата интеллектуальной деятельности от каких-либо изменений, сокращений, дополнений. Международно-правовое содержание права на неприкосновенность произведения (исполнения) предполагает юридически закрепленную возможность автора (исполнителя) противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение (исполнение), способному нанести ущерб чести или репутации автора (исполнителя). ГК РФ охраняет право на неприкосновенность произведения, исполнения в сопоставимом с положениями Бернской конвенции, договора ВОИС по исполнениям и фонограммам объеме.

ГК РФ по аналогии с Бернской конвенцией характеризует извращение, искажение произведения в качестве одного из видов изменений результата творческой деятельности автора.

Дискуссия. Вместе с тем обсуждается вопрос о целесообразности использования обоих терминов для характеристики возможных неавторизованных автором изменений произведения. Аргументы в пользу отказа в ГК РФ от термина «извращение» приводит А.Г. Матвеев. В частности, он указывает, что извращение произведения не затрагивает его количественных характеристик — объем произведения, его протяженность, — а приводит к изменению авторской концепции произведения, т.е. его качественных характеристик (к примеру, изменение характеров героев произведения, колоризацию фильма). Примечательно, что в некоторых зарубежных актах понятие «извращение произведения» как раз и характеризуется через изменение качественны характеристик произведения. К примеру, согласно подп. «в» п. 1 ст. 14 закона Азербайджана «Об авторском праве и смежных правах»»" автор имеет право противодействовать извращению содержания произведения.

Искажение, по мнению А.Г. Матвеева, включает в себя изменение не только качественных, но и количественных характеристик произведения, т.е. является более широким понятием по сравнению с термином «извращение», охватывая, таким образом, и действия по извращению произведения.

Весомым аргументом в обосновании необходимости отказа от использования термина «извращение произведения» является также и то, что подобный подход уже был отражен в регулировании охраны смежных с авторскими прав'. Речь идет о праве не неприкосновенность исполнения, закрепленного в подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ, согласно которому право на неприкосновенность исполнения определяется через право на защиту от всякого искажения, т.е. от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Закон не определил, любое ли изменение, внесенное в произведение без соответствующего разрешения автора, может быть рассмотрено в качестве нарушения права на неприкосновенность произведения. Отсутствует по этому вопросу и сложившаяся судебная практика.

Для его разрешения, во-первых, необходимо определиться, является ли ущерб чести, достоинству, деловой репутации автора обязательным квалифицирующим признаком нарушения права автора на неприкосновенность произведения. В российской доктрине по признаку наличия либо отсутствия законодательного запрета нанесения ущерба чести, достоинству, репутации автора в качестве обязательного условия признания тех или иных действий нарушающими право на неприкосновенность произведения существует деление на страны, придерживающиеся объективного подхода, подразумевающего обязательное наличие указанного признака, а также страны, использующие субъективный подход — т.е. те, в законодательстве которых любое изменение, внесенное в произведение без согласования с автором, признается нарушающим право на неприкосновенность (П.В. Степанов, А.Г. Матвеев). В Европе субъективного подхода придерживаются такие страны, как Польша, Чехия, Франция. Примером объективного подхода можно считать Данию (п. 2 ст. 3 Закона Дании «Об авторском праве» 2014 г.), закрепляющую, что произведение не должно быть изменено либо представлено публике способом, либо в обстановке, которые бы вредили художественной или артистической репутации, или индивидуальности автора6.

В отечественном авторском праве практиковался как субъективный, так и объективный подходы. Например, в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. был отражен субъективный подход — согласно ст. 480 ГК РСФСР 1964 г. запрещалось снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. В предшествующем четвертой части современного ГК РФ Законе об авторском праве 1993 г., напротив, право на неприкосновенность произведения было заменено правом на защиту репутации автора, которое предполагало запрет на любое посягательство в отношении произведения, включая его название, способное нанести ущерб чести и достоинству автора.

Современный ГК РФ, по аналогии с Бернской конвенцией, запрещает неавторизованное внесение любых изменений. Наряду с этим, как и Бернская конвенция, ГК РФ предусматривает и самостоятельное правонарушение — изменение произведения, порочащее честь, достоинство или деловую репутацию автора. Как часто указывают российские суды, для применения, предусмотренного п. 2 ст. 1266 ГК РФ способа защиты требуется доказать не только факт нарушения авторских прав, но и порочащий характер этих нарушений. При этом одно лишь нарушение авторских прав не влечет за собой ущерба чести, достоинства и деловой репутации автора произведе-ния1. Между тем, в российской судебной практике по состоянию на 27 июня 2016 г. не было обнаружено ни одного положительного решения суда, удовлетворившего исковые требования на основании п. 2 ст. 1266 ГК РФ.

Что касается толкования понятия «изменение произведения», то в настоящее время охарактеризовать судебную практику по данному вопросу как устоявшуюся достаточно сложно. Основной трудностью, возникающей у истцов по данной категории дел, является проблема доказывания факта внесения изменений в произведения, а также установление лица, внесшего изменения (к примеру, это касается случая внесения изменений в проектную документацию). Кроме того, ни ГК РФ, ни Бернская конвенция, за исключением рассмотренного выше квалифицирующего признака в форме ущерба чести, репутации автора, а также отсутствия согласия автора на внесение таких изменений, не предъявляют каких-либо требований к обязательным характеристикам изменений произведения для установления факта нарушения права на неприкосновенность. Из этого следует, что закон запрещает любые изменения, внесенные в произведение без согласия автора.

Вместе с тем в российской судебной практике встречаются примеры, когда суд отказывал в удовлетворении исков о нарушении права на неприкосновенность произведения, даже когда, к примеру, оно было опубликовано с орфографическими ошибками, которые допускал издатель, что не только фактически являлось изменением формы произведения, но потенциально наносило вред репутации автора, либо, когда значительные правки орфографии текста не были согласованы с автором.

Право на обнародование — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.

Право на обнародование произведения, закрепленное в ст. 1268 ГК РФ, реализуется через решение автора, будет ли произведение представлено публике, а также через определение характеристик такого преставления — время, место, способ. Кроме того, наряду с публичным показом, исполнением, сообщением в эфир или по кабелю, в качестве способа обнародования названо опубликование произведения. Иногда в российской доктрине право на опубликование произведения даже выделяют в качестве самостоятельного личного неимущественного права автора.

При сравнении терминов «обнародование» и «опубликование» наиболее часто в доктрине можно встретить вывод о том, что опубликование произведения возможно несколько раз, а обнародовать произведение можно лишь однократно.

В ранее действовавшем ГК РСФСР (ст. 476) наряду с понятием «опубликование» использовалось идентичное ему понятие «выпуск в свет». При сравнении положений ГК РФСФР и действующего ГК РФ нетрудно заметить, что понятие «опубликование» в этих нормативно-правовых актах далеко не равноценно. Опираясь на определение термина «опубликование», данное в ст. 1268 ГК РФ, а также на дефиницию понятия «опубликованных произведений» Бернской конвенции, можно сделать вывод, что результатом процесса опубликования произведения обязательно должны стать экземпляры произведения, выраженные в материальных носителях. Включение ГК РСФСР в понятие «опубликование» таких форм, как публичный показ, публичное исполнение, таким образом, не вполне отражало смысл термина «опубликование произведения». Более того, понятие «опубликование», использованное в ГК РСФСР, более близко по содержанию к термину «обнародование», используемому в ГК РФ.

Таким образом, существуют два основных отличия понятия «обнародование произведения» от понятия «опубликование произведения». Во-первых, обнародовать произведение возможно лишь единожды, в отличие от потенциально многократного опубликования произведения. Вторым отличием является неограниченное количество способов опубликования произведения и обязательное наличие материальных экземпляров произведения как неизбежный результат опубликования.

Право на отзыв — право автора до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании. В отличие от ГК РФ ранее действовавший Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. предусматривал возможность реализации права на отзыв произведения и после его обнародования. В этом случае автор был обязан публично объявить свое решение об отзыве произведения. Тем не менее логика ГК РФ также объяснима. Изъятие уже выпущенных экземпляров из оборота (например, продающихся в магазине книг) может представлять существенную трудность (при этом с учетом объемов современных продаж маловероятной представляется реальная возможность изъятия всех уже приобретенных третьими лицами экземпляров произведений). Кроме того, право на отзыв может быть реализовано в отношении не всех объектов авторского права. С учетом прикладного характера программ ЭВМ, служебных произведений, а также очевидных трудностей «разделения» сложных произведений, в отношении названных объектов реализация права на отзыв запрещена (п. 2 ст. 1269 ГК РФ).

Кроме вышеуказанного ограничения по кругу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности российский законодатель не вводит дополнительных условий реализации права на отзыв произведения. Это относится и к возможным причинам осуществления права на отзыв. Вместе с тем в зарубежном праве встречаются примеры прямого указания на ограничение по кругу возможных причин реализации права на отзыв произведения. К примеру, в ст. 62 португальского Кодекса об авторском праве и смежных правах, указано, что право на отзыв может осуществляться лишь при наличии на то моральных причин. Как указывает Патрисия Акестер в отношении охраны в Португалии права на отзыв, оно может быть реализовано автором, когда он осознает, что произведение больше не является отражением его личности. Указание на «моральные» причины отзыва произведения также содержатся в итальянском законодательстве — ст. 142.1 Закона Италии «Об авторском праве и смежных правах» 1941 г.3 В ст. 4 (1) Закона Греции «Об авторском праве, смежных правах и вопросах культуры» сказано, что автор вправе отозвать свое произведение ввиду изменения его взглядов либо обстоятельств.

Несмотря на то, что право на отзыв несомненно обладает своими особенностями, является одним из законодательных исключений, позволяющих автору правомерно нарушить свои договорные обязательства, ввиду специфики содержания этого правомочия, особенно в рамках российского законодательства, можно утверждать, что оно является «обратной» формой реализации права на обнародование произведения.

Глава 3. Личные неимущественные права интеллектуальной собственности

Авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права.

Личными неимущественными правами интеллектуальной собственности являются:

1) право на признание человека создателем (автором, исполнителем, изобретателем и т.п.) объекта права интеллектуальной собственности;

2) право препятствовать любому посягательству на право интеллектуальной собственности, способное нанести ущерб чести или репутации создателя объекта права интеллектуальной собственности;

3) другие личные неимущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

Личные неимущественные права интеллектуальной собственности принадлежат создателю объекта права интеллектуальной собственности. В случаях, предусмотренных законом, личные неимущественные права интеллектуальной собственности могут принадлежать другим лицам.

Личные неимущественные права интеллектуальной собственности не зависят от имущественных прав интеллектуальной собственности.

Личные неимущественные права интеллектуальной собственности не могут отчуждаться (передаваться), за исключениями, установленными законом.

Имущественными правами интеллектуальной собственности являются:

право на использование объекта права интеллектуальной собственности;

исключительное право разрешать использование объекта права интеллектуальной собственности;

исключительное право препятствовать неправомерному использованию объекта права интеллектуальной собственности, в том числе запрещать такое использование;

другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

Законом могут быть установлены исключения и ограничения в имущественных правах интеллектуальной собственности при условии, что такие ограничения и исключения не создают существенных препятствий для нормальной реализации имущественных прав интеллектуальной собственности и осуществления законных интересов субъектов этих прав.

Имущественные права интеллектуальной собственности могут согласно закону быть вкладом в уставный капитал юридического лица, предметом договора залога и других обязательств, а также использоваться в других гражданских отношениях.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случаях перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу.

Владельцам права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг (далее — средства индивидуализации) принадлежат в отношении этих средств имущественные права.

Право считаться автором результата интеллектуальной деятельности (право авторства) является личным неимущественным правом и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности.

Право авторства не передается и является неотчуждаемым.

Если результат создан совместным трудом двух или более лиц, они признаются соавторами. В отношении отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности законом может быть ограничен круг лиц, которые признаются соавторами всего творения в целом.

Владельцу имущественных прав на результат интеллектуально й деятельности или средств индивидуализации принадлежит исключительное право правомерного использования этого объекта интеллектуальной собственности по своему усмотрению в любой форме и любым способом.

Использование иными лицами интеллектуальной собственности, в отношении которой владельцу принадлежит исключительное право, допускается только с разрешения правовладельца.

Владелец исключительного права на объект интеллектуальной собственности имеет право передать его другому лицу полностью или частично, имеет право разрешить другому лицу использовать этот объект и имеет право распорядиться им другим способом, не противоречащим законодательству.

Ограничение исключительных прав, в том числе путем предоставления возможности использования объекта интеллектуальной собственности иными лицами, признание этих прав недействительными и их прекращение (аннулирование) допускается в случаях, порядке и границах, установленных законодательством. Ограничение исключительных прав допускается при условии, что оно не вредит нормальному использованию объекта интеллектуальной собственности и не затрагивает безосновательно законных интересов правовладельцев.

Имущественные права, принадлежащие владельцу исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, если иное не предусмотрено законодательством, могут быть переданы их правовладельцем полностью или частично другому лицу по договору, а также переходят в порядке наследования и вследствие ликвидации юридического лица — правовладельца.

Передача имущественных прав по договору и их переход в порядке наследования не влекут передачи или ограничения права авторства и других неотчуждаемых и непередаваемых исключительных прав . Условия договора о передаче или ограничении таких прав являются ничтожными.

Исключительные права, передающиеся по договору, должны быть определены в нем. Права, не указанные в договоре, как отчуждаемые, признаются непереданными, поскольку не доказано иное.

К договору, предусматривающему предоставление исключительного права в период его действия другому лицу на ограниченное время, применяются правила о лицензионном договоре. Исключительное право на объект интеллектуальной собственности действует в течение времени, установленного законодательством, при этом законом может быть предусмотрена возможность продления такого срока.

Личные неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности действуют бессрочно.

В случаях, предусмотренных законом, действие исключительного права может прекращаться вследствие неиспользования этого права в течение определенного времени.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором такой результат или средство индивидуализации воплощены.

Заключение

В соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами, в рамках данной курсовой работы было проведено исследование современной правовой базы (российской и международной) в сфере авторского права, а также выявлены нововведения и проведен сравнительно-правовой анализ современного законодательства России об авторском праве, которое отвечают международным стандартам в этой области. На основе чего можно сделать следующие выводы. В результате проведенных исследований можно отметить, что авторское право и регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использовании произведений литературы, науки и искусства. Авторское право, как самостоятельный институт гражданского права, включает: всемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов и правообладателей; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом. После принятия ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации была произведена кодификация (включение всех законодательных норм по авторскому праву в текст в ГК РФ с одновременной отменой действовавших специальных законов в этой области) правовых норм, которые регулируют порядок использования в гражданско-правом обороте и охрану авторских прав. Новая часть Гражданского кодекса России текстуально в значительной части повторяет положения уже действующих законодательных актов, регламентирующих авторское право, в том числе положения закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Однако имеется также ряд нововведений. Например, на сферу авторского права были распространены возможности по заключению договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав (ст.ст. 1234 и 1285 ГК РФ). В целом законодателем: изменено правовое регулирование договорных отношений в сфере авторского права; модифицированы положения о коллективном управлении авторскими правами; произведено совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав; усилена ответственность за нарушения авторских прав. Авторское право распространяет свое действие как на обнародованные, так и на необнародованные произведения науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной (материализованной) форме. Помимо автора произведения (физического лица, творческим трудом которого создано произведение) правообладателями могут быть признаны и иные лица (как физические, так и юридические), которым авторское право принадлежат на основании закона, переходят по наследству либо по договору. В соответствии с гражданским законодательством России авторское право реализуется в правоотношениях, которые связаны с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право – это относительно новая область отечественной юриспруденции, поэтому при дальнейшем совершенствовании современного законодательного, обеспечения его в ходе правоприменения необходимо достичь соответствия законотворческой и правоприменительной практики основным целям, которые стоят перед авторским правом: способствовать созданию максимально благоприятных условий для появления творческих результатов, широкого распространения интеллектуальных ценностей, сохранения, распространения и пополнения культурного наследия. Все это позволит создать эффективный механизм правового регулирования авторского права и обеспечить надлежащую защиту прав субъектов, которые создают и использующих результаты деятельности авторов произведения. Однако законодателем, например, не разработан понятийный аппарат авторского права, отсутствует легальное определение или толкование многих важных терминов, критериев. В законодательстве не содержаться специальные нормы, которые бы обеспечивали надлежащую защиту авторских прав несовершеннолетних авторов, авторов, которые признаны законом недееспособными и т.д. Однако, в целом законодательство России представляет авторам и иным правообладателям достаточно объемный набор правовых средств для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих авторов и правообладателей.

Список использованной литературы

1. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (принята на всероссийском голосовании) // Российская газета - 25 декабря 1993 г. - № 237.

2. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сент. 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР. – 1973. – №24.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 4 от 18.12.2006г. № 230 -ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 52 (часть I).

5. Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках авторских вознаграждений за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21.03.1994 г. № 218. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1994 - № 13.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" от 19.06.2006 № 15 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61076/

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" от 26.04.2007 №14 // https://rg.ru/2007/05/05/sud-prava-dok.html

8. Антимонов Б. С, Флейшиц Е.А. Авторское право.- М., 2015.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69-71. / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2016.

10. Гражданское право: Учебник: В 3 томах. / Под ред. А.П. Сергеева. - М., 2016.

11. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. / Под ред. Савельевой И.В. - М., 2014.

12. Климова Л.В. Защита авторских прав в РФ. // Закон и право. – 2007. - № 3

13. Козырев В.А., Леонтьев К.Б. Авторское право. Вводный курс. - М., 2013..

14. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.Л. Маковского - М., 2015.

15. Космовская И.Л. Защита авторских прав. // Юридический мир. – 2008. – № 4.

16. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. – М., 2014.

17. Российское гражданское право. В 2 томах. / Под ред. Е.А. Суханова. - М., 2016.

18. Позднякова Е.А. Авторское право. Учебник и практикум. - М., 2016.

19. Судариков С.А. Авторское право. Учебник. - М., 2015.

20. Усольцева С.В. Защита прав на использование произведений, переданных по авторскому договору // Сибирский юридический вестник. - 2000. - № 2.

21. Федоскина Н.И. Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды. // Журнал российского права. – 2007. – № 11 26. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. – М., 2016.