Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Пути формирования государства)

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Так же как процессы исчезновения одних государств и появления других продолжается смена политических режимов. Например, такие памятные события как объединение Германии, развал СССР, Югославии, Чехословакии, «революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» в Украине и Киргизии, пока не получили каких-либо оценок, характеристик с точки зрения происхождения государства и права, то есть дают новую почву для размышлений.

К числу таких закономерностей, выявленных и подтвержденных современной наукой, относится тот факт, что государство и право существовали не извечно, а появились на определенной ступени развития человечества.

Изучение процесса происхождения государства в науке и общественной практике имеет существенное значение. Правильное понимание причин, условий и закономерностей их возникновения.

Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства.

Предмет- анализ происхождения теорий государства , а также определение причин и основ возникновения государства.

Цель моей курсовой работы предполагает исследование и решение следующего круга задач:

Выделить причины и основы происхождения государства,рассмотреть основные причины возникновения государства,рассмотреть основные теории возникновения государства, их роль в системе развития государства и проблемы познания.

Глава 1. Причины возникновения государства

Государство - это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».1

В современной науке государство в узком смысле понижается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. п.2

Эволюционные этапы развития человечества показывают нам как потребности человека, привели его от присвоения готовых животных и растительных форм к непосредственной трудовой деятельности, направленной на преобразование даров природы в орудия труда, готовые изделия для обмена и продажи и для обеспечения своей жизнедеятельности. Именно потребность в производящей экономике послужила толчком к разделению общественного труда на три основные составляющие - отделение скотоводство от земледелия, отделение ремесла и обособление слоя людей, занятых в сфере обмена (торговля). Эти крупные события становления государства послужили столь же крупным последствиям в общественной жизни, в изменившихся условиях довольно высоко возросла роль мужчин в обществе, которая стало более приоритетна для государства, в сравнении с женским трудом по ведению домашнего хозяйства.3

______________

1. Мухаев Р.Т. "Политология"2000 года, 400 стр. (стр 4-7; 8-10);

2 Пугачев В.П. Соловьев А.И. "Введение в политологию" 2000 года, глава 14

3 В.Н.Хропанюк "Теория государства и права" : учебник - М., 2008г стр 45

На этом этапе развития государства ярко прослеживается переход прав правления от матриархального к патриархальному, где родство уже ведётся по отцовской линии, а не по материнской.1

Помимо перехода правления, родовая община постепенно начинается делиться на патриархальные семьи (земледельцы, скотоводы, ремесленники), и их интересы зачастую перестали совпадать с интересами рода.2

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:3

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противополож­ностей и демократизации общества государство все более ста­новится надклассовой, общенациональной организации;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

______________

1В.Н.Хропанюк "Теория государства и права" : учебник - М., 2008г.стр 46

2Н.А.Власенко "Теория государства и права": учебное пособие - М., 2011 стр 68

3 Пугачев В.П. Соловьев А.И. "Введение в политологию" 2000 года,Р.V- глава 14

г) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами;1

д) психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и иму­щество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального ор­гана — государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государство — США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие.2

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.3

______________

1Соловьев.А.И "Политология"/Г.У им. Н.И. Лобачевского-М 2000.С.22

2Пугавева В.П "Политоголия"/АСПЕКТ ПРЕСС-М.2000. С.39

3 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1992, N 6

Глава 2. Общие закономерности возникновения государства

Возникновение государства исторически обусловлено определённым этапом развития общества.

Первобытный строй - первоначальный этап развития общества, насчитывающий по современным данным свыше 2 млн. лет. В развитии первобытнообщинного строя выделяют три основных этапа развития:

1. Первобытное стадо (каменный век)

2. Родовая община, то есть более организованное объединение людей в род (поздний неолит)

3. Разложение родовой общины

4. Первобытнообщинному строю были свойственны:

5. Общественная власть (род, племя, союз племен)

6. Общая собственность (орудия и средства производства)1

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. 2

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.3

______________

1 Энгельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности, государства.». М. 1985

2 Теория права и государства:Учебник для вузов. /Под ред. профессора Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 2001. – С.73

3 Теория государства и права. / Под ред. А.И.Королева. – СПб.: Юрист, 2000. – С. 101.

Основные закономерности, которые привели к возникновению государства:

  • Три крупных общественных разделения труда. Первое крупное разделение труда: отделение скотоводства от земледелия, отсюда следует первое разделение общества на два класса: господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Второе крупное разделение труда - это отделение ремесла от земледелия. Далее произошло выделение купцов - людей знатных только обменом продуктов - это послужило третьему крупному разделению труда.
  • Появление прибавочного продукта (излишка). Овладение огнём, появление новых металлов, бронзы и меди, способствовало развитию ремесла, изобретается ткацкий станок, всё это послужило повышению производственности труда. Возник прибавочный продукт (излишек), который в данных условиях уже мог быть использован как для обмена, так и для продажи.
  • Отделение человека от мира животных. При первобытнообщинном строе люди работали сообща всё, что производилось, сдавалось в общий котёл, а затем распределялось между всеми. Люди использовали каменные орудия труда и существовали за счёт готовых продуктов природы. Занимались собирательством, то есть поиском съедобных растений и плодов, охотой, рыбной ловлей. В дальнейшем скотоводством - то есть искусственным разведением животных. С появлением плуга, оросительного земледелия люди научились искусственно выращивать съедобные растения.
  • Рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладение огнём, развитие оросительных систем влечет необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
  • Возникновение семьи (матриархат-патриархат).
  • Появление частной собственности на орудия труда и средства производства. Появились более совершенные орудия труда, новые продукты потребления. Возникает частная собственность на землю. Расслоение общества на бедных и богатых. “Различие между богатыми и бедными, выступают наряду с различием между свободными и рабами”. 1
  • Образование территориальной общины, расселение людей в одной местности.

Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые; необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.2

______________

1 Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. - М., 1985. - С. 258

2 Лекции по ОТП. Сущность государства. Институт управления и права. URL:https://studfiles.net/preview/5021933/ (Дата обращения: 10.07.2019)

В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ.1

Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю.Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.2

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы и наоборот.3

______________

1 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. 117 стр.

2 Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. Гл. 2.

3 Марченко М.Н.Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах– М. Юридический колледж МГУ, 1995 С. 246.

Глава 3. Пути формирования государства

Государство – это политическая структура особого рода, возникшая на определенно этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.1 Вопрос о происхождении государства естественно является спорным.

О причинах возникновения государства говорится в различных теориях (их подробнее мы рассмотрим в третьей главе). Это и теологическая теория (причина – божественная сила), и договорная (сила разума и сознания), и психологические причины, органическая теория со своими биологическими факторами, теория насилия и т.п.2

Подобное многообразие мнений обусловлено следующими факторами:

- на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, религиозные и пр.;

- мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

- объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;

- также часто мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и увлекаясь не замечали влияния на развитие других факторов.3

1 Политология. Южно-Уральский Государственный Университет URL: https://studfiles.net/preview/5946923/page:4/ (Дата обращения : 09.07.2019)

2 Теория государства и права. / Под ред. А.И.Королева. – СПб.: Юрист, 2000. – С. 102.

3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – Второе издание, перераб. и доп. – Москва: ЮРИСТЪ. 2005. – С. 32-33.

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV - III тыс. до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в II - I вв. до н.э. и I тыс. н.э. были связаны увеличение населения Америки и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев.1

Условно можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:

  • 1) восточный:
  • 2) западный:
  • 3) синтезный.2

Различия между ними состоят в том, каким имен образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе публичной политической власти, монопольно правящей группы.

Конкретно-исторические формы государства, его функции зависели от характера воспроизводства общественной жизни, то есть создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики к производящей.3

______________

1 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М., 1999. С. 7.

2 Мухаев Р.Т.Правовые основы Российского государства. URL: https://studfiles.net/preview/1463000/page:2/ (Дата обращения: 09.07.2019)

3 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2003. С 55

3.1 Восточный путь возникновения государства

Как было сказано выше, сюда относят наиболее древние государства: Древний Египет, Месопотамию и др. Они возникли вследствие разложения первобытных отношений. Роль вождя постепенно повышалась. Именно ему и близким к нему людям начали доставаться основные богатства, добытые в войнах и походах.1

Отсюда происходит окончательная и бесповоротная ликвидация первобытного равенства. Окружение вождя превращается в знать. Возникает необходимость в новых, более жестких формах управления обществом.

Непосредственной предпосылкой (поводом) к возникновению государства на Востоке явилась необходимость вести масштабные работы (в Египте это были ирригационные работы в долине Нила), в частности их организовывать. Вождь превращается в монарха (фараона, царя и т. п.), а его окружение – в управленцев, быстро разрастается управленческий аппарат.2

Таким образом, можно сформулировать основные черты восточного государства:

  • Господство государственной собственности, причем единственным собственником долгое время выступал монарх;
  • Как следствие – низкий уровень развития орудий производства;
  • Неспособность общества к модернизации;
  • Огромная роль государственного аппарата;3

______________

1 Мардалиев Р.Т Правоведение URL: https://aldebaran.ru/author/t_mardaliev_r/kniga_pravovedenie/read/ (Дата обращения: 11.07.2019)

2 Иванов А.А. ,Иванов В.П. «Теория государства и права» М. 2007. - 303 с.

3 Борисов Г. А. «Теория государства и права». - Изд-во БелГУ, 2007. - 292 с.

Многие из этих черт до сих пор сохраняются в странах Ближнего и Среднего Востока, которые, в отличие от Японии и других стран Дальнего Востока, не прошли западную модернизацию в XX в. Несмотря на то что в этих мало изменившихся за много тысячелетий государствах приняты конституции, новые законы и избираются президенты, общественные отношения мало отличаются от тех, которые имели место в период их становления. Поэтому их принято называть традиционным обществ.

Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.2

Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин, и общинники считаются свободными, однако, фактически, реально «всё стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократическо-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом3

В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка.

1 Мардалиев Р.Т Правоведение URL: https://aldebaran.ru/author/t_mardaliev_r/kniga_pravovedenie/read/ (Дата обращения: 11.07.2019)

2 Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 67.

3 Домарксистский период: Учебник./ Под ред. О.Э. Лейста. - М.: 1991.. С 98

3.2 Западный путь возникновения государства.

Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь также зарождение государства строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).1

Формировалась новая публичная власть, которая уже не совпадала непосредственно с населением. Она состояла не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений, которых не было при родоплеменном строе.2

Принятие христианства обеспечило знатным франкам поддержку галло-римской знати и католической церкви. Становление государства франков происходило сравнительно быстро - в течение жизни одного поколения. Во многом этому процессу способствовали победные войны и, как следствие, быстрая классовая дифференциация общества.3

1 Пути формирования государства:западный URL: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/ (Дата обращения 12.07.2019)

2 Н.И. Матузова и А.В. Малько. Теория государства и права 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2006.

3 Мелехин А.В Теория государства и права/М 2005. С.6

Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. Городское право, несмотря на закрепленные в нем некоторые чисто феодальные институты, по своему основному содержанию предвосхищало буржуазное право.1

Особое место в формировании общеевропейского права сыграло каноническое право, так как оно разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, было экстерриториальным и универсальным, а также регулировало все основные сферы жизнедеятельности общества.2

В основе этого лежало оживление экономической жизни, особенно торговли. Рецепцию римского права поддержала и церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.3

В отличие от восточного, западный путь был явлением своего рода уникальным, исключением из общего правила. Именно западное общество стало движущей силой истории, европейские государства в короткий срок обогнали значительно раньше возникшие восточные империи.

1 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А, и проф. Жидкова О. А. — М.: Издательская группа ИНФРА М— НОРМА, 1997. — 480 с

2Студенческая библиотека онлайн URL: https://studbooks.net/1090959/pravo/zapadnyy_put (Дата обращения: 12.07.2019)

3 Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право, 2002, №6 С-12

3.3 Синтезный путь возникновения государства.

Он был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу  раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп в первую очередь происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций.1

Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий была обусловлена угрозой извне.

Длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой возможно лишь при объединении усилий общинников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной.2

Однако в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности.

Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также в результате своей экономической неэффективности.

В качестве примеров можно привести Византию – государство, давно уже не существующее, а также Россию и Германию (до определенного момента, поскольку в Новое время Пруссия, а затем и вся Германия стали эволюционировать в сторону западного типа государства, к которому они окончательно примкнули после поражения в Первой и Второй мировых войнах).3

1История государства и права зарубежных стран URL: https://studme.org/93598/pravo/sinteznyy_put_vozniknoveniya_gosudarstva (Дата обращения:06.07.2019)

2 Рассолов М.М.. Курс лекций по Теории государства и права. Часть 1 - Теория государства. 2010 С-13

3 Мардалиев Р.Т Правоведение URL: https://nice-books.ru/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/yurisprudenciya/page-3-200367-r-mardaliev-pravovedenie.html (Дата обращения 06.07.2019)

Выделим основные черты синтезного пути:

  1. влияние Востока: огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
  2. как следствие – преобладание государственной и недооценка частной собственности;
  3. государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы (или родственные народы, как Пруссия), что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
  4. господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
  5. активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).1

Длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой возможно лишь при объединении усилий общинников. Управленческие функции в данных условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной.2

Итак, на процесс формирования государства по синтезному пути влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Но важное значение имеет влияние опыта других государств, к примеру, германские племена в строительстве государства использовали опыт и институты Древнего Рима. А восточные славяне оказались сначала под влиянием варягов, затем Византии, заимствовав у нее государственную религию, институты и принципы их строительства и функционирования.3

1 Мардалиев Р. Т. Правоведение URL: https://law.wikireading.ru/14889 (Дата обращения 07.07.2019)

2 Марченко М.Н.Теория государства и права– М. Юридический колледж МГУ, 1995 С. 246.

3 Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000. – С. 51-52

Глава 4.Основные теории возникновения государства

Уяснение этого вопроса необходимо в связи с тем, что ни в мировой, ни в отечественной юриспруденции не существует единообразных взглядов на происхождение государства и права. Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства, по-разному объясняют причины его возникновения.1

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права.2

В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую (классовую).3

1Лекции по ОТП Кирейко. URL: https://studfiles.net/preview/5706960/page:7/ (Дата обращения 11.07.2019)

2 Венгерова А.Б Теория государства и права. Вып.1-М.2002.С. 48-49

3Основные теории происхождения государства и права https://studwood.ru/1248623/pravo/teorii_proishozhdeniya_gosudarstva (Дата обращения 11.07.2019)

4.1. Теологическая теория происхождения государства, Патриархальная теория происхождения государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.

Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).1

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены.

Теологическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".2

Древнекитайская концепция. Волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба.

1Политическая мысль Августина Аврелия и Фомы URL: https://vuzlit.ru/844746/politicheskaya_mysl_avgustina_avreliya_i_fomy_akvinskogo (Дата обращения 12.07.2019)

2 Мухаев Р.Т Правовые основы Российского государства URL: https://studfiles.net/preview/1463000/page:2/ (Дата обращения 12.07.2019)

3 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.С-42

По мнению представителей Теологической теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей, поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем.1

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.2

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение.

В русле такого понимания и освещаются в мифах темы жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.3

______________

1 Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юрист, с.-30.

2 Теологическая теория С.4 URL: https://helpiks.org/8-75830.html (Дата обращения 12.07.2019)

3 Якушев А.В. Теория государства и права / А.В. Якушев. – М.: «Издательство Приор», 2000. – 192 с.

Достоинства данной теории - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостатки - данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной.1

Патриархальная теория.

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство состоит из разрастающийся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи и становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. 2

Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения).3

1 Кулаков В.А Происхождение государства и права/М 2002.С.3

2 В. Червонюк, И. Калинский, Г. Иванец. Энциклопедический словарь «Конституционное право России», 2002 г.

3 Патриархальная теория происхождения государства и права URL: https://vuzlit.ru/1352734/patriarhalnaya_teoriya (Дата обращения 12.07.2019)

В государстве находит свое завершение и политическая природа человека. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства.

Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.1

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.2

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер - английский политический писатель. Филмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям.3

Сочинение Филмера «Патриарх» было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Филмера обратили внимание на несуразность многих её положений.

Например, из теории Филмера следовало, что монархов должно было бы быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло.

1 Лазарева В. В Общая теория права и государства. 1994. Тема 5, с. 41

2 Теории происхождения государств. М.Г.О социально-гуманитарный институт С.2 URL: https://studfiles.net/preview/2780806/page:2/

3 Новгородцев П.И. Указ. соч. С. 103.

Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства, а также других социальных институтов. В России подобной теории придерживался русский социолог Н.К. Михайловский (1842 - 1904 гг.).1

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, согласно патриархальной теории:

- монарх является отцом всего народа;

- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.2

4.2. Договорная теория происхождения государства, Органическая теория происхождения государства

Договорная теория

Разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

Теория договорного происхождения государства возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

1Теории происхождения государств. М.Г.О социально-гуманитарный институт С.2 URL: https://studfiles.net/preview/2780806/page:2/

2 Анализ теорий происхождения государства URL: https://vuzlit.ru/812059/analiz_teoriy_proishozhdeniya_gosudarstva

3 Цит. По: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.127.

Виднейшие представители Договорной теории:

Гуго Гроций (10 апр. 1583 –28 авг. 1645) голл. государственный деятель, философ, занимался философией права. Создал новую теорию естественного и народного права; требовал терпимости по отношению ко всем положительным религиям, но нетерпимости по отношению ко всем тем, кто отрицал существование Бога и бессмертия.1

Согласно Гроцию, в праве совпадает намерение Бога с человеческим разумным пониманием; ценность поступка определяется внутренним отношением и убеждением.

Жан-Жак Руссо (28 июня 1712, — 2 июля 1778) — французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также дилетант-музыковед, композитор и ботаник.2

Джон Локк (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Томас Гоббс (5 апреля 1588 — 4 декабря 1679) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

______________

1 Маркс К. История политич. учений, М., 1965, с. 215

2Француз. Просвещение Карельская государственная педагогическая академия URL: https://studfiles.net/preview/5576656/page:2/ (Дата обращения 13.07.2019)

3 Гоббс, Т. Сочинения. В 2 т. - М., 1964.- Т. 2. - 415с.

Александр Николаевич Радищев (20 августа 1749 года — 12 сентября 1802 года) — русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.1

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая широкое распространение в XVII–XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии — Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке — Руссо.

В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749–1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа.2

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Тем не менее, это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества.

Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

1 Жизнь русского мыслителя Александра Радищева URL: https://studwood.ru/763828/istoriya/aleksandr_nikolaevich_radischev_1749_1802

2 Теории происхождения государства URL: https://vuzlit.ru/798368/dogovornaya_teoriya

3 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. –М., 2000.

Органическая теория

Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного.1

Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.2

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше.

Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

______________

1 Происхождение государства URL: https://vuzlit.ru/1384197/organicheskaya_teoriya

2 Спенсер Г. Основная психология СПб 1897. изд. 2007

3 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник: В 2 т. М.: Тон-Приор, 1999. C-32

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

- люди образуют государство, как клетки - живой организм;

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).2

Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла.

Кроме того, органическая теория страдает умозрительностью, и поэтому многие ее обвиняют в том, что она ненаучна.

1 Теории происхождения государства и права URL: https://studwood.ru/861050/pravo/organicheskaya

2 Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2003. - С. 202

3 Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб.: Питер, 2003. C-45

4.3. Психологическая теория происхождения государства, Иррационная теория происхождения государства

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появлениетосударственности с особыми свой¬ствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.1

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др.

Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите и возникает власть государственная.2

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобные психические начала личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.

______________

1 Личный конспект ТГиП.

2 И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 4 с.

3 Теория государства и права. Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова .

Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способны¬ми к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения,психики человека.1

Под этими свойствами подразумеваются:

• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. необходимость их обуздания.2

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.

1Правоведение. Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС (ПАГС)- С.2 URL: https://studfiles.net/preview/5848328/page:2/ (Дата обращения: 15.07.2019)

2Венгерова А.Б.Теория государства и права. Вып. 1.М.2002,С-49

Ирригационная теория

Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства").1

Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.2

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п.

Оригинальна и идея КА. Витгфогеля, пытающаяся связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т. п.3

______________

1 ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. URL: https://studfiles.net/preview/5998947/page:4/ (Дата обращения: 15.07.2019)

2. Манова Г.Н., Теория государства и права М.: Издательство БЕК, 1995, с. - 6.

3 В.К. Бабаевой. Теория государства и права - М.: Юристъ, 1999. С. 46.

И вместе с тем ирригационная теория (гидравлической) улавливает лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государствообразования, но опять-таки гиперболизирует и универсализирует их.1

Да, действительно, в некоторых регионах формирования государственных образований и ведение крупных ирригационных работ шли параллельно, влияя друг на друга.

Однако и в этих процессах возникновение государства было первичным. Именно его наличие позволяло организовывать столь крупные и скоординированные работы. Но в других регионах города-государства возникали в процессах становления производящей экономики, опирающейся на иные формы трудовой, производственной деятельности: разработку рудников, металлургию, металлообработку, развитие мореплавания и ведение на этой основе морской торговли.2

4.4 Экономическую теорию происхождения государства, Теория насилия

Возникновение экономической (Материалистической, классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.3

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права.

1 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаевой. - М.: Юристъ, 1999. С. 50

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999. С. 47.

3 Основные теории происхождения государства и права-П.4

URL: https://vuzlit.ru/1157296/osnovnye_teorii_proishozhdeniya_gosudarstva_prava

Определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Главные причины возникновения государства, по его мнению, зависят от уровня развития экономики и социальной жизни людей. Опираясь на труд Л. Моргана, Энгельс сделал вывод о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, а право – на смену обычаям. Всю историю общества он разделил на три периода: дикость, варварство и цивилизацию.1

В период дикости существовала неразвитость производства, полная зависимость человека от природы. Он характеризуется присваивающей экономикой (период собирательства готовых продуктов природы – плодов, кореньев, орехов и т.д., примитивные охота и рыболовство).

Полная зависимость от природы вынуждала людей жить и добывать пищу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности на землю, жилище, добытую пишу и т.д.2

Совершенствование способа добычи средств к существованию (изобретение топора, ножа и т.д.) повлияло на появление более устойчивых объединений людей. Возникает родовая община (род), складывается новая общественно-экономическая формация – первобытный строй.

Согласно марксизму государство и право не навязаны обществу извне, а являются результатом развития самого общества. Государство выросло из власти и органов родового общества, а право – из обычаев.3

1 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.1995 г.С-32

2 Экономическая теория возникновения государства. Студопедия

URL: https://studopedia.ru/7_72337_ekonomicheskaya-teoriya-vozniknoveniya-gosudarstva.html (Дата обращения: 16.07.2019)

3 Личный конспект ТГиП.

Это происходило в процессе совершенствования орудий труда, возникновению частной собственности, разделению общества на классы, а затем к возникновению государства.

Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен (скотоводства) от земледелия. Начав с приручения диких животных, племена перешли к разведению скота и уходу за ним.1

Вторым крупным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело к совершенствованию орудий труда и производства, а также и оружия.2

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

  1. произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);
  2. возник прибавочный продукт;
  3. в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
  4. появились частная собственность и публичная власть.
  5. для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др.

1 Разложение родового строя и возникновение государства С.3

URL: https://studopedia.ru/7_118166_razlozhenie-rodovogo-stroya-i-vozniknovenie-gosudarstva.html

2 Первое и второе общественное разделение труда: причины, сущность и последствия.URL: https://studfiles.net/preview/6196484/page:3/

3 Теория государства и права. Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2002. – С. 392.

Теория насилия

Она получила особое распространение в XIX в. Данная теория говорит о том, что государственная власть начала зарождаться с разделения общества на сильных и слабых. А само государство формируется в результате одноразового акта захвата государственной власти. Но на практике такие одноразовые акты установления государственной власти обычно образовывают новое государство на руинах ранее действовавшей государственной власти.1

Данная теория возникла в двух вариантах: как теория внутреннего и внешнего насилия. Представителем концепции внутреннего насилия является Е. Дюринг.

Суть данной теории в том, что государство появляется как результат насилия одной части общества над другой. JI. Гумплович и К.Каутский - основоположники теории внешнего насилия. Они полагали, что причиной возникновения государства является завоевание одного племени или народа другим племенем или народом.2

Таким образом, можно сделать вывод, что основатели данной теории рассматривали государство как естественно возникшую организацию властвования одного племени над другим, то есть путем насилия.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, 12 Золотая Орда).3

1 Основы права: Учебное пособие/Под ред. Смоленского М.Б. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2007г.

2 Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Кудинова О.А. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: «Ось-89», 2008г.

3  Политология, учебник для вузов под ред. Решетникова, 2005г.

Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутствовали и сопровождали процесс создания любого государства (римское, древнегерманские государства, Киевская Русь).Борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США в их современном "демократическом" виде. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.1

Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путём завоевания слабых и беззащитных племён более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племён создаётся государство. Они и только они предшествуют государству».2

Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоёванных от возможных посягательств со стороны других сильных племён.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.3

1 Личный конспект ТГиП.

2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений- Норма. М.,2004 С.5

3 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2011.С.26

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос о происхождении государства неоднозначен. Существует множество теорий, каждая из которых содержит свои доводы и принципы и имеет право на существование. В рамках данной работы мы рассмотрели три вопроса.

В первом вопросе мы изучили предпосылки возникновения государства и выяснили, что к основным из них относятся экономические (переход к производящей экономике, появление разделения труда), политические (необходимость создания новой системы управления, которая бы охраняла и гарантировала порядок, регулировала конфликтные ситуации), идеологические (выделение среди множества богов одного появление единобожия), психологические (возникновение понимания, что общие интересы должна реализовывать централизованная структура, осуществляющая координацию различных сторон жизни общества.)

Во втором вопросе мы рассмотрели концепции происхождения государства. В XIX веке на Западе была распространена теория насилия. Ее целью является не объяснение причин и условий возникновения государства в прошлом, а обоснование в настоящем. Ведь теория насилия была установлена нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии не случайно. В соответствии с марксистской теорией основанием появления государства, определяющим его сущность, является существование различных классов и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет. Теологическая теория имеет своей опорой не знания в их обычном понимании, а веру в бога.

Основной ее смысл заключается в том, чтобы установить верховенство церковной власти над светской и доказать, что не существует государства и права "не от бога".По мнению сторонников патриархальной теории, государство равносильно отцовской власти.

Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Характерно, что нет ни одного 27 исторически достоверного свидетельства такого способа возникновения государства и права. Что касается договорной теории, то она основана на естественных правах человека (право на жизнь, свободу) и позитивного (законы, прецеденты). С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений стало уменьшаться. В третьем вопросе, мы рассмотрели причины и пути формирования государства и те, процессы формирования государства у конкретных этносов, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Рассматривая тему происхождение государства в общем и целом, можно задуматься и над таким вопросом: - а была ли неизбежность возникновения государства?

Ответ на этот вопрос однозначен - да, его зарождение было результатом исторического развития общества. При появлении частной собственности и развитии экономических отношений появляются и противоборствующие классы, а следовательно появляется необходимость в публичной - государственной власти, способной регулировать общественные отношения.

С появлением такой власти и других условий, которые рассматривались выше, неизбежно образуется государство.

Список используемой литературы:

  1. Лазарева. В. В. Теория права и государства. Право и закон, М:1996
  2. Личный конспект ТГиП
  3. Мухаев Р.Т. "Политология"2000 года, 400 стр. (стр 4-7; 8-10)
  4. Под ред. Манова Г.Н. Теория права и государства. Издательство БЕК.М.1995
  5. Файловский архив студентов URL: . https://studfiles.net/preview/5998947/ (Дата обращения: 10.07.2019)
  6. . С.А. Комаров, Общая теория государства и права. Учебник 7-е изд. – СПб: Питер,2006, с.-7.
  7. Н.А.Власенко "Теория государства и права": учебное пособие - М., 2011
  8. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1992, N 6
  9. Королев А.И. Теория государства и права. СПб.: Юрист,М.2000.
  10. Венгеров А.В Теория государства и права. Часть 1.
  11. Домарксистский период: Учебник./ Под ред. О.Э. Лейста. - М.: 1991.. С 95-100
  12. Якушев А.В. Теория государства и права / А.В. Якушев. – М.: «Издательство Приор», 2000. – 190-198 с.
  13. Спенсер Г. Основная психология СПб 1897. изд. 2007
  14. Лазарева В. В Общая теория права и государства. 1994. Тема 5, с. 41-44
  15. Кулаков В.А Происхождение государства и права/М 2002.С.3-5
  16. Правоведение. Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС (ПАГС)- С.2 URL: https://studfiles.net/preview/5848328/page:2/ (Дата обращения: 15.07.2019)
  17. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2003. - С. 202
  18. В.К. Бабаевой. Теория государства и права - М.: Юристъ, 1999..
  19. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве// Государство и право. 2003. N 5.
  20. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., Инфра-М, 2002. – С. 30-45