Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (Теологическая и патриархальная теории происхождения государства.)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возникновения государства и права по сегодняшний день не теряет своей популярности, она как и была, так и остаётся дискуссионной. Вопрос о возникновении государства и права волнует многих учёных, юристов и историков.

Проблему происхождения государства можно найти в работах великих мыслителей, к таковым следует отнести Платона, Конфуция, Аристотеля, Цицерона и других.

Если окунуться в изучение теорий происхождения государства и права, мы можем узнать мнения философов, учёных, и все они будут по- своему уникальны.

«Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол. Да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно»- Платон.[1]

Многолетние труды археологов являются отправной точкой к познанию этого вопроса и выявле­нию многих закономерностей, связанных с государством.

Многочисленное количество учёных продолжают спорить, каждый выдвигает свою точку зрения, пытаются доказывать свою правоту.

Когда-то очень давно Публий Сир сказал: «В споре всегда теряется истина». Но ведь любой политолог, ис­торик или любой другой человек, доказывая свою точку зрения, всегда заведомо уверен в том, что его точка зрения есть истина.

Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении государства. Ещё со времён древнего Рима и до наших дней многими учёными выдвигались разнообразные теории происхождения государства. Подтверждается актуальность огромнейшим количеством литературы и трудов великих людей на данную тему.

Что же касается степени разработанности данной проблемы, то можно сказать, что она является не завершённой, но близка к этому порогу.

Объектом являются теории происхождения государства и права.

Предмет исследования-анализ и общая характеристика теорий происхождения государства и права, а также исследование причин возникновения государства.

Цель работы-изучение теорий происхождения государства и права, выявление особенностей происхождения государства.

Задачи исследования:

1.найти причины образования государства.

2.провести анализ теорий происхождения государства и права.

3.определить сущность понятий и дать общую характеристику теории государства и права.

Методы исследования-законы и принципы системного и сравнительного анализа.

Теоретическую основу исследования составили труды и литература учёных, посвящённые проблемам теории государства и права.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права входит в состав большой группы наук, которые занимаются исследованием государственно-правовой действительности.

Термин «государственно-правовая действительность» обращает своё внимание прежде всего на некую связь между «государственным» и «правовым».

Государственно-правовая действительность охватывает явления жизнедеятельности общества и его составных частей, которые вместе образуют одно целое.

Теория государства и права относится к фундаментальным юридическим дисциплинам. Данный термин имеет несколько определений, каждое из которых, по- своему уникально. Понятие теории государства и права используют как в широком, так и в узком смысле. Под теорией государства и права в широком смысле понимают учение о государстве и праве в целом. В узком смысле - одну из юридических наук, которую иногда называют общей теорией государства и права, а нередко теорией права и государства.

Теория государства и права- это совокупность знаний о наиболее общих закономерностях формирования государства и права, их последующего развития и функционирования государства и права.

Теория государства и права входит в состав правоведения. С другими юридическими науками её связывает общий объект познания- государственно-правовая система общества [2].

Государство и право едины, государство немыслимо и в прямом смысле невозможно без права, право же- без государства.

Теория государства – заключает в себе важнейшие закономерности формирования, развития и функционирования государства.

Теория права – включает общие и специфические закономерности познания социально-правовой реальности.

Рассмотрим вопрос о предмете теории государства и права.

Объективный мир состоит из множества разнообразных явлений природы и общества. Эти явления в своем развитии подчиняются определенным закономерностям, которые не зависят от сознания и воли людей, но могут быть ими использованы.

Теория государства и права как гуманитарная наука исследует свой предмет познания — основные общие и специфические закономерности возникновении, развитии и функционировании государства и права.

Предмет теории государства и права – общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Особенности предмета теории государства и права как науки состоят в том, что теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Содержание предмета составляют не любые, а основные общие и специфические закономерности государства и права. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Эти особенности предмета науки позволяют сделать вывод, что теория государства и права является наукой общественной, юридической, общетеоретической[3].

«Предметом общей теории государства и права являются государственно-правовая действительность, общие и специфические объективные закономерности ее развития, на основе познания и использования которых разрабатываются фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для отраслевых юридических наук»[4]. Таким образом, предмет теории государства и права включает в себя фундаментальные понятия, связанные с познанием государства и права, функций, механизма, форм, типов, видов, институтов государства и права и их содержания, типичные, повторяющиеся связи и отношения, наиболее устойчивые формы проявления, закономерности возникновения, становления и эволюции исторических форм государства и права.

Несмотря на разделение предмета теории государства и права на теорию государства и теорию права, можно констатировать их взаимную связь. Следовательно, теория государства и теория права составляют единый предмет изучения, так как невозможно в «чистом» виде отделить формы государства от форм права. Изучаются не только понятия, термины, конструкции, но их сущность, эволюция, причины происхождения и характер функционирования в обществе, социальное назначение и эффективность действия государственно-правовых форм.

Теория государства и права как общая, обобщающая наука анализирует понятия, связи и отношения других, в том числе отраслевых, юридических дисциплин, являясь для них базовой или методологической наукой. «В отличие от отраслевых наук теория государства и права имеет своим предметом государство и право, взятые в целом. В связи с этим по отношению к отдельным отраслевым наукам она выступает как наука общего характера, как фундаментальная наука. Она изучает вопросы, которые имеют общее, методологическое значение для всех других наук о государстве и праве»[5]. Основное отличие объекта теории государства и права от ее предмета «заключается не только и даже не столько в широте и объеме охватываемых им явлений, понятий, теорий, идей, институтов и учреждений, сколько в природе и характере опосредованных им феноменов»[6].

Объектом теории государства и права является не только собственно теория, но и практика становления государственно-правовых форм, поскольку теория — обобщенная история — это опыт. Таким образом, обобщение существенных элементов юридической практики является составной частью объекта теории государства и права.

Предмет дисциплины, выделяемый из объекта, и составляет уже обобщенную сумму знаний, т.е. собственно теорию государства и права. Все, что необходимо будет изучить, классифицировать и обобщить, будет составлять не предмет, а объект науки. При этом предметом теории государства и права выступают как закономерности (повторяющееся явления), так и случайности, понимание которых также необходимо для уяснения сущности закономерностей.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Полученные при изучении теории знания впоследствии конкретизируются в отраслевых и прикладных юридических науках. Кроме того, теория государства и права- методологическая юридическая наука. В ней разрабатываются основные методы исследования и теоретические положения. Рассмотрим понятие методологии теории государства и права.

По сравнению с предметом и объектом теории государства и права, которые дают ответ на вопрос о том, какую область общественно – политической и правовой жизни изучает данная наука и дисциплина, метод указывает на то, как, каким образом она это делает. Метод представляет собой своего рода средство, способ познания исследуемой государственно – правовой материи.

Методы предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.

Для теории государства и права свойственно наличие не одного какого – либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, а их системы, совокупности. Многие из них широко используются и в других науках. В особенности это касается принципов исследования государственно – правовой и иной материи, а та же философских подходов.

Разумеется, государство и право могут изучаться во всем мире самых различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций.

Однако, политическое и идеологическое многообразие, различные философские и мировоззренческие позиции и подходы к изучению государства и права вовсе не исключают, а, наоборот, всячески предполагают получение объективных знаний, полноценной информации об исследуемой материи, использование ряда частных и общих принципов и приемов, характерных не только для теории государства и права, но и для других гуманитарных наук и учебных дисциплин.

Применяя методы познания, теория права и государства приближается к осуществлению своей конечной цели – служит в государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственных и правовых институтов.

Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.

Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее.

Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях. Передовая методология – это резкий прогресс науки, отсталая методология – это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет также ряд важных функций. Функции теории государства и права раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, её значение для общественной и юридической практики. Выделают основные функции теории государства и права: онтологическую, гносеологическую, прогностическую, идеологическую, аксиологическую, воспитательную, методологическую, прикладную и эвристическую. В чём же суть каждой из них? Рассмотрим каждую из функций.

Онтологическая функция - первая и отправная. Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.; 

Гносеологическая функция - теоретико – познавательное направление теории государства и права, заключающееся в постоянном изучении сущности, содержания и форм явлений государственного и правового порядка;

Прогностическая функция выражается в разработке успешных научных прогнозов, гипотез о дальнейшем развитии государства и права,;

Идеологическая функция теории государства и права характеризуется тем, что эта наука аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве, вырабатывает определенные идеологические ориентиры, связанные с объяснением государственно-правовых явлений.

Аксиологическая функция заключается в исследование теорией государства и права ценностей и значимости тех или иных государственных и правовых явлений в целях обоснования их необходимости и значимости для общественной жизни;

Воспитательная функция теории государства и права состоит в том, что она, с точки зрения некой модели (идеала, стандарта), концентрируя в себе все начала юриспруденции и, по сути, открывая ее мир, формирует основы юридического мировоззрения;

Методологическая функция теории государства и права выражается в том, что разрабатывает некие системы понятий и категорий. Методологическую функцию применяют во всех юридических науках.

Прикладная функция состоит в выработке практических рекомендаций по совершенствованию деятельности различных субъектов в государственно – правовой сфере;

Эвристическая функция (открытие новых закономерностей в развитии государства и права, их форм и методов воздействия на общество и складывающиеся в нем отношения).

Итоговое значение данной главы состоит в том, что:

Во – первых, теория государства и права -это фундаментальная юридическая наука, изучающая вопросы возникновения, функционирования и развития государства, права и иных государственно- правовых явлений.

Во – вторых, теория государства и права является ведущей научной дисциплиной в системе юридических наук.

В – третьих, теория государства и права обосновывает и обеспечивает единство и дифференциацию государственно-правовых явлений, институтов и процессов как основу нормального существования и дальнейшего развития общества.

1.1 АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Проблема возникновения государства и права есть и остаётся в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Причины происхождения государства- это факторы, приводящие к возникновению государства и нашедшие своё отражение в различных теориях возникновения государства, к таковым относятся: патриархальная, теологическая, договорная, психологическая, органическая, материалистическая, а так же теория насилия и другие.[7]

Существуют различные предпосылки происхождения государства: экономические, социальные, политические и географические. Разберём каждую из них.

Экономические предпосылки.

-переход от присваивающей экономики к производящей, то есть в процессе развития эволюции, для удовлетворения своих потребностей человек постепенно перешёл от присвоения животных и растительных форм (скотоводство и земледелие) к трудовой деятельности (производство орудий труда, пищи, появление ремесла).

-появление института частной собственности и основанных на собственности товарно-обменных отношений, то есть прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, социальному расслоению первобытного общества, образованию классов.

Социальные предпосылки:

-смена полигамных отношений моногамными, появление семьи, а также утрата родовой общиной социальной однородности, основанной на кровном родстве, то есть в изменившихся условиях возрастает роль мужского труда, которая по сравнению с женским трудом получает приоритет. Матриархат уступает место патриархату, следовательно, родство уже ведётся по отцовской линии. Так же стоит отметить, что не менее важным событием является то, что родовая община начинает дробиться на патриархальные семьи. Таким образом, с появлением семьи начинается разложение родовой общины.

-формирование новых видов социальных связей (семейных, производственных, товарообменных).

-усложнение структуры социальной организации сообщества

-запрет на кровосмешение не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели – половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

Политические предпосылки:

-военная демократия Л. Моргана, одна из переходных стадий, где органы родового общественного самоуправления ещё сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры. Появляются зачатки военно-насильственного принуждения и подавления.

-выделение института публичной власти. Власть перестает быть общесоциальной категорией и приобретает централизованный, профессиональный характер. Централизованный характер власти предполагает сосредоточение властных полномочий в руках ограниченного круга лиц, которые реализуют правленческую функцию на профессиональной основе;

-передача властных полномочий осуществляется по воле самих властителей (а не по воле всего общества) либо в порядке процедуры наследования;

- для поддержания собственной жизнедеятельности представители властных структур начинают изымать часть общественно-полезного продукта. Таким образом, складываются предпосылки возникновения налоговой системы;

- в целях поддержания собственной безопасности и обеспечения производимых сборов формируются особые социальные группы (дружины, стража и т.д.), являющиеся прообразом силовых структур государственного механизма.

-войны и военная организация, которые способствовали переходу к государственности;

Географические предпосылки:

-кочевой образ жизни человеческого сообщества постепенно сменяется оседлым, то есть общество закрепляется за определенной территорией, которая начинает рассматриваться не только как географическая, но и как социально-политическая категория, при этом сам факт проживания на то или иной территории автоматически приводил к возникновению у человека определенных прав и обязанностей, определяемых степенью возможного и необходимого поведения по отношению к другим членам сообщества и институту власти.

-ирригационное земледелие-возникновение государства связывается с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных странах. Выполнением работ этого типа занимались люди, способные руководить ирригационным строительством.

Таким образом, четыре крупных общественных разделения труда, оз­наменовавших переход общества к «производящей» экономике, воз­никновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытнообщинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной влас­ти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процес­сы с позиций различных социальных групп.

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать это. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выдвигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

Во-вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также и философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными.

В-третьих, на позиции авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божестве иного происхождения государства.

Плюрализм научных взглядов на происхождение государства обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и исторической эпохи, особенностями тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Согласно теологической теории, получившей наибольшее развитие в XII—XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из которых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявления божественной власти на земле. Поэтому каждый государь является слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством[8].

Плюсы теории:

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория, сторонниками которой был Аристотель и Н.К Михайловский, рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстаёт как продолжение власти отца большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам.

Плюсы теории:

1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Минусы:

1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?

3) Не объясняет жесткость законов.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию. Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было защиты государства, это приводило к постоянным столкновениям различных слоёв общества, бедных и богатых, сильных и слабых людей. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключали между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Государство в свою очередь гарантирует защищать слабых и бедных, обеспечивать соблюдение прав человека и т.д. Если же государство свои права не выполняет или выполняет ненадлежащим образом, то народ имеет право на смену такого государства.

Плюсы теории:

1) Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение);

2) Носит демократический характер;

3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;

4) Опирается на общественную практику;

Минусы:

1) Согласно теории человек не подчиняется никому и никого не подчиняет себе;

2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;

3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут;

4) Договор не обладает юридической силой, так как появился раньше государства.

Теория насилия несколько иначе объясняет процесс возникновения государства. По убеждениям её сторонников, государство возникло в процессе завоевания одних народов или же племён другими народами или же племенами. Борьба племён(народов) за свою независимость и приводит к возникновению специального органа как у слабых племён(народов), так и у сильных.

Плюсы теории:

1) Основана на многих исторических фактах;

2) Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;

3) Государственный аппарат состоит из завоевателей.

Минусы:

1) Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира;

2) По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;

3) В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;

4) Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь.

Материалистическая теория происхождения государства говорит о том, что государство-это результат изменения социально-экономических отношений способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. С уничтожением классов отмирает и государство.

Плюсы теории:

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

Минусы:

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

Мы рассмотрели основные теории происхождения государства, выявили положительные и отрицательные стороны каждой концепции. Каждая из теорий происхождения государства своеобразна, по-своему уникальна, люди с давних пор и по сей день находят в каждой из теорий нечто новое, появляются новые взгляды, позиции. Интерес к данной теме не угасает и по сегодняшний день.

1.2. Характеристика мифологической и религиозной теории происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о сверхъестественном первоисточнике и происхождении как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей, включая соответствующие общеобязательные правила поведения и общую власть.

Подобные представления, появившиеся еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ, в той или иной форме сохраняли свое познавательно-объяснительное значение и после возникновения права и государства. К тому же в этих, как и во многих последующих концепциях происхождения права и государства отсутствует различение общества и государства, так что по существу единые представления об общеобязательных правилах поведения и общей власти распространяются в них как на до государственное, так и на государственное состояние совместной жизни людей.

О соответствующих воззрениях египтян греческий историк Геродот (V в. до н.э.) рассказывает, что во время его посещения Египта жрецы сообщили ему о том, что всего в Египте был 341 фараон, и все они были людьми. «Правда, — сообщает Геродот со слов жрецов, — до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте»[9].

Несколько иную версию мифа о первоначальном правлении и законодательстве богов, учреждении ими государств и научении людей основам совместной государственной жизни приводит Платон (V—IV вв. до н.э.), тоже ссылающийся на информацию египетских жрецов. По этой версии мифа, государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов.

Основы этого государственного устройства были закреплены в установленных Посейдоном законах. Согласно мифу, дело обстояло следующим образом: «Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления устоялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова — внутри храма Посейдона»[10].

ГЛАВА 2. Теологическая и патриархальная теории происхождения государства.

Теологическая теория.

Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения проис­хождения государства. Ее представителями были многие религи­озные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама и современной католической и православной церквей. Особенно широкое рас­пространение божественная теория получила в средние века.

Суть теории. Смысл данной теории заключается в следующем: государство — это результат «божественного промысла»; оно веч­но, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повеле­вать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно эта идея звучит в учениях религиозных деятелей (католических, пра­вославных, мусульманских и др.).

Так, католический богослов Фома Аквинский писал, что прави­тель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселен­ной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось.

Оценка теории. Оценивая эту теорию надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и законо­мерностях его развития. Ею справедливо отражается тот факт, что го­сударство появляется одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла устано­вить в обществе порядок. Кроме того, эта теория отражала объектив­ные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освяща­лось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние бо­гословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.

Однако она ненаучнапоскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это мож­но только верить. Но это уже вопрос мировоззрения.

Патриархальная теория.

Данную теорию основали Платон и Аристотель, развил Филь-мер.

Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древ­нюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увели­чилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди об­ратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное — море давало возможность вступать в отноше­ния с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эф­фективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, ко­торые, по мере увеличения населения, становились царями[11]. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства по­шел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (пат­риархом) всего народа.

Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая большая семья? Являясь первоначальной формой организованного общения, се­мья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но по­скольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединен­ные преданием об общем происхождении, объединяются в племе­на, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утра­чивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Соответственно, государственная власть есть посте­пенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

Оценка теории. Оценивать эту теорию надо спокойно, несмот­ря на то, что она у некоторых может вызвать улыбку.

Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состоя­ние, но существует и поныне. Указывается на то, что вождь, прави­тель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. От­звук того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России («царь-батюшка», «царица-матушка»), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня.

Патриархальная теория несет большой положитель­ный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э.

Во-первых, она способствует установлению в обществе по­рядка, как результата подчинения «воле отца».

Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хо­роших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на ос­нове учета взаимных интересов.

В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фраг­ментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вож­дей, которые, как правило, проживали в городах.

В-четвертых, ав­торы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы че­ловеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирую­щий жизненный опыт.

И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики. Да, впрочем, в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика.

Сегодня мы знаем о мире неизмеримо больше и отчетливо ви­дим недостатки патриархальной теории. Так, в частности, нам непонятно, если государство — единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, причем это имеет место во всех регионах земного шара и у всех народов? Что, все се­мьи сплошь плохие? Еще более непонятно, по чьей воле возникают революции в обществе, если власть отца изначальна и непоколеби­ма? Или, если монарх — «отец родной» и руководит своими деть­ми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют противоречивые законы? Чем объясняется наличие во многих госу­дарствах законов несправедливых, а то и жестоких? Есть сомнения в истинной научности этой теории. Исторической наукой установ­лено, что патриархальная семья возникла из рода (общины) как результат его деления. Практически она появилась вместе с госу­дарством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Ну и конечно, авторов этой теории и особенно ее продолжателей об­виняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монар­хическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества.

1.1. Теологическая теория в условиях современности

Как уже упоминалось раннее, теологическая теория происхождения государства говорит о том, что государство создано Богом, а право есть проявление Божественной воли.

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Маритен.

Концепция Маритена построена на соединении традиционных для философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики.

Источник естественного закона – Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Естественный закон – установленные божественным разумом универсальные нормы права и долга. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Католическая церковь – хранительница естественного права.

Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой. Это доказывают примеры существования теократических государств в наши дни. Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским клириком, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата. Израиль, Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.

Правовая система Ватикана уходит корнями в каноническое право. Папа «имеет полноту законодательной, исполнительной и судебной властей».[12]

В России в настоящее время теологической теории придерживаются верующие в Бога люди и служители церкви, потому что именно Бог сотворил землю, животных, растения и прочее, что населяет и обитает на «земле грешной». Государство зародилось по велению Божьему, именно Бог дал нам законы - «заповеди Христовы». Если вникнуть в историю и проанализировать эти девять заповедей, то можно увидеть, что соблюдая эти заповеди, мы не будем нарушать свободу других граждан, причинять вред и боль людям, и все это сводится к тому, что Бог сотворил правовое государство, только управляет им не сам он, а человек, которого он послал на землю для управления

Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является научной, однако отражает некоторые процессы, имевшие место в процессах становления государств. Религия - сильнейшая объединяющая идея, способная заставить людей объединить свои усилия для достижения любой цели. И управление такой сильной идеологией - величайший политический инструмент, который не утратил своей значимости и в современности.

Но следует отметить, что данная теория недооценивает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить возможности совершенствования формы государства, улучшения государственного устройства. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо основывается на вере.

В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

2.2. Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи. Основателями является Платон и Аристотель, которые считали, что возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом.

Зачем нужна была эта теория? Затем, чтобы показать, что власть монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, так же как власть отца. Отец может наказать ребенка, побить, но это отец и к нему надо относиться с сыновьим почтением. Точно так же следует относиться и к монарху6.

Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Являясь внешне привлекательной, рассматриваемая теория вряд ли может быть признана научной. Не случайно Сидней Локк в произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.), критикуя теологически-патриархальную теорию Фильмера, заметил, что, либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия.[13]

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

Аристотель, исходя из этого, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, изложившему свою теорию в труде «Политика», государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных в его философии - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Сторонником патриархальной теории был также Р. Филмер (ХVII в.), который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. В теории Филмера Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи же являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.). В его подходе звучат призывы устранить все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, что возможно лишь в обществе, построенном по типу семейных отношений. В современном мире данная теория отражена в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах в случае наступления неблагоприятных для них ситуаций.
Видный историк М. Н. Покровский (1868 - 1932) также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории в нашей стране укоренилась традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, безупречного лидера. По своей же сути такая традиция антидемократична, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны. 
 

Патерналистская теория возникновения государства, название происходит от слова «патер» - отец. В-первую очень в данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Приведем пример, великий Конфуций, толкуя личность императора как «сына Неба», а также исполнителя воли Неба, вместе с тем напрямую уравнивает власть императора и власти главы семейства, а государство, в свою очередь называл большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться и основываться также как управление семьей — на основе норм морали и добра, заботы и покровительстве старших о младших, преданности детей и почтительности младших по отношению к старшему поколению. Также важно подчеркнуть, что патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным образом которой стала вера основных слоев населения в «царя-батюшку» и в начальство как в «отца родного».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подведём итоги. Ещё в Древнем мире людей интересовал вопрос о причинах и предпосылках возникновения государства и права. Множественность концепций о происхождении государства объясняется плюрализмом научных и философских взглядов и позиций. Каждая из теорий отвечала на вопросы по-разному. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства объясняется рядом объективных и субъективных факторов. 

Каждая из рассмотренных нами теорий уникальна, каждая по -разному раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

При всем существующем множестве теорий происхождения государства и права вопрос о причинах и процессе происхождения был и остается ключевым для теории государства и права.

Мы склоняемся к патриархальной теории, на наш взгляд она более реальна, нежели другие. Власть отца в семье как подобие власти монарха в государстве по -нашему мнению подчёркнуто очень верно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зарецкий А.М. Теория государства и права / А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. – М., МФПУ «Университет», 2015.

2.Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата/ В.В. Лазарев, С.В. липень. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 521 с. – (Бакалавр, Академический курс).

3.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник/ М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016.

4.Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно – методическими материалами / А.В. Мелехин. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2009.

5.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2015. - 552 с.

6.Сырых В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс] / В.М. Сырых. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. – 464–425 с.

7.Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права.- 1999.-N7.-С.49-57

8. Миголатьев А.А. Философия государства// Соц.-гуманит.знания.- 2001. - №6. - С.42-60


9.Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. - М.: Статут, 2017.

10. Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. — М.: Статут, 2012.

11.  Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999. С. 46.

12. Кашанина Т.В. — Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 304с.

13. Исаев И. А.- История государства и права России: учебное пособие для бакалавров. – Москва: Проспект, 2014. – 336с.

14. Пиголкин А. С., Дмитриева Ю. А.- Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 744 с.

15. С. С. Алексеев – Государство и право: учебное пособие / С. С. Алексеев. – М.: Проспект, 2010. – 152 с

16. Оксамытный В.В. Общая теория государства и прав: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 511 c.

17. Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник / В. И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 704 с.

18. Ильин И.А. – Теория права и государства [Электронный ресурс]/ Ильин И.А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2013.— 552 c.

19. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права.-Москва.,2006.-Глава 8.Сидней и Локк.

20. Теория государства и права. Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2002. - С. 592.

21. Общая теория права и государства. Учебник. /Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - С. 520.

22. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - С. 776.

23. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве//  Государство и право. 2003. N 5. 

24. ГеродотИстория. Л., 1972.-125 с.
25. Теория государства и права / Под. ред. М.М. Рассолова. М.,-2004.-10 с.

Интернет ресурсы

1.http://www.consultant.ru

2.http://biblioclub.ru


 

  1. Платон. Государство/Пер. с греч. А.Н. Егунова. Книга V.

  2. А.М. Зарецкий., Ф.И. Долгих., Теория государства и права.-Москва: Издательский дом, 2015.-9 с.

  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-Москва.,2000. -19-20 с.

  4. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 1: Теория государства/ Отв.ред. М.Н. Марченко. М., 1998.-15 с.

  5. Теория государства и права / Под. ред. М.М. Рассолова. М.,-2004.-10 с.

  6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. 15 с.

  7. А.М. Зарецкий., Ф.И. Долгих., Теория государства и права.-Москва: Издательский дом, 2015-55 с.

  8. В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2015. - 552 с. С. 205-210.

  9. Геродот. История. Л., 1972.-125 с.

  10. В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2015. - 552 с. С. 205-210

  11.  Кашанина Т. В Происхождение государства и права. 4-е издание. Учебное пособие

  12. Национальные парламенты мира: энцикл. справ. / А. Х. Саидов; Рос. акад. ..

  13. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права.-Москва.,2006.-Глава 8.Сидней и Локк.