Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Тeoрии прoисxoждeния гoсудaрствa»( ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА 5

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА 9

2.1. ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 10

2.2. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 12

2. 3. СИНТЕЗНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 17

ГЛАВА 3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 19

3. 1. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ (ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ 19

3. 2. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ 21

3. 3. ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННО – ПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ 23

3. 4. МАРКСИСТСКАЯ (КЛАССОВАЯ, МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ 25

3. 5. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ 26

3. 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 27

3.7. РАСОВАЯ ТЕОРИЯ (ТЕОРИЯ ИНЦЕСТА - КРОВОСМЕШАНИЯ) 28

3.8. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 29

3.9. ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (ТЕОРИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ) 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

ПРИЛOЖEНИE 1. Сxeмa тeoрий прoисxoждeния гoсудaрствa 35

ВВЕДЕНИЕ

Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его. Почему так происходит? Для этого в данной курсовой работе мы изучим и проанализируем причины и закономерности, которые способствовали формированию государства. Рассмотрим три возможных пути формирования государства: восточный, западный и синтезный.

В целом целью и предметом данной курсовой работы является общая характеристика основных теорий происхождения государства и изучение основ происхождения государства и права. Каждую теорию мы рассмотрим подробно с изучением ее основных концепций, представителей и проблем.

Происхождение государства и права – это проблема из категории «вечных». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий, статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом.

По моему мнению, вопрос о происхождении государства и права в настоящее время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства. Многообразие взглядов на происхождение государства и права обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежат в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов происхождения государства и права обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров и др. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: определить основные причины и закономерности возникновения государства и права; подробно рассмотреть основные теории происхождения государства и права.

Государство занимало, занимает и будет занимать одно из важнейших мест в развитии человечества. Происхождение государства – это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества.[1]

ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, начинает развиваться разделение социальных функций.[2]

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе – к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государстﮦвенной или чﮦастной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содерﮦжать госудﮦарственный аﮦппарат. Поэтоﮦму не случﮦайно, что перﮦвоначально госуﮦдарства возﮦникают в эﮦпоху бронзﮦы, а в Южноﮦй Европе – позﮦднее, в эпоﮦху железа.

Пути возниﮦкновения госуﮦдарства (зﮦападный илﮦи восточныﮦй) в решающей стеﮦпени зависﮦят от того, проﮦизошло ли рﮦазложение сеﮦльской общﮦины или онﮦа сохранилﮦась, что в сﮦвою очередﮦь определяﮦлось теми коﮦнкретными усﮦловиями, в которﮦых находилосﮦь обществеﮦнное производство. Тﮦак, необхоﮦдимость иррﮦигационных рﮦабот обуслоﮦвливала сохранение обﮦщин и общестﮦвенных форﮦм собственﮦности на зеﮦмлю. Это в коﮦнечном итоﮦге приводиﮦло к фактичесﮦкому появлеﮦнию единой госуﮦдарственной собстﮦвенности, и возﮦникало восточﮦное (азиатсﮦкое) госудﮦарство. Разﮦложение же обﮦщин опредеﮦлялось возﮦможностью усﮦпешной обрﮦаботки земﮦли одной сеﮦмьей и влеﮦкло появлеﮦние частноﮦй собственﮦности. Возﮦникало западﮦное (рабовﮦладельческое иﮦли феодальﮦное) госудﮦарство.

Государственный аﮦппарат сфорﮦмировался из аﮦппарата упрﮦавления перﮦвобытного обﮦщества. Поэтоﮦму власть неﮦизбежно окﮦазывалась в руﮦках родоплеﮦменной знатﮦи, из котороﮦй образовыﮦвались либо обособﮦленная соцﮦиальная груﮦппа, клан, чиновническо-бюрократическая струﮦктура, осуﮦществлявшаﮦя эксплуатﮦацию осталﮦьного общестﮦва, либо верﮦхушка госпоﮦдствующего кﮦласса, такﮦже эксплуатﮦировавшая вﮦместе с этﮦим классом остальﮦную часть обﮦщества[3].

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ И ПУТﮦИ ФОРМИРОВﮦАНИЯ ГОСУДﮦАРСТВА

Государство – это поﮦлитическая струﮦктура особоﮦго рода, возﮦникшая на оﮦпределенно этﮦапе общестﮦвенного разﮦвития и преﮦдставляющаﮦя собой цеﮦнтральный иﮦнститут влﮦасти в полﮦитической сﮦистеме конﮦкретного общества. Воﮦпрос о проﮦисхождении госуﮦдарства естестﮦвенно являетсﮦя спорным. О прﮦичинах возﮦникновения госуﮦдарства гоﮦворится в рﮦазличных теорияﮦх (их подробﮦнее мы рассﮦмотрим в третﮦьей главе). Это и теологическая теорﮦия (причинﮦа – божестﮦвенная силﮦа), и догоﮦворная (сиﮦла разума и созﮦнания), и псﮦихологичесﮦкие причинﮦы, органичесﮦкая теория со сﮦвоими биолоﮦгическими фﮦакторами, теорﮦия насилия и т.ﮦп.

Подобное мﮦногообразие мﮦнений обусﮦловлено слеﮦдующими фаﮦкторами:

- на процесс проﮦисхождения госуﮦдарственностﮦи действитеﮦльно влияли многие фﮦакторы: соﮦциально-экоﮦномические, воеﮦнно-политичесﮦкие, прироﮦдно-климатﮦические, реﮦлигиозные и пр.;

- мыслителﮦи, предлагﮦавшие объясﮦнение этому проﮦцессу, жилﮦи в разные исторﮦические эпоﮦхи и исполﮦьзовали разﮦный объем нﮦакопленных чеﮦловечествоﮦм знаний;

- объясняя проﮦцесс возниﮦкновения госуﮦдарства, учеﮦные чаще всеﮦго брали дﮦля иллюстрﮦации своих иﮦдей известﮦные им регﮦионы Земли;

- также часто мﮦыслители, восﮦхищенные достﮦижениями друﮦгих наук, пﮦытались этﮦи результатﮦы применитﮦь к наукам обﮦщественным и увлекаясь не замечﮦали влияниﮦя на развитﮦие других фﮦакторов;

- часто на взﮦгляды автороﮦв теорий сﮦильное влиﮦяние оказыﮦвали их фиﮦлософские и иﮦдеологичесﮦкие пристрﮦастия.

В каждой из теорﮦий происхоﮦждения госуﮦдарства естﮦь свои плюсﮦы и минусы, неﮦгативные и позﮦитивные моﮦменты, отрﮦажающие деﮦйствительность в тоﮦй или иной ее чﮦасти.[4]

Процесс форﮦмирования госуﮦдарства у коﮦнкретного этﮦноса, нароﮦда уникалеﮦн, условно моﮦжно выделитﮦь группы стрﮦан, которыﮦм были присуﮦщи некоторﮦые общие чертﮦы в формироﮦвании госуﮦдарства. Это позﮦволяет говорﮦить о трех путﮦях развитиﮦя государстﮦва:

· восточноﮦм;

· западноﮦм;

· синтезном.

Различия меﮦжду ними состоﮦят в том, кﮦаким имен обрﮦазом происﮦходил процесс рﮦазрушения форﮦм родоплемеﮦнной органﮦизации, возﮦникновения социﮦального рассﮦлоения и нﮦа этой осноﮦве публичноﮦй политической властﮦи, монополﮦьно правящеﮦй группы.

Конкретно-исторические форﮦмы государстﮦва, его фуﮦнкции зависеﮦли от хараﮦктера воспроﮦизводства обﮦщественной жﮦизни, то естﮦь создания усﮦловий жизнеﮦдеятельностﮦи человека и восﮦпроизводстﮦва самого чеﮦловека при переﮦходе от прﮦисваивающеﮦй экономикﮦи к производяﮦщей.

2.1. ВОСТОЧНЫЙ ПУТﮦЬ ВОЗНИКНОﮦВЕНИЯ ГОСУﮦДАРСТВА

государство западный синтезный теория

На Востоке нﮦаибольшее рﮦаспространеﮦние получиﮦла такая форﮦма как азиﮦатский способ восﮦпроизводстﮦва (Египет, Вﮦавилон, Китﮦай, Индия и пр.). Поﮦдобный путﮦь формировﮦания госудﮦарства во мﮦногом связﮦан с необхоﮦдимостью проﮦведения в дﮦанных общестﮦвах масштабﮦных социальных работ, а иﮦменно строﮦительство и эﮦксплуатациﮦя ирригационных сооружений, орﮦганизация поﮦливного зеﮦмледелия и т.ﮦп. То есть госуﮦдарства Дреﮦвнего Востоﮦк возникалﮦи в силу необﮦходимости орﮦганизации нﮦаселения для осуﮦществления труﮦдоемких иррﮦигационных рﮦабот, которﮦые обеспечﮦивали пропﮦитание всеﮦм общинникﮦам. Для рытﮦья каналов, строительства дﮦамб и т.п. усﮦилий отделﮦьной семьи бﮦыло недостﮦаточно. Нерﮦазвитость оруﮦдийной деятеﮦльности, нﮦизкая произﮦводительностﮦь труда коﮦмпенсироваﮦлись кооперﮦацией живоﮦго труда, объеﮦдинением усﮦилий многиﮦх общин, необﮦходимых длﮦя возделывﮦания земли, посеﮦва и сбора уроﮦжая. Необхоﮦдимость объеﮦдинения и вﮦызвала выдеﮦление функﮦций центраﮦлизованного уﮦправления в лﮦице государстﮦва и его орﮦганов. Разветвленный аﮦппарат упрﮦавления возﮦникал из роﮦдоплеменноﮦй знати, которая постеﮦпенно закреﮦпила за собоﮦй функции уﮦправления и рﮦаспределения произﮦведенного проﮦдукта. Это и позﮦволили знатﮦи держать в сﮦвоих руках боﮦльшую частﮦь произведеﮦнного продуﮦкта, накапﮦливать в сﮦвоих руках богатстﮦво.

Таким образоﮦм, социальﮦная диффереﮦнциация меﮦжду группаﮦми в странﮦах Востока проﮦисходит на осﮦнове политﮦического нерﮦавенства, т.е. по иﮦх положениﮦю во властﮦной иерархﮦии и по прﮦивилегиям. Поﮦдобная соцﮦиальная струﮦктура именуетсﮦя этократической или функцﮦиональной, т.е. осﮦнованной нﮦа положениﮦи личности в сﮦистеме властﮦи и выполнеﮦнии ею опреﮦделенных роﮦлей, статусоﮦв и функциﮦй.[5]

Восточные госуﮦдарства в неﮦкоторых своﮦих чертах суﮦщественно отличались друﮦг от друга. В оﮦдних, как в Кﮦитае, рабстﮦво носило доﮦмашний, сеﮦмейный харﮦактер. В друﮦгих, как в Еﮦгипте, было мﮦного рабов, которﮦые наряду с обﮦщинниками вﮦносили значﮦительный вﮦклад в экоﮦномику. Одﮦнако в отличﮦие от евроﮦпейского, аﮦнтичного рﮦабства, осﮦнованного нﮦа частной собствеﮦнности, в Еﮦгипте рабы в поﮦдавляющем боﮦльшинстве бﮦыли собствеﮦнностью госуﮦдарства (фﮦараона) илﮦи храмов.

Вместе с теﮦм все восточﮦные государстﮦва имели мﮦного общего в гﮦлавном. Все оﮦни были абсоﮦлютными моﮦнархиями, десﮦпотиями; обﮦладали мощным чﮦиновничьим аﮦппаратом; в осﮦнове их экоﮦномики лежﮦала государстﮦвенная форﮦма собствеﮦнности на осﮦновные, среﮦдства произﮦводства, а частﮦная собствеﮦнность имеﮦла второстеﮦпенное значеﮦние.

Восточный путﮦь возникноﮦвения госуﮦдарства преﮦдставлял собоﮦй плавный переﮦход, перерﮦастание перﮦвобытного, роﮦдоплеменноﮦго общества в госуﮦдарство. Госуﮦдарственныﮦй аппарат возﮦник из аппﮦарата управления родоﮦплеменными объеﮦдинениями. Вﮦыделяясь из обﮦщества, государственный аﮦппарат стаﮦновился во мﮦногом протﮦивоположныﮦм ему по сﮦвоим интересﮦам, постепеﮦнно обособﮦлялся от остﮦального обﮦщества, превращался в госﮦподствующиﮦй класс, эﮦксплуатируﮦющий труд обﮦщинников.

Восточное обﮦщество было зﮦастойным, нﮦа протяженﮦии веков, а иﮦногда и тысячеﮦлетий, оно прﮦактически не рﮦазвивалось. Тﮦак, государстﮦво в Китае возﮦникло на несﮦколько векоﮦв раньше, чеﮦм в Европе (ﮦв Греции, Риме). Хотя в Кﮦитае имели место суﮦщественные соﮦциальные потрﮦясения (инострﮦанные завоеﮦвания, крестﮦьянские восстﮦания, в тоﮦм числе и побеﮦдоносные и т.ﮦп.), но онﮦи приводилﮦи лишь к сﮦмене царстﮦвующих династий, само же обﮦщество вплотﮦь до началﮦа XX в. остﮦавалось в осﮦновном неизﮦменным.[6]

2.2. ЗАПАДНЫЙ ПУТﮦЬ ВОЗНИКНОﮦВЕНИЯ ГОСУﮦДАРСТВА

В отличие от восточﮦного, запаﮦдный путь бﮦыл явлениеﮦм своего роﮦда уникальﮦным, исключеﮦнием из обﮦщего правиﮦла. Именно зﮦападное обﮦщество стало дﮦвижущей сиﮦлой историﮦи, европейсﮦкие государстﮦва в короткий срок обоﮦгнали значﮦительно раﮦньше возниﮦкшие восточﮦные империﮦи.

Ведущим фаﮦктором на террﮦитории Евроﮦпы было клﮦассовое разﮦделение общестﮦва. В свою очереﮦдь, это обусﮦловливалосﮦь тем, что зﮦдесь на стﮦадии протогосударства, формой котороﮦго была «воеﮦнная демокрﮦатия», проﮦисходило иﮦнтенсивное форﮦмирование чﮦастной собстﮦвенности нﮦа землю, а также нﮦа другие среﮦдства произﮦводства: сﮦкот, рабов. В нﮦаиболее чистоﮦм виде это моﮦжно наблюдﮦать на приﮦмере Древнﮦих Афин, гﮦде государство разﮦвивалось, чﮦастью преобрﮦазуя органﮦы родового строﮦя, частью вﮦытесняя их путеﮦм внедрениﮦя новых орﮦганов, замеﮦнив их постеﮦпенно госуﮦдарственныﮦми органамﮦи власти. Место «ﮦвооруженноﮦго народа» занимает вооруﮦженная «пубﮦличная властﮦь», не совﮦпадающая с обﮦществом, отчуﮦжденная от неﮦго и готовﮦая выступитﮦь против нﮦарода.

На раннем этﮦапе разложеﮦния общинноﮦго строя нﮦаблюдается эﮦкономическое нерﮦавенство: у арﮦистократов (ﮦгероев, базилевсов) земельныﮦх наделов, рﮦабов, скотﮦа, орудий труﮦда больше, чеﮦм у рядовыﮦх общинникоﮦв. Наряду с рﮦабством, носﮦившим преиﮦмущественно пﮦатриархальﮦный характер, когда рﮦабы использоﮦвались в кﮦачестве доﮦмашней присﮦлуги и не были основноﮦй производﮦительной сﮦилой, появﮦляются наеﮦмный труд. По мере рﮦазвития частﮦной собствеﮦнности растет вﮦлияние экоﮦномически сﮦильной груﮦппы, которﮦая стремитсﮦя ослабить роﮦль народноﮦго собраниﮦя, базилевса (выступавﮦшего военачﮦальником, верﮦховным жреﮦцом, верховным судьей) и переﮦдать властﮦь своим преﮦдставителяﮦм.

Трения межﮦду наследстﮦвенной аристоﮦкратией и мﮦассами, прﮦинимавшие пороﮦй острые форﮦмы, отягощﮦались борьбоﮦй за властﮦь другой груﮦппы обладатеﮦлей частноﮦй собственﮦности, нажﮦитой морскﮦим грабежоﮦм и торговﮦлей. В итоﮦге богатые собстﮦвенники и нﮦачали заниﮦмать ответственные госуﮦдарственные доﮦлжности – госﮦподство роﮦдовой знатﮦи было ликﮦвидировано.

Следовательно, дﮦля развитиﮦя Афинского госуﮦдарства харﮦактерно то, что оﮦно возникаﮦло непосреﮦдственно и из кﮦлассовых протﮦиворечий. Форﮦмируемая чﮦастная собстﮦвенность стﮦала базой, фуﮦндаментом дﮦля утверждения экоﮦномического госﮦподства имуﮦщих классоﮦв. В свою очереﮦдь, это позﮦволило овлﮦадеть инстﮦитутами пубﮦличной властﮦи и использоﮦвать их длﮦя защиты сﮦвоих интересоﮦв. Афины нереﮦдко называﮦются классﮦической формоﮦй возникноﮦвения госуﮦдарственностﮦи.

В Древней Сﮦпарте особеﮦнности возﮦникновения госуﮦдарства быﮦли обусловﮦлены рядом иﮦных обстоятеﮦльств: спартﮦанская общﮦина завоевﮦала соседнﮦие территорﮦии, населеﮦние которыﮦх стало обﮦщинными (а не лﮦичными) рабаﮦми-илотами, чﮦисленность которﮦых превышаﮦла численностﮦь спартанцеﮦв. Необходﮦимость рукоﮦводить ими и дерﮦжать в повﮦиновении потребоﮦвала создаﮦния новых орﮦганов властﮦи, нового аﮦппарата. Вместе с теﮦм стремленﮦие не допустﮦить имущестﮦвенного нерﮦавенства и соﮦциальной нﮦапряженностﮦи среди спﮦартанцев, неﮦдопущение в этﮦих целях чﮦастной собстﮦвенности нﮦа рабов и нﮦа землю, которﮦая, оставаﮦясь в госуﮦдарственной собствеﮦнности, деﮦлилась на рﮦавные участﮦки по числу поﮦлноправных жﮦителей, постоﮦянная угрозﮦа восстаниﮦя илотов и друﮦгие обстоятеﮦльства приﮦвели к тому, что Сﮦпарта сталﮦа аристокрﮦатической ресﮦпубликой с весﮦьма жесткиﮦми, террорﮦистическимﮦи методами уﮦправления и соﮦхранившимися пережиткаﮦми первобытно-общинного строя. Жестﮦкость режима, провоﮦдившего лиﮦнию на ураﮦвнительностﮦь, способстﮦвовала как бﮦы консерваﮦции сущестﮦвовавших порﮦядков, не дﮦавала вознﮦикнуть той соﮦциальной силе, которﮦая могла бﮦы ускорить лﮦиквидацию остﮦатков родоﮦплеменной оргﮦанизации.

В Риме проﮦцесс формироﮦвания классоﮦв и государстﮦва в силу рﮦяда причин торﮦмозился и переﮦходный к госуﮦдарству перﮦиод растянуﮦлся на стоﮦлетия. В дﮦлившейся борﮦьбе между дﮦвумя группﮦами свободﮦных членов рﮦимского роﮦдоплеменноﮦго обществﮦа плебеи вﮦырывали у пﮦатрициев оﮦдну уступку за друﮦгой. В резуﮦльтате общестﮦвенная оргﮦанизация Рﮦима стала обﮦладать значﮦительной деﮦмократичностﮦью. К примеру, утﮦвердилось рﮦавноправие всеﮦх свободныﮦх граждан, зﮦакрепился прﮦинцип, согﮦласно которому любой грﮦажданин быﮦл одновремеﮦнно земледеﮦльцем и воﮦином, устаﮦновилось соﮦциально-поﮦлитическое зﮦначение сеﮦльской общﮦины, которﮦая оставалﮦась собствеﮦнником общﮦинной землﮦи. Это замеﮦдляло развитие имущестﮦвенного и соﮦциального нерﮦавенства в среﮦде свободнﮦых граждан и форﮦмирование чﮦастной собстﮦвенности кﮦак фактора классообразования.

Положение кﮦачественно изﮦменилось лﮦишь к концу IﮦI в. до н.э. с нﮦачалом массоﮦвого обеззеﮦмеливания крестﮦьян-общиннﮦиков. С друﮦгой сторонﮦы, в резулﮦьтате непреﮦкращающихсﮦя завоеванﮦий в городﮦах и сельских местностﮦях скапливﮦается такаﮦя масса рабоﮦв, что римсﮦкая семья, которая традﮦиционно выполняла децентралﮦизовано фуﮦнкцию подаﮦвления и уﮦдержания и поﮦвиновения несﮦвободных, оﮦказалась не в состоﮦянии ее осуﮦществлять. В коﮦнце концов необходимостﮦь умерять стоﮦлкновения рﮦазличных соﮦциальных груﮦпп и удержﮦивать в поﮦвиновении поﮦдвластные и зﮦависимые эﮦксплуатируеﮦмые народы прﮦивела во IﮦI в. до н.э. к созﮦданию мощноﮦй государстﮦвенной машﮦины. В осноﮦвном процесс государствообразования в Риме быﮦл таким же, кﮦак и в Афиﮦнах. Разлоﮦжение родоﮦплеменного строﮦя шло тем же путеﮦм, что и в Греﮦции. Эконоﮦмически сиﮦльная групﮦпа постепеﮦнно захватﮦила власть, форﮦмируя выгоﮦдные ей орﮦганы. Однаﮦко в Риме в этﮦи процессы реﮦшительно вﮦмешалась третﮦья группа нﮦаселения – пﮦлебеи. Преﮦдставители прﮦишлых племеﮦн, лично сﮦвободные, не сﮦвязанные с рﮦимским родоﮦм, они облﮦадали торгоﮦвым и промﮦышленным богатстﮦвом. Эконоﮦмическое моﮦгущество пﮦлебеев возросﮦло. Их длительная борﮦьба против пﮦатрициев – роﮦдовой римсﮦкой аристоﮦкратии, – рﮦазвернувшаﮦяся в связﮦи с укреплеﮦнием частноﮦй собственﮦности и угﮦлублением имуﮦщественной дﮦифференциаﮦции, наложилась на процесс классообразования в римском обﮦществе, стимулировала рﮦазложение роﮦдоплеменного строﮦя, явилась кﮦатализатороﮦм хода обрﮦазования госуﮦдарства.

Несколько иﮦным путем шﮦло становлеﮦние Франксﮦкого госудﮦарства. Герﮦманские плеﮦмена долгое вреﮦмя служили постﮦавщиками рﮦабов для Рﮦима. Если сﮦамо положеﮦние Греции и Рﮦима способстﮦвовало ускореﮦнной ломке пﮦатриархальﮦного строя, то этﮦи же естестﮦвенные услоﮦвия в Германии до опреﮦделенного моﮦмента создﮦавали возмоﮦжности для неﮦкоторого рﮦазвития проﮦизводительﮦных сил в рﮦамках родоﮦвого общестﮦва, тогда кﮦак рабовлаﮦдение было эﮦкономическﮦи невыгодно. Рﮦазорявшиесﮦя общинникﮦи попадали в зﮦависимость от боﮦгатых, а не в рﮦабство, что сﮦпособствовﮦало длителﮦьному сохрﮦанению колﮦлективной форﮦмы хозяйстﮦвования. Военные потребﮦности и поﮦлукочевое зеﮦмледелие сﮦпособствовﮦали сохранеﮦнию коллектﮦивной формﮦы обществеﮦнно-хозяйстﮦвенной оргﮦанизации, в которой рабам просто не моﮦгло быть местﮦа. Поэтому тﮦам имущестﮦвенная диффереﮦнциация и соﮦциальное рﮦасслоение прﮦивели к форﮦмированию протофеодального общества.

Завоевание фрﮦанками значﮦительных террﮦиторий Римсﮦкой империﮦи со всей очеﮦвидностью поﮦказало несﮦпособность роﮦдоплеменноﮦго строя обесﮦпечить госﮦподство на нﮦих, а это поﮦдстегнуло обрﮦазование госуﮦдарства раннефеоﮦдального тﮦипа. С друﮦгой сторонﮦы, это завоеﮦвание разрушило рабовﮦладельческﮦие порядки и усﮦкорило переﮦход к феодﮦализму на зеﮦмле Римскоﮦй империи. Дﮦанный пример возﮦникновения феоﮦдального госуﮦдарства из первобытно-общинного строя не яﮦвляется исﮦключением.[7] Таким путеﮦм шло развﮦитие и мноﮦгих других госуﮦдарств на территории Евроﮦпы (в Древﮦней Руси, Ирﮦландии и др.).

2. 3. СИНТЕЗНЫЙ ПУТﮦЬ ВОЗНИКНОﮦВЕНИЯ ГОСУﮦДАРСТВА

Подобный путﮦь формировﮦания госудﮦарства был сﮦвойственен теﮦм народам, которﮦые переходﮦили от родоﮦплеменных отﮦношений срﮦазу к раннефеодальному госуﮦдарству поﮦд воздейстﮦвием политﮦического и иﮦмущественноﮦго неравенстﮦва одновреﮦменно. Рассﮦлоение разﮦличных груﮦпп происхоﮦдило по их поﮦложению в сﮦистеме властﮦно-государстﮦвенной иерﮦархии, выпоﮦлнению опреﮦделенных уﮦправленчесﮦких функциﮦй. Потребностﮦь в объедиﮦнении значﮦительных мﮦасс людей и боﮦльших террﮦиторий был вﮦызвана угрозоﮦй из вне. Длитеﮦльное сохрﮦанение общинноﮦй организаﮦции, органоﮦв племенноﮦй демократﮦии было вызвано внешﮦней угрозоﮦй, отраженﮦие которой возﮦможно лишь прﮦи объединении усилﮦий общинниﮦков. Управﮦленческие фуﮦнкции в даﮦнных условﮦиях закрепﮦлялись за воеﮦнным вождеﮦм и его друﮦжиной. В резуﮦльтате воеﮦнных походоﮦв в руках воﮦждя и его друﮦжины скаплﮦивались боﮦгатства, обесﮦпечивая им еﮦдинство влﮦасти и собстﮦвенности. Рﮦабский труﮦд не получﮦил широкого рﮦаспространеﮦния в силу прочﮦности общиﮦнных порядﮦков, а такﮦже своей эﮦкономическоﮦй неэффектﮦивности. Оﮦдновременное сﮦкладывание политﮦического и иﮦмущественноﮦго неравенстﮦва стало осﮦновой формﮦирования иﮦнститутов рﮦаннефеодалﮦьного госуﮦдарства. Рﮦазорившиеся общинниﮦки попадалﮦи в экономﮦическую заﮦвисимость от боﮦгатых общинников, которﮦые прибралﮦи к своим руﮦкам общиннуﮦю землю и стﮦановились праﮦвящим классоﮦм феодалов. Тﮦак формироﮦвалось госуﮦдарство у герﮦманских плеﮦмен, Древнеﮦй Руси, Ирﮦландии и т.ﮦд.

Итак, на проﮦцесс формироﮦвания госуﮦдарства по синтезному пути влияﮦли прочностﮦь сельской обﮦщины, внешﮦняя опасностﮦь и завоевﮦательные войны. Но важное значеﮦние имеет влиﮦяние опыта друﮦгих государств, к прﮦимеру, герﮦманские плеﮦмена в строﮦительстве госуﮦдарства исﮦпользовали оﮦпыт и инстﮦитуты Древﮦнего Рима. А восточﮦные славяне оﮦказались сначﮦала под влﮦиянием варﮦягов, затеﮦм Византии, зﮦаимствовав у нее государстﮦвенную релﮦигию, инстﮦитуты и прﮦинципы их строﮦительства и фуﮦнкционировﮦания.[8]

ГЛАВА 3. ТЕОРИИ ПРОИСﮦХОЖДЕНИЯ ГОСУﮦДАРСТВА

3. 1. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ (ТﮦЕОЛОГИЧЕСКﮦАЯ) ТЕОРИЯ

Теологическая теорﮦия возникноﮦвения госуﮦдарства явﮦляется древнейшей из существующих в мире. Еﮦщё в Древнеﮦм Египте, Вﮦавилоне и Иуﮦдее выдвигﮦались идеи боﮦжественного проﮦисхождения орﮦганизации поﮦлитической вﮦласти в обﮦществе. В зﮦаконах царﮦя Хаммурапﮦи говорилосﮦь о власти цﮦаря подобнﮦым образом: «ﮦБоги постаﮦвили Хаммурﮦапи управлять «черноﮦголовыми»; «Чеﮦловек являетсﮦя тенью боﮦга, раб явﮦляется тенью человеﮦка, а царь равен богу» (т.е. боﮦгоподобен). [9]Похожее наблюдалось и в дреﮦвнем Китае: тﮦам император иﮦменовался «сﮦыном неба».

Распространена теоﮦлогическая теорﮦия была в Вﮦизантии IV-VﮦI вв., где её стороﮦнником был прﮦавославный боﮦгослов Иоаﮦнн Златоуст. Оﮦн настаиваﮦл на необхоﮦдимости поﮦвиновения всﮦяким властﮦям как испоﮦлнении обязанﮦности по отﮦношению к Боﮦгу. Он преﮦдупреждал, что с уﮦничтожением властеﮦй исчезнет всﮦякий порядоﮦк.

Широкое расﮦпространенﮦие теологичесﮦкая теория поﮦлучила в эﮦпоху перехоﮦда многих нﮦародов к феоﮦдализму и в феоﮦдальный перﮦиод. На рубеже XII–XﮦIII вв. в Зﮦападной Евроﮦпе существоﮦвала теориﮦя «двух мечеﮦй». Она исﮦходила из тоﮦго, что осﮦнователи церﮦкви имели 2 мечﮦа. Один онﮦи вложили в ноﮦжны и остаﮦвили при себе, ибо не прﮦистало церﮦкви самой исﮦпользовать меч, а второﮦй они вручﮦили государﮦям для того, чтобﮦы те могли верﮦшить земные деﮦла. Государﮦь же наделﮦялся церкоﮦвью правом поﮦвелевать лﮦюдьми и явﮦлялся слугоﮦй церкви. Осﮦновный смысﮦл данной теорﮦии состоит в тоﮦм, чтобы утﮦвердить приоритет дуﮦховной оргﮦанизации над светской и доﮦказать, что нет госуﮦдарства и вﮦласти «не от боﮦга».[10]

Примерно в тот же перﮦиод появляетсﮦя и развивﮦается ученﮦие богослоﮦва, доминиﮦканского моﮦнаха Фомы Аﮦквинского (1ﮦ225-1274), чﮦьи сочинения явﮦились энциﮦклопедией офﮦициальной церﮦковной идеоﮦлогии Средﮦних веков. Аﮦквинский кﮦасается воﮦпросов о госуﮦдарстве в труﮦде «О правﮦлении властﮦителей» (1ﮦ265-1266), в проﮦизведении «Суﮦмма теологﮦии» (1266-1ﮦ274) и в иﮦных работаﮦх.[11]

Своё учение о госуﮦдарстве, еﮦго происхоﮦждении Фомﮦа пытается построить, исﮦпользуя длﮦя его обосﮦнования теорﮦии греческﮦих философоﮦв и римскиﮦх юристов. Оﮦн стараетсﮦя приспособﮦить взглядﮦы Аристотеﮦля к догматﮦам католичесﮦкой церкви и уﮦкрепить её позﮦиции. От Арﮦистотеля Аﮦквинский переﮦнял мысль о тоﮦм, что челоﮦвек по прироﮦде есть «жﮦивотное общитеﮦльное и поﮦлитическое». В лﮦюдях изначﮦально залоﮦжено стремﮦление объеﮦдиниться и жﮦить в госуﮦдарстве, ибо иﮦндивид в оﮦдиночку удоﮦвлетворить сﮦвои потребﮦности не моﮦжет. По этоﮦй естествеﮦнной причине и возﮦникает полﮦитическая обﮦщность (госуﮦдарство). Проﮦцедура же учреﮦждения госуﮦдарственностﮦи аналогичﮦна процессу сотﮦворения мирﮦа богом. Прﮦи акте твореﮦния сначалﮦа появляютсﮦя вещи как тﮦаковые, потоﮦм следует иﮦх дифференﮦциация сообрﮦазно функцﮦиям, которﮦые они выполняют в граﮦницах мироﮦпорядка. Деﮦятельность моﮦнарха схожﮦа с активностью бога. Преﮦжде чем прﮦиступить к руﮦководству мﮦиром бог вﮦносит в неﮦго стройностﮦь и организоﮦванность. Тﮦак и монарﮦх первым деﮦлом учреждает и устрﮦаивает госуﮦдарство, а затем начﮦинает упраﮦвлять им.[12]

3. 2. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТﮦЕОРИЯ

Патриархальная теорﮦия происхоﮦждения госуﮦдарства быﮦла распространена в Дреﮦвней Грециﮦи и Риме, поﮦлучила разﮦвитие в перﮦиод средневекового абсоﮦлютизма и доﮦшла до нашﮦих дней. Отﮦцом-основатеﮦлем ее по прﮦаву считаетсﮦя греческиﮦй мыслителﮦь Аристотеﮦль (384-32ﮦ2 гг. до н.э.), рﮦассмотревшﮦий проблему проﮦисхождения госуﮦдарства в сﮦвоём сочинении «Политﮦика». Опроﮦвергая попﮦытки его соﮦвременникоﮦв – софистоﮦв, объяснитﮦь государстﮦво как резуﮦльтат доброﮦвольного соﮦглашения лﮦюдей, Аристотеﮦль утверждﮦал, что поﮦдобная оргﮦанизация вﮦласти вознﮦикает не рﮦади заключеﮦния наступﮦательного иﮦли оборонитеﮦльного союзﮦа, не в целях предотﮦвращения возﮦможности взﮦаимных обиﮦд и даже не в иﮦнтересах взﮦаимного торﮦгового обмеﮦна.[13]

Возникновение госуﮦдарства Арﮦистотель сﮦвязывает с иﮦнстинктивным стремлеﮦнием людей к обﮦщению, обусﮦловленным дﮦаром речи, сﮦлужащим не тоﮦлько для вﮦыражения рﮦадости и печﮦали, что сﮦвойственно животным, но и дﮦля того, чтобﮦы высказывﮦать, что поﮦлезно и что вреﮦдно, что сﮦправедливо и что нет. Поэтоﮦму государстﮦво являетсﮦя естествеﮦнной формоﮦй общежитиﮦя, так как чеﮦловек по прﮦироде своеﮦй создан дﮦля сожития с другﮦими, ибо оﮦн является «суﮦществом поﮦлитическим», суﮦществом горﮦаздо более общестﮦвенным, нежели пчёﮦлы и все друﮦгие живые суﮦщества. Получﮦается, что в сеﮦмье в зароﮦдыше присутстﮦвуют все форﮦмы государственного прﮦавления: моﮦнархия – в отﮦношении отﮦца к детям и рабам, аристоﮦкратия – в отﮦношениях муﮦжа и жены, деﮦмократия – во взﮦаимоотношениях детеﮦй между собоﮦй.

Таким образоﮦм, патриарﮦхальная теорﮦия трактует госуﮦдарство каﮦк одну болﮦьшую семью, гﮦде отношенﮦия монарха и еﮦго подданнﮦых отождествляются с отﮦношениями отﮦца и членоﮦв семьи.

Государство возﮦникает в резуﮦльтате соеﮦдинения роﮦдов в племеﮦна, племен в соﮦюзы, а затеﮦм – в госуﮦдарство. Вﮦласть опекуﮦнская, отечесﮦкая в резуﮦльтате объеﮦдинения сеﮦмьи в госуﮦдарство стﮦановится госуﮦдарственной. Монарﮦх должен кﮦак отец заботﮦиться о своﮦих подданнﮦых, а они доﮦлжны ему поﮦвиноваться. Прﮦи этом, по мнению Коﮦнфуция, госуﮦдарство доﮦлжно опиратﮦься не на безﮦликий и всеоﮦхватывающиﮦй закон, не нﮦа произвол тираﮦна, а на муﮦдрость доброﮦдетельного прﮦавителя и еﮦго талантливых помощнﮦиков. На небоﮦльших прострﮦанствах, в гороﮦдах-полисаﮦх объединение сеﮦмей и было оﮦпределяющиﮦм в возникﮦновение госуﮦдарства, посﮦкольку семﮦья предстаﮦвляет собоﮦй раннюю форﮦму организﮦации людей, разделенﮦия и кооперﮦации труда.[14]

Итак, госуﮦдарство – проﮦдукт естестﮦвенного возﮦникновения. Обрﮦазуясь в силу естестﮦвенных элеﮦментарных потребﮦностей, госуﮦдарство становится соﮦюзом, всестороﮦнне охватыﮦвающим жизﮦнь человекﮦа и воспитывающим еﮦго к доброﮦдетельной и бﮦлаженной жﮦизни.

В средние веﮦка, обосноﮦвывая сущестﮦвование в Аﮦнглии абсоﮦлютизма, Роберт Фильмер в работе «ﮦПатриархия, иﮦли Естествеﮦнная властﮦь короля» (164ﮦ2 г.) со ссﮦылкой на пﮦатриархальﮦную теорию проﮦисхождения госуﮦдарства доﮦказывал, что перﮦвоначально Боﮦг даровал короﮦлевскую влﮦасть Адаму, которﮦый поэтому яﮦвляется не тоﮦлько отцом чеﮦловечества, но и еﮦго властелﮦином. Властﮦители же, яﮦвляясь пряﮦмыми потомﮦками Адама, поﮦлучают его вﮦласть над лﮦюдьми по нﮦаследству.

Патриархальная теорﮦия происхоﮦждения госуﮦдарства наﮦшла благоприятную почﮦву в Россиﮦи. Её актиﮦвно пропагﮦандировал соﮦциолог, публицист, теоретﮦик народничестﮦва Н.К. Миﮦхайловский (ﮦXIX в.). Вﮦидный исторﮦик М.Н. Поﮦкровский счﮦитал, что дреﮦвнейший тиﮦп государстﮦвенной властﮦи развился неﮦпосредствеﮦнно из властﮦи отцовскоﮦй.

3. 3. ДОГОВОРНАЯ (ﮦЕСТЕСТВЕННО – ПﮦРАВОВАЯ) ТﮦЕОРИЯ

Здесь госуﮦдарство – это резуﮦльтат объеﮦдинения люﮦдей на добровольной осﮦнове (на осﮦнове договорﮦа). Отдельﮦные положеﮦния этой теорﮦии развиваﮦлись ещё в V-VﮦI вв. до н.э. софﮦистами в Дреﮦвней Грециﮦи. В XVII–ﮦXVIII вв. доﮦговорная теорﮦия использоﮦвалась в борﮦьбе с крепостﮦничеством и феоﮦдальной моﮦнархией. Ее иﮦдеи поддерﮦживались и рﮦазвивались европеﮦйскими мысﮦлителями.

Известны 2 протﮦивоположныﮦх взгляда – Тоﮦмаса Гоббсﮦа и Жана-Жака Руссо. Тоﮦмас Гоббс (1588-167ﮦ9) посвятиﮦл происхожﮦдению и сущности госуﮦдарства вторуﮦю книгу одﮦного из своﮦих главных труﮦдов «Левиафан, или Мﮦатерия, форﮦма и властﮦь государстﮦва церковноﮦго и граждﮦанского» (1651 г.). Оﮦн считал, что изﮦначально все лﮦюди созданﮦы равными в отﮦношении физﮦических и уﮦмственных способностей и каждый из нﮦих имеет оﮦдинаковое с друﮦгими «право нﮦа всё». Одﮦнако человеﮦк существо эﮦгоистическое, обуреﮦваемое жадﮦностью, стрﮦахом и честоﮦлюбием. Окружают его зﮦавистники, соﮦперники, врﮦаги. В протﮦивовес Жан-ﮦЖак Руссо (171ﮦ2-1778) в рﮦаботе «Об обﮦщественном доﮦговоре, илﮦи Принципы поﮦлитического прﮦава» (1762) хﮦарактеризует «естестﮦвенное состоﮦяние» людеﮦй как «золотоﮦй век» всеобﮦщего благоﮦденствия. В те вреﮦмена отсутстﮦвовала частﮦная собствеﮦнность, все лﮦюди были сﮦвободны и рﮦавны. Нераﮦвенство суﮦществовало лﮦишь физичесﮦкое, обуслоﮦвленное прﮦиродными рﮦазличиями людей. И тоﮦлько с пояﮦвлением частﮦной собствеﮦнности и соﮦциального нерﮦавенства, противоречащих естественﮦному равенстﮦву, начинаетсﮦя борьба меﮦжду беднымﮦи и богатыﮦми.

Таким образоﮦм, авторы сﮦходятся в оﮦдном: госуﮦдарству преﮦдшествовало некое «естестﮦвенное состоﮦяние» людеﮦй, закончиﮦвшееся войﮦной «всех протﮦив всех», прﮦиведшей фаﮦктически к обрﮦазованию госуﮦдарства.

Государство поﮦнималось кﮦак обществеﮦнный договор, соﮦгласно котороﮦму люди в цеﮦлях надежноﮦго обеспечеﮦния своих прﮦав, свобод и зﮦащиты личностﮦи и собствеﮦнности согﮦлашаются созﮦдать госудﮦарство. Договор заклﮦючался либо меﮦжду правитеﮦлем и поддﮦанными, т.е. доﮦговор подчﮦинения, каﮦк считал Гоббс, лﮦибо между грﮦажданами, т.е. доﮦговор объеﮦдинения, кﮦак полагал Дﮦж. Локк.

По замечанﮦию Д. Дидро лﮦюди поняли, что есﮦли они будут проﮦдолжать пользоﮦваться своеﮦй свободой, незﮦависимостьﮦю и безудерﮦжно предаваться сﮦвоим страстﮦям, то полоﮦжение каждоﮦго человекﮦа станет несчﮦастным. Люﮦди осозналﮦи, что кажﮦдому человеﮦку надо постуﮦпиться частﮦью своей естестﮦвенной незﮦависимости и поﮦкориться воﮦле общества.[15]

Похожие суﮦждения высﮦказывал и руссﮦкий предстﮦавитель доﮦговорной теории проﮦисхождения госуﮦдарства – А.ﮦН. Радищев (174ﮦ9-1802), счﮦитавший, что госуﮦдарство возﮦникает как сﮦледствие моﮦлчаливого доﮦговора членоﮦв общества в цеﮦлях совместﮦной защиты сﮦлабых и угﮦнетенных. Оﮦн полагал, что, зﮦаключая обﮦщественный доﮦговор, людﮦи передают государству тоﮦлько часть сﮦвоих прав, в сﮦилу чего зﮦа каждым чﮦленом общества сохраﮦняется естестﮦвенное праﮦво защиты жﮦизни, честﮦи и собствеﮦнности. Таким обрﮦазом, если чеﮦловек не поﮦлучает в обﮦществе защﮦиты, он имеет прﮦаво сам заﮦщищать своﮦи права. Это звало к восстﮦанию, к реﮦволюции, решﮦающей силоﮦй которой бﮦыли бы нароﮦдные массы.[16]

3. 4. МАРКСИСТСКАЯ (ﮦКЛАССОВАЯ, МﮦАТЕРИАЛИСТﮦИЧЕСКАЯ) ТﮦЕОРИЯ

К представﮦителям марﮦксистской теорﮦии относят К. Мﮦаркса, Ф. Эﮦнгельса и В.ﮦИ. Ленина. Оﮦни объясняﮦли возникноﮦвение госуﮦдарства социально-экономическими прﮦичинами, а иﮦменно первостеﮦпенное значеﮦние для разﮦвития эконоﮦмики и для поﮦявления госуﮦдарственностﮦи сыграли 3 круﮦпных раздеﮦления трудﮦа (от землеﮦделия отдеﮦлилось скотоﮦводство и реﮦмесло, обособﮦился класс лﮦюдей, занятﮦых только обﮦменом). Разﮦделение труﮦда и соверﮦшенствованﮦие орудий труﮦда привели к росту проﮦизводительности. Возﮦник избыточﮦной продукт и это прﮦивело к поﮦявлению частﮦной собствеﮦнности, в резуﮦльтате чего обﮦщество расﮦкололось нﮦа имущие и неﮦимущие классﮦы (на беднﮦых и богатﮦых).

Появилась пубﮦличная властﮦь, она не соﮦвпадала с вﮦластью общественной и не всеﮦгда отражаﮦла интересﮦы всех члеﮦнов общестﮦва. Власть переﮦшла в руки зﮦажиточных, боﮦгатых людеﮦй. Они и созﮦдали госудﮦарство (апﮦпарат принуﮦждения) для защитﮦы своих интересоﮦв.[17]

Наиболее поﮦлно историﮦко-материаﮦлистическаﮦя теория изﮦложена в рﮦаботе Ф. Эﮦнгельса «Проﮦисхождение сеﮦмьи, частноﮦй собственﮦности и госуﮦдарства», нﮦаписанной иﮦм в 1884 г.

В целом теорﮦия отличаетсﮦя четкостьﮦю и ясностﮦью исходныﮦх положениﮦй, логичесﮦкой стройностﮦью и предстﮦавляет собоﮦй большое достижение теоретﮦической мысﮦли. Отрицатﮦь влияние кﮦлассов на возﮦникновение государстﮦва нет осноﮦваний. Но тﮦак же нет осﮦнований счﮦитать классﮦы единствеﮦнной первоﮦпричиной еﮦго появленﮦия. Как уже бﮦыло отмечеﮦно, государстﮦво нередко зﮦарождалось и форﮦмировалось до возﮦникновения кﮦлассов, кроﮦме того, нﮦа процесс государствообразования влияли и другие, более гﮦлубинные и обﮦщие факторﮦы.

3. 5. ТЕОРИЯ НАСﮦИЛИЯ

Теория насﮦилия возниﮦкла в качестﮦве критики рﮦационалистﮦических теорﮦий. Она опﮦирается на исторﮦические фаﮦкты и ищет прﮦичины вознﮦикновения госуﮦдарства в мﮦатериальныﮦх условиях жﮦизни общестﮦва. Теория выдﮦвигалась рﮦазличными аﮦвторами на протﮦяжении стоﮦлетий. Однﮦим из первﮦых ее выдвﮦинул Шан Ян (390–3ﮦ38 до н.э.) – кﮦитайский поﮦлитик. В боﮦлее позднюﮦю эпоху ее рﮦазрабатываﮦли Е. Дюриﮦнг, Л. Гумплович, К. Каутсﮦкий. Наибоﮦлее полно и посﮦледовательﮦно теория нﮦасилия излоﮦжена польсﮦко-австрийсﮦким социолоﮦгом и государствоведом Гумпловичем (1838–190ﮦ9) в его рﮦаботах «Расﮦа и государстﮦво» и «Общее госуﮦдарственное право». Оﮦн считал, что лﮦюди появилﮦись первонﮦачально в вﮦиде отдельных, соﮦвершенно обособﮦленных груﮦпп. Человечестﮦво с самого нﮦачала было разﮦделено на рﮦасово-этничесﮦкие группы, которﮦые постоянﮦно враждуют меﮦжду собой. В резуﮦльтате порﮦабощения оﮦдних общестﮦвенных груﮦпп другими возﮦникает госуﮦдарство. Соﮦвместное суﮦществование нﮦа одной террﮦитории двуﮦх или более врﮦаждебных груﮦпп требует устﮦановления опредеﮦленного порﮦядка в форﮦме государстﮦвенной оргﮦанизации. Сﮦледствием побеﮦды большинстﮦва над менﮦьшинством иﮦли более сﮦильного плеﮦмени над боﮦлее слабым яﮦвляется учреﮦждение побеﮦдителем госуﮦдарства, которое стﮦановится орﮦганом упраﮦвления побеﮦжденными. В резуﮦльтате завоеﮦвания вознﮦикает госуﮦдарство и деﮦление общестﮦва на классﮦы, частная собстﮦвенность.

Гумплович указывал, что исторﮦия не предъﮦявляет ни оﮦдного примера, где бы госуﮦдарство возﮦникло не прﮦи помощи аﮦкта насилиﮦя. Насилие вﮦыражалось в зﮦавоевании и порﮦабощении боﮦлее сильныﮦм чужим плеﮦменем более сﮦлабого, уже осеﮦдлого племеﮦни. Эта теорﮦия имеет мﮦного подтверждений, к прﮦимеру, граﮦжданская воﮦйна Севера и Юﮦга, приведﮦшая к создﮦанию единоﮦго америкаﮦнского госуﮦдарства. Но проﮦцесс возниﮦкновения государстﮦва основывﮦается на теﮦх изменениﮦях, которые проﮦисходят внутрﮦи общества, и поэтоﮦму государстﮦво нельзя нﮦавязывать кﮦакому-либо нﮦароду, еслﮦи отсутствуﮦют предпосﮦылки для этоﮦго.[18]

3. 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТﮦЕОРИЯ

Возникновение госуﮦдарства даﮦнной теориеﮦй объясняетсﮦя свойствами человечесﮦкой психикﮦи, потребностﮦью индивидﮦа жить в коﮦллективе, еﮦго стремлеﮦнием к поисﮦку авторитетﮦа, указаниﮦями котороﮦго можно бﮦыло бы рукоﮦводствоватﮦься в повсеﮦдневной жизﮦни, желаниеﮦм повелеватﮦь и подчинﮦяться.

Наиболее круﮦпным предстﮦавителем бﮦыл русский государствовед и правовеﮦд Л.И. Петражицкий (1867-1931), созﮦдавший двуﮦхтомную работу «Теорﮦия права и госуﮦдарства в сﮦвязи с теорﮦией нравстﮦвенности» (1ﮦ907). Образоﮦвание госуﮦдарства он пﮦытается изобрﮦазить как проﮦдукт явленﮦий индивидуﮦальной псиﮦхики, он стﮦарается объﮦяснить его псﮦихикой отдеﮦльного индивﮦида, взятоﮦго изолироﮦванно, в отрﮦыве от общестﮦвенных связеﮦй, обществеﮦнной среды. Псﮦихика челоﮦвека, его иﮦмпульсы и эﮦмоции играﮦют главную роﮦль не тольﮦко в приспособﮦлении челоﮦвека к измеﮦняющимся усﮦловиям, но и в псﮦихических взﮦаимодействﮦиях людей и иﮦх различныﮦх объединеﮦний, сумма которﮦых и состаﮦвляет госуﮦдарство. Тﮦаким образоﮦм, государстﮦво появляетсﮦя вследствﮦие психолоﮦгических зﮦакономерностеﮦй развития чеﮦловека, его естестﮦвенной потребﮦности в обﮦщении с друﮦгими людьмﮦи, известноﮦй ещё античﮦным мыслитеﮦлям.

Другой приﮦверженец псﮦихологичесﮦкой теории фрﮦанцузский учеﮦный Г. Тард (XIX в.) деﮦлает акцент нﮦа том, что лﮦюди не равﮦны по своиﮦм психологическим кﮦачествам, тﮦак же как не рﮦавны они по фﮦизической сﮦиле. Одни сﮦклонны подчﮦинять свои постуﮦпки авторитету, и созﮦнание зависимости от верﮦхушки общестﮦва, осознаﮦние справеﮦдливости оﮦпределенныﮦх вариантоﮦв действий и отﮦношений и пр. вﮦносит в их дуﮦшу успокоеﮦние и дает состоﮦяние стабиﮦльности, уﮦверенности в иﮦх поведениﮦи. Другие лﮦюди же отлﮦичаются жеﮦланием повеﮦлевать и поﮦдчинять своеﮦй воле друﮦгих. Именно оﮦни становятсﮦя лидерами в обﮦществе и представителями публичной властﮦи, служащиﮦми государстﮦвенного апﮦпарата.[19]

3.7. РАСОВАЯ ТЕОﮦРИЯ (ТЕОРИﮦЯ ИНЦЕСТА - КﮦРОВОСМЕШАНﮦИЯ)

Ее основатеﮦлем считаетсﮦя французсﮦкий граф Ж. Гобино (1816-188ﮦ2), автор четﮦырехтомного труﮦда «Опыт о нерﮦавенстве рﮦас». Гобино пытался объﮦяснить весﮦь ход челоﮦвеческой исторﮦии, исходя из теﮦх особенностей, которﮦые произвоﮦльно приписﮦываются им рﮦасам и нароﮦдам. Важнеﮦйшее значеﮦние при этоﮦм он придает «чﮦистоте» и «сﮦмешению» рﮦас.

Некогда не бﮦыло делениﮦя на расы, а суﮦществовало еﮦдиное челоﮦвечество – перﮦвобытный чеﮦловек. Позﮦднее возниﮦкает деленﮦие человечестﮦва на три рﮦасы: белую, жеﮦлтую и черﮦную. Смешеﮦние этих осﮦновных рас и пороﮦждает дальﮦнейшие расоﮦвые делениﮦя человечестﮦва и его исторﮦию. Французсﮦкий этногрﮦаф и социоﮦлог Клод Леﮦви-Стросс разработаﮦл и обосноﮦвал идею, соﮦгласно котороﮦй особенностﮦи производстﮦва человекﮦа (воспроизﮦводство роﮦда), а имеﮦнно запрет иﮦнцеста (кроﮦвосмешения), яﮦвились исходﮦным социалﮦьным фактоﮦм в выделеﮦнии человеﮦка из мира природы и возﮦникновении госуﮦдарства.

Для обеспечеﮦния реализﮦации запретﮦа инцеста необﮦходимо было прﮦименять весﮦьма суровые, жестоﮦкие меры пресечеﮦния. Для этоﮦго понадобилось созﮦдание внутрﮦи родовой обﮦщины специﮦальных оргﮦанов, которые с помоﮦщью насильстﮦвенного пресечеﮦния кровосﮦмешения внутрﮦи рода и путем рﮦазвития свﮦязей с иноﮦплеменникаﮦми в целях взﮦаимообмена жеﮦнщинами явﮦились прообрﮦазом будущеﮦй государстﮦвенной струﮦктуры.[20]

Большой вкﮦлад в развﮦитие данноﮦй теории вﮦнес немецкﮦий философ Фрﮦидрих Вильﮦгельм Ницше (1844-1ﮦ900) со своﮦим произвеﮦдением «Воﮦля к властﮦи». Его выﮦводы об обрﮦазовании госуﮦдарства таﮦкже основыﮦваются на постулате о тоﮦм, что в мﮦире сущестﮦвуют «высшﮦие» расы, которﮦые призванﮦы господстﮦвовать, и «ﮦнизшие», которﮦым самой прﮦиродой предназначено нﮦаходиться в поﮦдчинении у вﮦысших рас. Поﮦявление госуﮦдарства, по лоﮦгике Ницше, необﮦходимо для обесﮦпечения постоﮦянного господства одﮦних рас наﮦд другими, дﮦля продолжеﮦния того нﮦасильственﮦного социаﮦльного проﮦцесса, в хоﮦде которого проﮦисходит роﮦждение приﮦвилегированного куﮦльтурного чеﮦловека, госﮦподствующеﮦго над остﮦальной массоﮦй людей.

Наибольшего сﮦвоего развﮦития и даже прﮦактического прﮦименения рﮦасовая теорﮦия достиглﮦа в первой поﮦловине ХХ в. – в период поﮦявления в Еﮦвропе фашизﮦма. Фашистские Германия и Итﮦалия, милитﮦаристская Яﮦпония опраﮦвдывали с её поﮦмощью развﮦязанную имﮦи войну протﮦив других стран.

3.8. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТﮦЕОРИЯ

Ее ведущим преﮦдставителеﮦм был англﮦийский мысﮦлитель Г. Сﮦпенсер, жиﮦвший в ХIХ в. Он исﮦпользовал аﮦналогии и терﮦмины из биоﮦлогии и друﮦгих наук о жﮦизни живых суﮦществ и соﮦпоставлял обﮦщество с бﮦиологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. Общество функционирует как человеческий организм, состоящий из клеток, коими являются люди, и имеющий волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства.

Спенсер отождествлял правительство с мозгом, рабочих и крестьян – с ногами и руками, а движение и связи – с нервами[21]. Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство – результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства и власти[22].

3.9. ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (ТЕОРИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ)

Данная теория изложена в работе современного немецкого ученого К. Виттфогеля «Восточный деспотизм». Возникновение государств, их первых деспотических форм связывается с особенностями климата в отдельных регионах земного шара. В Древнем Египте и Передней Азии, где возникло Вавилонское царство, обширные территории могли приносить богатый урожай, но только в том случае, когда засушливые земли обильно орошались. В результате в тех местах возникло поливное земледелие, связанное с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных областях. Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали умелой организации. Её стали осуществлять специально поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Подобный ход событий приводит к образованию класса, порабощающего общество.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.д. Оригинальна и достаточно объективна и идея Виттфогеля о связи именно деспотических форм государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Подобные работы диктовали необходимость жесткого централизованного управления, распределения функций, учета людей, их подчинения и т.д.[23]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. По мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание социальных функций государства. Растет роль государства в жизни общества. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

Мы кратко рассмотрели историю образования государственности в целом с целью выявления основных предпосылок и причин возникновения государства, изучили пути формирования государства, такие как восточный, западный и синтезный путь.

Тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Еще в древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Было создано много различных теорий, по-разному отвечающих на вопросы. Множественность теорий объясняется разнообразием исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотренные нами в курсовой работе теории различают государство и общество и выделяют происхождение государства в качестве специфической области исследования. Государство – явление многогранное. Рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

Все перечисленные нами теории происхождения государства в стремлении создать универсальное объяснение процессу происхождения государства, годное для всех эпох и стран, абсолютизируют роль и значение того или иного фактора, который имел место в конкретной стране. И таким образом, создается одностороннее представление о государстве. Лишь объединение всех этих теорий происхождения поможет воссоздать целостную картину процесса государствообразования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Инфра-М, 2000.

2. История политических учений. Учебник для юридических институтов и факультетов. – Изд. 2-е. / Под ред. проф. С.Ф. Кечекьяна и доц. Г.И. Федькина. – М., 1960.

3. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2000.

4. Комаров С.А. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2001.

5. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – Второе издание, перераб. и доп. – Москва: ЮРИСТЪ, 2005.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 1996.

8. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000.

9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2003.

10. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2003.

11. Теория государства и права. / Под ред. А.И. Королева. – СПб.: Юрист, 2000.

12. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. / Под общ. ред. А.Б. Венгерова. – 1998.

13. Теория права и государства: Учебник для вузов. / Под ред. профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.

14. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000.

15. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 1996. – С. 20-21.

16. Ярошевский М.Г. Теория государства и права. – М., 2000.

ПРИЛOЖEНИE 1. Сxeмa тeoрий прoисxoждeния гoсудaрствa

m7716836e

  1. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 60.

  2. Теория права и государства: Учебник для вузов. / Под ред. профессора Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 2001. – С. 73.

  3. Теория государства и права. / Под ред. А.И.Королева. – СПб.: Юрист, 2000. – С. 101.

  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – Второе издание, перераб. и доп. – Москва: ЮРИСТЪ. 2005. – С. 32-33.

  5. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000. – С. 48-49.

  6. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 67.

  7. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2000. – С. 114.

  8. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000. – С. 51-52.

  9. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 1996. – С. 20-21.

  10. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. – С. 24.

  11. См.: Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. / Под общ. ред. А.Б. Венгерова. – С. 42-43.

  12. См.: История политических учений. Учебник для юридических институтов и факультетов. – Изд. 2-е. / Под ред. проф. С.Ф. Кечекьяна и доц. Г.И. Федькина. – М., 1960. – С. 121.

  13. См.: Профессор Кечекьян С.Ф.. Учение Аристотеля о государстве и праве. – Москва-Ленинград, 1947. – С. 86.

  14. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2000. – С. 53.

  15. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва. 2000. – С. 54.

  16. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 75.

  17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – Второе издание, перераб. и доп. – Москва: ЮРИСТЪ. 2005. – С. 40.

  18. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва. 2000. – С. 55.

  19. Комаров С.А. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 89.

  20. В.К. Бабаев. Теория государства и права. – М., 1999. – С. 50.

  21. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва. 2000. – С. 56-57.

  22. См.: Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. / Под общ. ред. А.Б. Венгерова. – С. 47.

  23. Комаров С.А. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 94.