Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения государства(ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, А ТАКЖЕ ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы курсового проекта заключается в том, что различных форм человеческого общения, ключевая роль отводится государству, а одновременно с государством существует право.

Ранее, государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.

Анализ происхождения государства носит не только теоретический, но и политический характер. Изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерные особенности, историю становления и развития.

Теорий происхождения государства и права на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты.

Цель данной курсовой работы – анализ существующих теорий происхождения государства и права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  1. Проанализировать понятие, признаки и особенности государства;
  2. Изучить понятие, признаки и особенности права;
  3. Рассмотреть социально – правовые положения теорий происхождения государства и права.

При написании данной работы были использованы труды следующих авторов: Беляева О.М., Капустин М.Н., Загорский Г.И., Малько А.В., Марченко М.Н. и др.

Объект курсовой работы – общественные отношений, которые возникают при формировании и развитии теорий происхождения государства и права.

Предмет исследования – теории происхождения государства и права и характеристика и сущность.

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально – логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно – научные методы познания, а именно сравнительно – правовой анализ, догматический метод и формально – юридический метод.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Добрый день. Замечания по работе :в введении надо указать перечень авторов на основе трудов которых вы написали работу. Названия разделов необходимо размещать посередине страницы. Минимальный размер работы должен быть не менее 30 стр. без списка литературы. В сносках необходимо указать страницы конкретно, а не их общее количество.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, А ТАКЖЕ ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1 Понятие, признаки и особенности государства

Термин «государство» происходит от древнерусского слова «государь», что значит князь – правитель. Понятие государство означает политическую систему власти, которая устанавливается на конкретной территории.

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Определение государства в любой трактовке, всегда будет неполным, а следовательно, абстрактным. Объясняется это тем, что определение государства не способно в нескольких словах или даже строках уместить все структурные и сущностные характеристики и свойства государства. Стоит отметить, что абстрактный характер данного определения не является его недостатком, а лишь выступает в качестве конкретного свойства данного определения.

Рассмотрим основные признаки государства.

Все признаки государства классифицируются на обязательные и дополнительные. К обязательным признакам государства относятся:

- Наличие границ государства и внутреннего административно – территориального деления. [1]

Ранее, в обществе в котором государство отсутствовало принадлежность индивида к какому – либо роду была обусловлена кровным родством. В тоже время, род не имел определенной территории и мог вести кочевой образ жизни. В современном обществе кровнородственный принцип утратил свое значение, а на смену ему пришел принцип территориальной организации.

- Наличие гражданства людей, которые населяют государство.

Каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства. Таким образом, появляются пространственные пределы государства и возникает правовой институт гражданства.

- Наличие публичной власти, которая выделена от общества.

Публичная власть носит именно такое название потому, что, не совпадая с обществом, она представляет его интересы и действует от имени и в интересах народа. Государство также является публичной властью, не совпадающей с населением, но представляющей его интересы.

- Наличие налогов и сборов для содержания публичной власти.

Наличие налогов является обязательным структурным элементом любого государства, а их размер соизмерим интересам государства, а также интересам производителей различных материальных благ.

- Наличие государственного суверенитета.

Суверенитет государства означает, что все правила и законы на его территории государство устанавливает самостоятельно. В случае если суверенитет отсутствует, данная территориальная единица не может быть признана государством, а лишь колонией другого государства или его частью. Носителем суверенитета также может выступать народ, который осуществляет суверенную власть через главу государства или выборное представительство. [2]

- Создание правовых норм ( правил и норм поведения на территории определенного государства).

Государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания, государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.

Дополнительные признаки государства.

К дополнительным признакам государства относятся:

- Наличие определенных символов.

К таким символам могут быть отнесены – флаг, герб, гимн государства, а также установление города, который выступает в качестве столицы государства. Несмотря на то, что данные символы бывают, изменчивы, их наличие позволяет более точно выразить намерения и мировоззрение государства, а также создать ему определенный образ.

Таким образом, государство является политико – территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества.

1.2 Понятие, признаки и особенности права

Право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством, а также принимаемых посредством проведения референдумов, призванных выразить общепринятые человеческие ценности и регулирующие общественные отношения. [3]

Право обладает определенными признаками, которые характеризуют его в качестве системы общественных отношений. К данным признакам относятся:

- Нормативность. Властные предписания, которые исходят от государства, подразделяются на две группы:

1) индивидуально – правовые предписания. К данным предписаниям относятся конкретные указания со стороны государства. Право – это система определенных норм, а не конкретизированных указаний относительно правил поведения. Поэтому, правовые нормы зачастую называют образцами ли критериями поведения, согласно которым выстраивается поведение каждого индивида, попавшего к регламентированную законом ситуацию. Нормативность права объясняется типичность и достаточной однородностью данных правовых ситуаций, взаимодействий и явлений.

2) Нормативные правила общего характера. Правовые нормы призваны регулировать не отдельно взятый случай, а достаточно обширный круг однотипных обстоятельств, которые распространяют свое действие на все случаи данного рода. Следовательно, нормы права содержат указания, как вести себя в какой – либо ситуации, какие действия соответствуют правомерности поведения и что нельзя предпринимать в урегулированном социальной взаимодействии. Таким образом, нормативные правила общего характера отличаются от индивидуально – правовых отношений по тому признаку, что являются общими моделями правомерного поведения индивида.

В качестве субъектов, на которые направлены действия нормативных правил, выступают не конкретные лица, а однородные категории населения государства. Следовательно, право признано регулировать поведение неопределенного круга лиц и действует на постоянной основе. Стоит отметить, что правовая норма не носит одноразового характера и не теряет своей силы после ее однократного применения. [4]

- Общеобязательность. Нормы права регулируют отношения каждого члена государства, который находится в нормативно урегулированной ситуации. Никто не может выпадать из действия права, и каждый член общества обязан выполнять существующие правила. Всеобщий характера права характеризуется распространением по всей территории страны и ее население. В отдельных случаях, нормы права могут регулировать поведение ограниченного круга лиц. Общеобязательность права является основанием для равенства всех жителей страны перед законом, что создает социальную справедливость внутри государства.

- Императивность.

Императивность права заключается в том, что обязательность права находится вне зависимости от усмотрения каких – либо лиц подчиняться правовому воздействию или нет. Более того, в системе социальных норм право обладает безусловным верховенством, а в случае наличия противоречий в системе обычаев, религии или иных отношениях, действуют именно нормы права.

- Формализованность.

Право характеризуется наличием документального закрепления своих норм в официальных общепринятых источниках. Так, правовые нормы находят официальное закрепление в законах, указах, постановлениях и иных документах, а также содержат обязательные реквизиты (номер, дата издания и другие).

Нормы права не являются обычными мнениями или мыслями отдельных лиц. Они всегда выражены достаточно объективно, а также зафиксированы в материальном источнике. Более того, нормы права принимаются на основании определенной процедуры, заверены подписью компетентных лиц, одобрены ими и опубликованы в официальных источниках. Следовательно, право всегда излагается в такой форме, нарушение которой является недопустимым. Процедуры, в результате которых осуществляется принятие правовых норм, носят название правотворческого процесса. Стоит отметить, что процедурным аспектам уделено значительное внимание в юридической науке.[5]

Закон, который не был опубликован не подлежит применению населением. Следовательно, правовая норма, которая не доведена до общего сведения не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, для права характерно общедоступность и публичность.

- Определенность.

Для правовых норм характерна определенная юридическая техника. В частности, речь идет о ясности, четкости, доступности изложения правовой нормы. Более того, право должно фиксировать те требования, которые предъявляются к поведению людей, а также устанавливает рамки допустимого и запрещенного поведения и последствия нарушения установленных законодателем, норм.

Более того, язык изложения правовой нормы должен быть доступен и понятен каждому жителю государства, а точность и конкретность призваны обеспечить правовую унификацию, а именно единое понимание права всеми участниками общественных отношений. В случае если правовая норма выражена неопределенно, это приводит к различным правовым конфликтам и разногласиям.

- Государственная природа.

Государство и право неразрывно взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В современном обществе действуют различные социальные нормы, но только право исходит непосредственно из государства. Ввиду этого, право имеет официальный и публичный характер. Следует отметить, что формирование правовых норм осуществляется не стихийно, а целенаправленно, в результате правотворческой деятельности, что является атрибутивным признаком государства. [6]

Правовые нормы в любом случае санкционируются государство. В рамках своей компетенции государственные органы издают различные нормативно – правовые акты, а представительные органы специализированы на нормотворческой функции. Деятельность государства направлена на выявление экономических, социальных или политических требований населения, по итогам которых формируются нормативные акты, выражающие согласованную волю общества. Однако следует учитывать, что законодательство и право не являются тождественными понятиями, а правовым будет выступать только тот закон, который полностью соответствует демократическим правовым идеям, а также соблюдением прав и интересов человека и гражданина.

- Государственная защита.

Данный признак вытекает из принципа общеобязательности права и существенно дополняет его. Если моральные, религиозные или, например, социальные нормы поддерживаются общественными санкциями, то право охраняется и гарантируется государством. При необходимости правопорядок обеспечивается мерами государственного принуждения, а в случае неисполнения лицом юридических обязанностей применяются государственные санкции. Следовательно, государства выполняет контролирующие функции по соблюдению прав участниками правоотношений, а при допущенных правонарушениях привлекает виновных к ответственности. Особое значение в данном случае придается органам, которые разрешают конфликты подобного рода, а также выступающих гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

- Системность.

Системность права проявляется в том, что оно является не случайной совокупность норм, а организованным множеством структурных элементов, которые определенным способом взаимосвязаны между собой. Представляется вполне естественным тот факт, что данная система допускает возможные коллизии, но в целом, для права характерно внутреннее единство и наличие четкой структуры. [7]

Таким образом, исторически право возникло и существовало в тесной взаимосвязи с государством, на первоначальном этапе выполняя исключительно охранительную функцию. Именно государство способно придать праву наиболее ценные и значимые свойства, такие как стабильность, определенность и обеспеченность.

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В РАМКАХ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

2.1 Органическая теория

Дарвинизм, материалистическая теория, эволюции органического мира, который появился в XIX веке, породил попытки осуществить перенос биологических закономерностей на социальные процессы. Под биологическими процессами в данном случае понимается естественный отбор, биологическая эволюция, борьба за выживание и подобные, перечисленными, процессы. В науке социологии данное направление получило название социального дарвинизма.

Ключевое место в данном направлении занимает органическая теория происхождения государства и права, которая берет свое начало из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Истоки данной теории находятся в сочинениях мыслителей древней Греции, в частности Платона, который сравнивал государство и живой организм, а государственные законы с процессами, происходящими в психике человека.

Представителями органической теории происхождения государства и права являлись английский социолог и философ Г.Спенсер, Прейс, Вормс и многие другие. Согласно точке зрения представителей данной теории, государство является произведением природы, а образуется оно в ходе эволюции человека и аналогично человеческому организму. Государственная власть, согласно положениям рассматриваемой теории, проявляется в господстве организма над его отдельными частями. Согласно данной теории, государство – это организм, отношениями между структурными частями которого, полностью аналогичны отношениям между частями какого – либо живого существа. Следовательно, государство выступает в качестве продукта социальной эволюции, являющееся одной из разновидностей биологической эволюции. Являясь одной из разновидностей биологического организма, государство имеет правителей и поданных соответственно.[8]

Исходя из вышеизложенного, проведем аналогию, которая указывает, что если среди биологических организмов выживают наиболее приспособленные, то в социальных организмах, в результате войн и политической борьбы, складываются определенные государства и формируются целые правительства.

Однако, механическое распространение закономерностей, присутствующих в биологической эволюции, недопустимо, так как юридическая наука вполне обоснованно доказывает не совпадение биологических и социальных процессов.

2.2 Теория насилия

В XIX веке на Западе широкое распространение получила теория насилия. Представителями данной теории выступали немецкий экономист и философ Е.Дюринг, австрийский социолог Л. Гумплович, а также известный теоретик и исследователь К.Каутский.

Истоки данной теории можно увидеть в сочинениях софистов Древней Греции, а в качестве подтверждения целесообразно рассматривать войны в Древнем Риме и в Древней Спарте.

Социолог из Австрии Л. Гумплович внес значительный вклад в формирование окончательных положений рассматриваемой теории. В своих сочинениях он делал упор на эволюционную теорию Спенсера, а также разделял позиции социального дарвинизма. Стоит отметить, что биологический подход к социальной эволюции находился в сочетании с психологизацией жизни общества. Фундаментальным трудом Л. Гумпловича можно назвать «Общее учение о государстве», в котором социолог писал, что история не предъявляет примеров, согласно которым государство возникло не путем насилия, а в какой – либо иной форме. [9]

В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:

  1. Государство возникает посредством «естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых, при этом, победившее племя образует правящий класс, а побежденные становятся представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.
  2. Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.

Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории заключается для обоснования причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно – правовой идеологии.

Следовательно, изучая захватнические войны, стоит учитывать, что они возможны после того, как общество способно обеспечить государственный аппарат в экономическом плане.

2.3 Историко – материалистическая (марксистская) теория

Вопросы относительно происхождения государства и права затронуты в широко известном произведении марксизма – труде Ф.Энгельса « происхождение семьи, частной собственности и государства». В качестве основы, данный труд использовался при написании известной лекции В.И.Ленина « О государстве», которая была прочитана в 1919 году. Данная лекция содержит высказывания о том, что государство не является силы, навязанной обществу извне, а является продуктом общества на известной ступени его развития. [10]

Возникая ввиду потребностей общества, государство проявляет стремление по обеспечению общественных интересов, а также защиту от внешней угрозы.

По мере появления частной собственности, а также имущественного разделения, государство стало адаптироваться для обеспечения интересов менее защищенного, с экономической точки зрения, слоя населения.

Марксистская теория о происхождении государства и права содержит следующие положения:

  1. Государство и право имеются исключительно в классовом обществе, так как сами классовые явления;
  2. Государство и право возникают одновременно с делением общества на классы, в качестве необходимого результата их борьбы и разделения труда.

В конечном итоге, развитие государства и права обусловлено производственными отношениями, так как государство и право оказывают обратное воздействие на все сферы общественной жизни.

Таким образом, согласно марксисткой теории, непосредственным основанием для появления государства выступает социально – классовая структура общества, в частности существующие классы и отношения между ними.

2.4 Историко – материалистическая ( немарксистская) теория

Данная теория имеет под собой определенные научные основы. Во второй половине восьмидесятых и девяностых годов, отечественная наука проявляет существенный сдвиг в изучении вопросов относительно происхождения государства и права. В существующей историко – материалистической концепции сформировались два подхода: марксистский и немарксистский. Последний подход исходил из того, что предпосылками возникновения государства выступают потребности совершенствования управления обществом первобытных людей, а также необходимость разрешать общие дела. [11]

Если внимательно сопоставить два подхода можно прийти к выводу, что второй подход ( немарксистский) существенно отличается от марксистского. Отличие заключается в том, что критерии марксистского подхода преувеличивают роль классов и классовой борьбы в становлении и развитии государства и права.

Так, А.Б. Венгеров, достаточно критически оценивал ряд положений работы Ф.Энгельса , но утверждал, что данный труд сыграл значительную роль в понимании происхождения государства и права и в духовной жизни 19 века в целом. Более того, ряд автором называют книгу Ф.Энгельса « классовой теорией происхождения государства», отдельно подчеркивая, что рассматриваемая теория выделила те черты происхождения государства, которые не были указаны в любых других теориях , либо сознательно в них не упоминались.

Таким образом, немарксистский подход материалистической концепции основан на том, что к возникновению государства и права приводят потребности по совершенствованию управления первобытным обществом.

2.5 Ирригационная теория

Ирригационную теорию по - другому также называют концепцией о гидравлическом происхождении и развитии государственности в странах Древнего Востока. Ее появление связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. Его работа, которая носит название « Восточный деспотизм» связывает возникновение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений в аграрных областях востока.

В соответствии с данной концепцией, определенная необходимость и приводит в конечном итоге к возникновению класса, порабощающего общество. [12]

В действительности, процесс создания и поддержания огромных ирригационных систем осуществлялся в регионах первичных государств: Индии, Египте , Китае и других крупных городах. Стоит отметить, что данные регионы были весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливало необходимость проведения централизованной политики, согласно которой, государство выступает в роли собственника и эксплуататора одновременно.

В данной ситуации, государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало. Данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условия становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособность ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан.

В целом же, целесообразно согласиться с наблюдениями о том, что на сегодняшний день со времен появления государства не существует « чисто классовых» или « чисто человеческих» государственно – правовых институтов. Определяя понятия и закономерности происхождения государства и права, стоит учитывать классовые и внеклассовые признаки и характерные черты. [13]

Ирригационная теория (современный немецкий учёный К. Виттфогель) обращает особое внимание на тообстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупнхобщественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т. п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.

Таким образом, в процессе разложения родового общества на антагонистические слои бедных и богатых людей, необходимость в государстве неизбежна, так как именно она способна предотвратить столкновение двух, диаметрально противоположных слоев общества.

ГЛАВА 3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, НЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ

3.1 Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства и права не является научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога.

Ранние религиозно – мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее, данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, ввиду чего выделись доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других. [14]

Учение Фомы Аквинского в теологической теории рассматривается аналогично сотворения мира богом. Религия, согласно учениям Ф.Аквинского обосновывает возникновение и существование государства от Бога. В свою очередь, государство призвано защищать религию. Освящение государственно власти божественным ореолом придавало данной власти безусловный авторитет и обеспечивало неограниченную власть монарха.

Также представителем теологической теории являлся Платон, потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. В данной школе указывалось, что в качестве источника происхождения государства выступает божество. Также сторонником данной теории можно назвать Аристотеля, который считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существуют божии законы, которые вложены в сердца людей высшим разумом. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.

В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией « двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле бога.

3.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности, Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было патриархальным изначально. Более подробно данную точку зрения развивал Аристотель, который утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества. [15]

В XVII веке на данных началах объяснялось зарождение абсолютизма в Англии, которое обосновывал в своих трудах известный социолог Р.Фильмер. наиболее известными трудами данного исследователя выступают такие произведения как « Патриархия или защита естественного права королей», « патриарх» и другие.

К патриархальной теории прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха.

Позднее, анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны – социолога Н.К.Михайловского, а также историка из Англии Г.Мэна.

По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье, именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается.

Плюсы теории:

  • 1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;
  • 2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;
  • 3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;
  • 4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Минусы:

  • 1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;
  • 2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?
  • 3) Не объясняет жесткость законов.

Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства и права. Более того, считается, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя и государства соответственно.

3.3 Договорная и естественно – правовая теории

Указанная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества. Данные теории соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико – правовых предпосылок возникновения государства и права.

Некоторые авторы выделяли договорную теорию в качестве теории происхождения государства, а естественно – правовую торию – как теорию происхождения права. [16]

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

Возникновению государства предшествует естественное состояние людей.

Государство возникло и основано на общественном договоре лиц, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из «естественного» (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, лиц, заключивших договор.

Суть теории: государство- это объединение людей на основе общественного договора с целью достижения общих благ.

Теории общественного договора в определенной мере отражают исторические факты.

Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и защиты общественного порядка органу, т.е. в результате длительного естественно-исторического развития общества.

Плюсы теории:

  • 1) Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение);
  • 2) Носит демократический характер;
  • 3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;
  • 4) Опирается на общественную практику;

Минусы:

  • 1) Согласно теории человек не подчиняется никому и никого не подчиняет себе;
  • 2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;
  • 3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут;
  • 4) Договор не обладает юридической силой, т.к появился раньше государства

В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Естественно-правовая теория получила распространение в 17-18вв. В основе государства лежит общественный договор. Первоначально люди находились в догосударственном первобытном состоянии. Каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к войне против всех, в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя. Чтобы этого не случилось люди заключили между собой общественный договор, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни и взаимной защиты-государство.

Плюсы теории:

1)были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства и права, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствие возможности у народа повлиять на власть.

2)сделан шаг к созданию гражданского общества;

3)фактически выдвинут принцип народного суверенитета-власть производна от народа и принадлежит ему;

4)государственные структуры существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

5)теория демократичная по своей сути подготовила почву для возникновения республик;

6)государство и народ имеют взаимные обязательства-народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую обязанность, а государство регулирует отношения между людьми, создает условия для их жизнедеятельности, наказывает преступников;

7)при нарушении государством своих обязанностей народ вправе расторгнуть общественный договор и найти других правителей. Народ вправе сменить власть, если она перестала выражать его интересы.

Минусы теории:

1)общественный договор – скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую государства возникали другими путями-например, войнами;

2)ни одно государство не возникло на основе договора м/у гражданами и правителями;

3)сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

4)общество воспринимается как единое целое в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы-классы, сословия, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Последний полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.

Следовательно, только с конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному приходим к следующим выводам:

1. Государство - это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего по средствам норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий - интересы всего народа. Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

2. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность "будущего", которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего. Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путём референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.

3. Важное место здесь занимает органическая теория происхождения государства и права, которая исходит из аналогии, что государства является живым биологическим организмом. Подобно тому, как организмы выживают в процессе естественного отбора, в аналогичном процессе выживают наиболее приспособленные социальные образования, создающие впоследствии, целые государства.

4. В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Характеризуя захватнические войны в историческом плане, следует иметь в виду, что они становятся возможными лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии. Теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.

5. По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.

6. Немарксистская теория, исходящая из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела".

7. Ирригационную теорию связывают с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические слои в виде бедных и богатых, неизбежно возникновение потребности общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности уничтожить друг друга в непрерывной борьбе.

8. Теологическая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Впоследствии эти воззрения были переработаны в теологическую доктрину. Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

9. Согласно представителям патриархальной теории, государственная власть является продолжением отцовской власти. Как власть главы семейства проявляется и власть монарха. Однако в настоящее время достоверных свидетельств происхождения государства по данной модели не существует.

10. Ряд авторов выделяет договорную теорию - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права. Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека (право на жизнь, свободу) и позитивного (или положительного) (законы, прецеденты). С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики. [Текст] Монография., « Проспект» : 2014 – 423 с.

2. Беляева О.М., Актуальные проблемы теории государства и права. [Текст ]Практикум., « Феникс» : 2015 – 232 с.;

3. Власенко Н.А. Теория государства и права[Текст] - М.: 2011. - 416 с.

4. Габрелян Э.В., Актуальные проблемы теории государства и права,[Текст] « Проспект» : 2013 – 264 с.

5. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования.[Текст ] Монография., « Проспект»: 2014 – 321 с.

6. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства и права. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2013. - 200 с.

7. Загорский Г.И., У истоков российского судопроизводства. [Текст] Монография ., « Проспект» : 2015 – 78 с.

8. Зубанова С.Г. Шпаргалка по теории государства и права.[Текст] - М.: Аллель, 2010. - 64 с.

9. Кутафин О.Е., Глава государства.[Текст] Монография., « Проспект»: 2014 – 355 с.

10. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2011. - 390 с.

11. Лапина М.А., Ведомственное нормотворчество . теория и практика применения., [Текст]« Проспект»: 2015 – 321 с.

12. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. [Текст ] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 127 с.

13. Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие.[Текст] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. - 447 с.

14. Малахов В.П., Правовая мысль. Антология., [Текст]« Академический проект SUММА»: 2015 – 321 с.

15. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях.[Текст] - М.: Проспект, 2010. - 144 с.

16. Малько А.В., Нырков В, Шундиков К. Теория государства и права. Элементарный курс. [Текст] Кнорус, 2012. - 240 с.

17. Малько А.В. Теория государства и права. [Текст] Кнорус, 2012. - 400 с.

18. Марченко М. Н., Дерябина Е. Основы государства и права.[Текст] Проспект, 2012. - 359 с.

19. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2 – ух томах, [Текст]« Проспект»: 2015 . – 324 с.

20. Морозова Л.А. Теория государства и права.[Текст] - М.: Российское юридическое образование: 2010. - 384 с.

21. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник. [Текст] ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 511 с.

22. Петренко А.В. Теория государства и права. [Текст] АСТ, 2012. - 160 с.

23. Поляков А.В., Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте, [Текст] « Проспект» : 2015 – 535 с.

24. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях.[Текст] - М.: 2011. - 176 с.

25. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций.[Текст ] Проспект, 2013. - 96 с.

26. Теория государства и права [Текст]// Марченко М.Н., Лейст О.Э., Попков В.Д., Орехова Т.Р., Бережнов А.Г., Кененов А.А., Мачин И.Ф. и др. Зерцало, 2011. - 516 с.

27. Туманов Д.А., Пробелы в гражданском и процессуальном праве[Текст]// Туманов Д.А., « Норма»: 2008 – 323 с.

28. Каратаев О.Е. Системный анализ общей теории государства и права[Текст] // Журнал университета водных коммуникаций. - - №1. - С. 188-196.

29. Погребная Ю.К. Методы научного познания категории «Правосознание»[Текст]// Юриспруденция. - 2011. - №3. - С. 10-17.

30. Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки:[Текст] дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2000. - 220 с.

31. Юрчак Е.Е., Теория вины в праве. [Текст]Монография., «Проспект»: 2015 – 543 с.

  1. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования.[Текст ] Монография., « Проспект»: 2014 – 321 с. – С. 29.

  2. Малахова В.П., Долгушиной С.В. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учебное пособие. [Текст ] ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. - 127 с.

  3. Зубанова С.Г. Шпаргалка по теории государства и права.[Текст] - М.: Аллель, 2010. - 64 с. – С. 16.

  4. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций.[Текст ] Проспект, 2013. - 96 с. – С. 42.

  5. Петренко А.В. Теория государства и права. [Текст] АСТ, 2012. - 160 с. – С. 96.

  6. Морозова Л.А. Теория государства и права.[Текст] - М.: Российское юридическое образование: 2010. - 384 с. – С. 216.

  7. Теория государства и права [Текст]// Марченко М.Н., Лейст О.Э., Попков В.Д., Орехова Т.Р., Бережнов А.Г., Кененов А.А., Мачин И.Ф. и др. Зерцало, 2011. - 516 с. – С. 308.

  8. Марченко М.Н., Философия права, курс лекций в 2 – ух томах, [Текст]« Проспект»: 2015 . – 324 с. – С. 204.

  9. . Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2011. - 390 с. – С. 156.

  10. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства и права. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2013. - 200 с. – С. 96.

  11. Кутафин О.Е., Глава государства.[Текст] Монография., « Проспект»: 2014 – 355 с. – С. 280.

  12. Марченко М. Н., Дерябина Е. Основы государства и права.[Текст] Проспект, 2012. - 359 с. – С. 129.

  13. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях.[Текст] - М.: Проспект, 2010. - 144 с. – С. 19.

  14. Поляков А.В., Общая теория государства и права. Проблемы интерпретации в контексте, [Текст] « Проспект» : 2015 – 535 с. – С. 254.

  15. Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки:[Текст] дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Краснодар, 2000. - 220 с. – С. 86.

  16. Малько А.В., Нырков В, Шундиков К. Теория государства и права. Элементарный курс. [Текст] Кнорус, 2012. - 240 с. – С. 201.