Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Модульная сетка и ее роль в создании многополосной печатной продукции

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Чтобы сделать информацию максимально понятной, её разбивают на смысловые блоки, а организовывать их лучше всего с помощью визуальных блоков визуальных. Модульная сетка создана, чтобы решать эту задачу.

За последнее десятилетие архитектура многополосной печатной продукции усложнилась. Количество типов информации на одной полосе возросло и продолжает увеличиваться, поэтому создание красивой современной печати немыслимо без использования сетки, что подтверждает актуальность темы данного исследования.

Цель работы – исследовать значение модульной сетки и ее роль в печатной многополосной продукции

Задачи: установить важность и доказать роль модульной сетки в многополосной печатной продукции

Объект исследования: модульная сетка.

Предмет исследования: модульная сетка, как инструмент дизайнера, применяемый в многополосной печатной продукции

Методы исследования: историко-культурологический метод; анализ роли модульной сетки;

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. Модульная сетка

    1. Возникновение и эволюция модульных систем

В отечественном искусствознании до сих пор в отношении определения, что такое сетка, существует несколько мнений. С. Водчиц назвал модульную сетку координатной, заранее определив её формат, равный полосе, и пропорции модуля. Называя сетку разметкой страницы, А. Королькова, сужает функцию использования сетки до простого упорядочивания элементов вёрстки. М. Аникст в комментариях к русскому изданию книги А. Хёрлберта «Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг» (1984) утверждал, что сетка может быть только частью модульного проекта, а может и не быть включённой в саму модульную систему. Проводя разграничение между самой сеткой и модульной системой, М. Аникст вторит Й. Мюллер-Брокману, который особенно выделял «систему сетки» (grid system), как особый вид проектирования, в отличие от просто сетки (grid), как инструмента дизайнера. Аналогичная позиция у Г. Р. Босхарда: эссе о принципах модульного проектирования в монографии «Типографская сетка» (Der typografische Raster, 2000) он озаглавил также «Система сетки».

Сетка занимает место повторяющейся геометрической структуры в издании, а модульная система — это совокупность сетки и правил позиционирования печатного материала (текстового и иллюстративного). В отличие от определения, данного М. Аникстом, в модульной системе наличие сетки — обязательно, но эта сетка может быть и немодульной.

В ходе исследования потребовали уточнения и некоторые типологические термины, такие как «средник» и «пустая строка». Сетка определяет постоянные размеры и основные пропорции деления пространства полосы. Во многих случаях различные области набора (текстовые колонки и изобразительный материал), отделены промежуточным пространством так, чтобы объекты не касались друг друга — таким образом, сохраняется чёткость восприятия. Необходимо пояснить, что эти интервалы могут быть как незаполненными, так и содержать элементы набора. Они относятся к собственно модульной сетке, а не к вёрстке издания.

Истоки возникновения структурного деления пространства многополосных изданий уходят в допечатные времена, когда положение полосы на листе и строк определялись писцом по принятым канонам. Известно, что структура в типографике является прямым наследником конструкции рукописных книг. Гармонический делительный канон Виллара де Оннекура расчёта формата полосы и её расположения справедлив как для манускриптов, так и для инкунабул. Деление страницы книги на полосу и поля предопределили появление самой простой сетки, которую Т. Самара назвал манускриптной. Главный печатный труд И. Гутенберга, 42-строчная Библия, имела дополнительное внутреннее деление полосы на колонки. Эта форма расположения строк также была заимствована у средневековых писцов. К примеру, одна из самых древнейших книг — «Codex Sinaiticus», — хранящихся в Британском музее, была написана в четыре столбца (см. рис.1).

https://foma.ru/wp-content/uploads/2016/09/codex_sinaiticus_800.jpg

Рисунок 1

Таким образом, колонное членение полосы сеткой линий было известно с давних времён. Р. Розариво исследовав классические методики получения формата полосы и её расположения, описал другой алгоритм определения формата и положения полосы — разделение всего размера листа на модули, подобные самой странице. Эти прямоугольные части, имеющие меньшие размеры, становились элементарными для построения полосы. По сути, такое деление являлось прообразом безинтервальной сетки.

Конструктивисты 1920-х гг. определяли эстетичность визуальных отношений через геометрию, когда аскетизм линий противопоставлялся 9 буржуазной роскоши. Они во всём искали применение конструктивистской концепции формообразования: создание художественных композиций из утилитарных элементов набора, структуризация типографского пространства, выявление его функциональности. В основе рационального подхода — отношение к искусству, как к хорошо отлаженному механизму. Ведь конструктивистов интересовала вещь как таковая, её пространственные формы, фактура поверхности, её назначение и функция.

Художественные приемы обуславливались техникой печатного процесса, а сам производственный процесс признавался актом художественной деятельности. Единение производства и искусства стало лейтмотивом всех 1920-х гг. В поисках этого органического единства конструкторы книг России, Германии, Голландии прибегали к композиционному подчёркиванию сторон прямоугольников (т. н. блочный набор), выделению углов наборным материалом и активными диагоналями, фиксированию пространства полосы рамкой формата.

Существенное влияние на формирование новых принципов организации печатной полосы оказали работы голландского художника П. Мондриана, который через опыт аналитического кубизма пришёл к беспредметным построениям неопластицизма. Естественным базисом для этого был постулат: «Первичное и исходное должно быть всегда элементарным и простым». Табличная структура живописных полотен Мондриана из чёрных линий, разграничивающих плоскость, несла на себе печать конструктивного скелета картин (см. рис. 2).

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/0/2/12021202.jpg

Рисунок 2

Существует мнение, что именно композиции П. Мондриана и применение дизайнерами максимально контрастных жирных линеек-плашек в целях членения полосы подтолкнули швейцарских дизайнеров на создание модульной структуры для типографических работ.

Другим источником возникновения модульных систем являлось абстрактное искусство. Как конструктивизм вырос из супрематических экспериментов Малевича и кубо-футуристических исканий художников «левого фронта», так и международный (швейцарский) стиль берёт начало в «конкретном» искусстве абстракционизма. В Швейцарии 1930-1940-х гг. сформировался круг художников-абстракционистов, объединённых идеями конкретного искусства. Идеологом движения стал швейцарский художник, дизайнер, типограф М. Билл. Он воплотил на практике слова Т. ван Дусбурга, сказанные им в манифесте конкретного искусства (1930): «Если не под силу провести прямую от руки, берут линейку. Если не удаётся вручную очертить точный круг, берут циркуль». В основу конкретного искусства был положен контроль над формой и цветом. «Хорошая форма» становится творческим кредо художника. Неслучайно в плакатах 1930-х гг. швейцарских художников-абстракционистов Т. Балмера, Г. Нойбурга и М. Билла начинает проявляться привязка исходного макета-структуры к геометрическим формам — это были истоки модульной сетки, когда через разделение материала на модульные блоки начались демонстрироваться приёмы, позволяющие достигнуть математической чистоты пропорций и сбалансированности общей композиции. Впоследствии М. Билл в своих работах наглядно показал связь между упорядоченными структурами простых и геометрически правильных элементов и модульной организацией пространства печатной полосы (см. рис. 3). Математическую строгость и аскетизм абстрактного «конкретного» искусства он перенёс в типографику.

Рисунок 3

Простейшая сетка в 1940-е гг. — годы становления порядка её использования, — представляла собой композицию равномерного чередования горизонтальных и вертикальных линий, образующих таблицу с квадратными полями. Такие равномерные сетки стали первоосновой для дизайна полиграфической продукции международного стиля.

Усложнение сеток происходило в основном на следующем этапе развития. Первые эксперименты нарушения геометрически чёткого и равномерного порядка модульных систем было сделано Р. П. Лозе., который впервые создал прогрессивную или иерархическую сетку. В ней ширина каждой колонки находилась в пропорциональной зависимости от ширины соседней.

Тем не менее, равномерная квадратная сетка продолжала доминировать на типографской сцене на протяжении всех 1950-х гг.

В 1962 г. К. Герстнер разработал принцип подвижной сетки, с помощью которой предоставлялась возможность вёрстки в две, три, четыре, пять и шесть колонок. В этой сложной сетке удивительная математическая красота расчётов сочеталась с богатством вариантов художественного оформления изданий. Спустя несколько лет Г.Р. Босхард спроектировал свою книгу «Форма и цвет» (Form tind Farbe, 1968) с помощью сложной модульной конструкции, состоявшей из трёх сеток (4x4, 5x5, 6x6), наложенных друг на друга (см. рис. 4). В каждом случае для лучшего визуального восприятия были применены пропорциональные интервалы, т. е. средник и пустая строка для каждой сетки были различными или «подвижными».

Рисунок 4

На период 1950-1970-х гг. приходится расцвет модульных систем в корпоративном дизайне. Их применение стало точкой соприкосновения айдентики и рационализма на платформе под названием «узнаваемость». Это дало возможность шире использовать сетки в коммерческом дизайне, а значит получать финансовую основу и стимул для тщательного изучения.

В отечественной проектной практике модульные сетки достигли расцвета в 1970-80-е гг. На основании лучших образцов швейцарской дизайна молодые художники-графики М. Жуков, М. Аникст, А. Троянкер, Н. Калинин, А. Коноплёв и др. внедрили комплексной подход к оформлению книжной продукции. Центрами развития модульной системы являлись издательства «Искусство» и «Книга», где были реализованы многие проекты книжного дизайна в духе типографики модернизма.

В противовес международному стилю с непременным атрибутом — модульной сеткой, — в 1960-е гг. начинает зарождаться новое течение в типографике. Ключевой фигурой «новой волны» стал дизайнер-самоучка, типограф В. Вайнгарт. Наивысший символ 12 швейцарской типографики — модульная сетка — использовалась в его работах с целью нарушить её собственную логику и принципы построения. Он выставлял напоказ отдельные секции модульной сетки, нарушая её чистоту зубчатыми переходами, разорванными гранями, случайными формами (см. рис.5). Его эксперименты с модульными структурами привели к появлению целой группы деконструктивных сеток.

https://i2.wp.com/blog.romashin-design.com/wp-content/uploads/2013/12/wolfgang-weingart_%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg

Рисунок 5

Ученик Вайнгарта и последователь «новой волны» В. Кунц начал использовать сетки для создания особого художественного языка. Он обращается с типографикой как с живописью. Модульные сетки у Кунца предназначены не для выполнения их функций, а скорее для создания чувственного эффекта. Сложносоставные сетки стали основой не только конструкции печатной полосы, но и самого дизайна. В его работах наиболее ярко проявилась эстетическая сторона использования модульных систем.

Таким образом, развитие модульных систем можно разделить на два этапа: применение сеток в проектной практике в период международного стиля и в эпоху постмодернизма. Усложнение модульных сис13 тем многополосных изданий происходило на всех этапах эволюции. Если в 1950-70-е гг. шёл процесс дифференцирования структурного деления печатной полосы, то в период постмодернизма сетки в дополнение к своим инженерным функциям наделяются особыми эстетическими свойствами. Изучение особенностей развития модульных систем позволило выявить основные типологические признаки сетки, необходимые для дальнейшей их классификации.

    1. Понятие модульная сетка и ее использованиие

Владимир Кричевский определяет модульную сетку как систему вертикалей, горизонталей, диагоналей образующих своего рода каркас типографической композиции в масштабе листа, страницы или разворота.

По сетке устанавливается область набора на странице, расстояние между колонками, внешние и внутренние поля. По ней же специальными маркерами задается пагинация (система нумерации страниц), местонахождение колонтитула и прочих вспомогательных элементов.

Макетные листы, а впоследствии и модульная сетка выполняли функцию скелета страницы. На него нанизывались титул и фронтиспис, шмуцтитулы, страницы с текстом и иллюстрациями. В некоторых случаях обложка, суперобложка, и даже форзац также создавались по модульной сетке издания.

Использование модульной сетки не ограничивается книгами, газетами, журналами и иными многополосными изданиями. Ее применение уместно при создании повторяющихся элементов, например, пиктограмм. Дизайн некоторых шрифтом тоже может быть основан на матрице (см. рис. 6). Серия рекламных объявлений и плакатов, выполненная в едином фирменном стиле также опирается на сетке, которая иногда является неотъемлемой частью корпоративной айдентики. Связующим звеном деловой документации, визитных карточек, плакатов, брошюр и буклетов может быть характерная постоянная композиция, основанная на модульном построении.

https://i0.wp.com/cdn.idbi.ru/files/1/7112/6560712/original/767688788.jpg

Рисунок 6

Модульные конструкции могут резко отличаться друг от друга и на первый взгляд не походить на сетки. Они могут свободными от строгих привязок, органически аморфными, или могу быть жесткими и механическими. Все зависит от проекта и от исполнителя. У некоторых исполнителей сетки, как инструмент конструирования, представляют собой неотъемлемую часть дизайна. Другие используют их моментами или не используют от слова совсем.

Модульная сетка заранее предопределяет положение каждого элемента на странице, текст занимается определенную полосу набора, регламентируется помещение на лист иллюстративного материала – все это объединяется заданными правилами верстки. Все подчинено единообразию типографических приемов.

В целом, применение модульной конструкции придает любой типографской композиции стройной и стиль. Сетка ярко выражается тяготение типографики к геометрическому порядку.

Модульная сетка делит двухмерную плоскость на меньшие области. Они могут быть равными или различными по размеру. Эти элементы на странице издания соответствуют по высоте определенному числу строк, а их ширина корреспондируется с шириной колонок. Как правило, области набора определены промежуточным пространством так, чтобы с одной стороны, объекты не касались друг друга, чтобы сохранялась четкость восприятия, а с другой – чтобы подписи (или что-то иное) могли быть помещены ниже иллюстраций или между. По вертикали расстояние между областями может составлять одну, две или более строк текста. По горизонтали это пространство зависит от размера шрифта (кегля) и иллюстраций. При делении полосы на области такие элементы дизайна, как текстовый набор, фотография и иллюстрация, могут быть расположены наилучшим образом, отрегулированы и приведены к размеру элементарных частей конструкции. Самая маленькая иллюстрация соответствует самому маленькому модулю или может быть меньше такого элемента, но в любом случае при модульной верстке она опирается на линии сетки. Все иллюстрации, фотографии, статистика, таблицы и т.д. имеют размер в один, два, три или более элементов сетки. Таким образом, достигается некоторая однородность в представлении визуальной информации. Сокращение числа используемых элементов и их объединение сеткой создает ощущение компактного планирования, ясности и предполагает аккуратность проекта, что придает дополнительную значимость информации (см.рис. 7).

https://i.pinimg.com/originals/4c/8a/7c/4c8a7c5ad408d133178227fd356bca33.png

Рисунок 7

Сетка определяет постоянные размеры и основные пропорции деления пространства полосы, фактически сковывая исполнителя проекта конечным числом комбинаций ее модулей. Чтобы избежать таких ограничений в творчестве, исполнитель должен тщательно проанализировать исходный материал и с большей требовательностью подойти к разработке модульной сетки. Можно сказать, что каждый последующий этап работы над макетом должен быть предварительно продуман для того, чтобы сконструированная модульная сетка соответствовала всем требованиям дизайна.

ГЛАВА 2. Связь модульной сетки и многополосной печатной продукции

2.1 Многополосная печатная продукция и ее виды

Под многополосной продукцией понимают печатное издание, которое содержит более четырех полос. Плюсом такой полиграфии является ее большая информативность в сравнении с листовой продукцией (иными словами, полезной информации получается гораздо больше). К многополосной печатной продукции относятся: газеты, каталоги, брошюры, журналы и т.п. Кардинальных отличий в технологии производства таких изданий нет, а содержание изданий фактически определяет название.

Коммерческая многополосная продукция отличается большим разнообразием: дизайн изделия зависит от способа окончательной отделки и цвета. Жесткие стандарты отсутствуют. Только существует выбор размера «печатных листов», которые использует типография. Что касается полиграфических форматов бумаги, то они отличаются от «офисных» в общем, из-за самого формата многополосной продукции.

Зачастую многополосная продукция – лицо фирмы. Качество выпускаемых каталогов, газет, журналов, брошюр показывает уровень компании. Многополосная полиграфия является серьезным и ответственным продуктом, для которого нужны существенные временные и финансовые затраты. После выбора необходимого объема изделия, выбирается способ печати, который может быть цифровым или офсетным. Для второго способа – офсетного – выгодным в денежном смысле тиражом считается выпуск от тысячи экземпляров. Если количество меньше 300, то лучше печатать цифровым способом.

Нельзя не заметить, что в последнее время многополосная продукция стала более востребованной на рынке, поскольку позволяет вместить в себя гораздо больше информации по сравнению с однополосными рекламными материалами. Особенно часто используются эти изделия в случае издания различных описаний продукции, каталогов и других подобных информационных материалов, которые требуют одновременно выгодную подачу и полное описание. Существует множество видов многополосной продукции, но наиболее распространенными среди них являются газеты, журналы, книги, брошюры и каталоги.

Газеты являются наиболее информативным и самым доступным для потребителя видом печатной продукции (см. рис. 8). Самым популярным сегодня форматом газеты является А3. Газета может выпускаться, имея различное количество полос, но технологически не менее четырех. Для корпоративных газет характерны достаточно презентабельный и броский вид и серьезная информационная наполненность. Для печати газеты необходимо профессиональное полиграфическое оборудование. Для газет рекламного характера используется обычно мелованная бумага, хотя и возможен более бюджетный вариант. Газеты также обычно печатаются на бумаге плотностью 115 гр – матовой или глянцевой, более дешевым вариантом будет печать на офсетной бумаге (плотность — 80 гр). В типографиях можно отпечатать газеты разных форматов, любым тиражом. Листы могут быть скреплены скобой, а непосредственно сам тираж может быть упакован в пачки, имеющее необходимое количество экземпляров.

Печать газет

Рисунок 8

Журналы являются видом полиграфической продукции, причем также многополосной (см. рис. 9). С их помощью можно представить читателю очень много информации, которая дополняется иллюстрациями высокого качества. Журналы уже давно покорили газетные киоски. Сегодня для большинства журналов характерны форматы А4 и А5, реже встречаются журналы, имеющие менее стандартные форматы. Количество страниц или полос журнала должно быть кратным двум или четырем. Это зависит от вида крепления листов. Например, при креплении скобой общее число страниц обязательно должно делиться на четыре. Надо отметить, что журнал в любом случае не может иметь нечетного количества страниц.

Печать и верстка журналов является очень трудоемким процессом, тем более, если используются нестандартные форматы и дополнительные методы отделки. Для печати журналов используется преимущественно метод офсетной печати, на матовой или глянцевой бумаге. Для обложки журнала используется более плотная бумага. Заказчик может пожелать также послепечатную обработку изделия, типография в таком случае может использовать трафаретную печать, выборочные лаки, приделать клапаны, вкладки, вставки (например, поместить пробники), покрыть пленкой журнал.

https://cdn.freelance.ru/img/portfolio/pics/00/24/A5/2401633.jpg?mt=e9ec0198

Рисунок 9

Под брошюрой понимают небольшого объема печатное издание, порядка 8-48 страниц, которые соединены ниткой или скрепкой. Есть брошюры и более крупного объема страниц. Для небольших тиражей листы экземпляров могут скрепляться на пружину. Если изделие имеет более 64 полос, то наиболее распространенный способ скрепления – клеевый или с помощью скрепки. При производстве брошюр большого объема (более 100 полос) применяется термопереплет. Для брошюр как вида полиграфической продукции характерной является непериодичность издания, так как они выпускаются для того чтобы довести до потребителя или партнера информацию о продукции или услугах компании. Брошюра относится к презентабельной рекламной продукции, следовательно, ее печать должна выполняться на качественной бумаге. В отдельных случаях брошюра соперничает по внешнему виду с дорогими глянцевыми журналами, но при этом имеет меньшие затраты (см. рис. 10).

Для брошюр характерны форматы изготовления А4 и А5, но бывает, встречаются и другие, менее стандартные размеры. Обложка брошюры обычно изготавливается из картона, используемого для изготовления, например, визиток, или плотной бумаги. Чтобы придать большую красочность и улучшить внешний вид брошюры, часто применяется лакирование, ламинирование, тиснение и вырубка.

https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/projects/max_808/63060c33250851.Y3JvcCw3OTgsNjI1LDAsMA.jpg

Рисунок 10

Каталог схож на красочный журнал, только он о товарах и услугах (см. рис. 11). Следовательно, требования к каталогу, такие же, как и к солидному глянцевому изданию, а иногда и выше. Каталог считается предметом длительного пользования, часто, более, чем одним десятком человек. Из-за этого такие высокие требования к его качеству. На каждой странице каталога есть фото товара, его цена и описание (см. рис. 11). Чем большее информации о товаре, тем больше вероятность того, что потребитель решит его купить. Каталог, выполненный в оригинальном стиле и выполненный на высоком уровне в типографии, вызывает у потенциального покупателя большее доверие к компании, ее услугам и продукции.

Печать каталогов

Рисунок 11

В печати книг важным является всё: качество бумаги, обложка, внешнее оформление, внутреннее оформление.

Без дизайнера в данном вопросе не обойтись. Книга должна быть выполнена в одном стиле, иметь солидный вид. Кроме текстового содержания желательно иметь различные фотографии, иллюстрации. Также, перед процессом печати книг необходим этап корректорской и редакционной работы.

2.2 Роль модульной сетки в многополосной продукции

Функции модульных систем при проектировании многополосных изданий придает композиционное единство разворотам, упрощает процесс верстки по линиям, гарантирует соблюдения правил типографики. Иными словами сетки играют важную роль как в создании композиции, так и в поддержании функциональной целостности набора.

В первый период развития модульных систем, связанный с технологией металлического набора, линии сетки определялись физическими границами литер и клише, а не оптическими осями. Расчёт параметров сетки по принципу металлического набора описан Й. Мюллер-Брокманом. К основным недостаткам можно отнести возможные изменения исходных параметров, концептуально определённых дизайнером. Так, формат полосы и её положение на странице издания в ходе расчётов обязательно претерпят изменение, но зато останутся неизменными кегль и интерлиньяж набора, заданный в целых значениях пункта.

Существуют, по крайней мере, две причины для использования сетки как инструмента, помогающего в организации печатного листа. С точки зрения экономики, быстрая верстка макета определяет умеренную стоимость работы. Рациональная причина: взаимное расположение текста и иллюстраций может быть решено в однородном и характерном для издания стиле (см. рис. 12)

Рисунок 12

Как система управления визуальной информацией, сетка рационально организует поверхность листа, делая восприятие более легким. Действительно, чем меньше отличий в размере и пропорциях иллюстраций, тем спокойнее впечатление от дизайна. Такая система договоренностей заставляет дизайнера быть более осторожным в использовании ресурсов. Предварительные оценки издания, анализ возможных проблем при его верстке способствует развитию аналитического мышления и дает решению логическое и материальное обоснование. Если текст и иллюстрации выстроены в соответствии с определенной концепцией, информационные приоритеты выделяются явственней.

Удачно сконструированная сетка дает возможность легко справиться с поставленными задачами графического дизайна. Она позволяет заверстывать текст и иллюстративный материал систематически и логически; организовать текст и иллюстрации компактно, соблюдая договоренности с их собственным ритмом; объединять визуальный материал на основе ясной структуры. Такие свойства модульной сетки, используемые в построении книг и плакатов - есть органичный подход к направлению потока информации. Элементы упорядочены так, что все части вместе архитектурно соединены и скоординированы в типографском пространстве. Информация, представленная ясно и логически выстроена, с системно представленными титулами и подзаголовками, текстами и иллюстрациями будет не только быстро и легко читаться, но будет лучше понята читателем. Это, с научной точки зрения, доказанный факт, и дизайнер должен постоянно учитывать его в своей работе.

Противники модульных систем обвиняют их в неуместных ограничениях возможностей креативного дизайна. Эта критика существовала с момента расцвета использования сетки. Твердо сформулированные правила верстки по модульной сетке сковывают свободу дизайнера, устанавливают пределы. С одной стороны, такие предварительные условия — это, в некотором смысле слова, предохранительные барьеры всей концепции издания. С другой стороны, сложные. конструкции могут учитывать большую изменчивость, позволяя более свободные интерпретации. Модульная сетка — регулирующая система, которая подкупает правом на основные формальные решения, В то же самое время, предварительные условия помогают в структурировании страницы. Конечно, можно обойтись и без них, получив в итоге игры вокруг общего стиля дизайна, который повинуется только случайным капризам художника. Любой из этих принципов может привести к желательному результату, но ни один из них не позволит преодолеть недостаток опыта дизайнера.

Если обратиться к формальному толкованию термина «дизайн», то дословный перевод на русский — «проект», «конструкция» — позволяет называть профессию дизайнера и творческой, и технической. Такой конструктивный дизайн и математический расчет пути, которым он задумывается, приводит в итоге к определению формы и цвета, и означает преобразование его законов в практические решения.

Использование модульной сетки в качестве системы правил, является выражением инженерного отношения к дизайну, поскольку это показывает, что дизайнер, представляет и описывает свою будущую работу конструктивными терминами, ориентируемых на будущее художественное воплощение. Это выражение профессиональной позиции: работа дизайнера должна быть ясной и понятной, иметь художественную ценность, объективное достоинство для заказчика и функциональное качество для потребителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведённого исследования в соответствии с его целью и задачами формулируются следующие выводы:

  1. Развитие модульных сеток имеет три основных этапа: становление принципов использования, развитие и распространение в период международного стиля, применение в период постмодернизма. Источником возникновения модульных сеток является функциональная типографика, основы, которой были заложены в теоретических и практических работах конструктивистов.
  2. Функции модульных систем при проектировании многополосных изданий — это придание композиционного единства разворотам, это упрощение процесса вёрстки по линиям, это обеспечение соблюдения правил типографики. Иными словами сетки играют важную роль и в создании композиции, и в поддержании функциональной целостности набора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. - Москва: Аспект Пресс, 2005.
  2. Гессен Л. И. Архитектура книги. –М.: Государственное научно-техническое издательство, 1939. - 439 с.
  3. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа. — М: Издательский дом "Вильямс", 2006. —ISBN 5-8459-0906-6.
  4. Лаврентьев, А. Н. История дизайна : учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. – М. : Гардарики, 2018. – 303 с.
  5. Лаврентьева, Е. А. Текст и контекст в графическом дизайне. –М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2008. – 231с.
  6. Помпеев, А. Ю. Особенности письменной культуры в виртуальной среде : дис. … канд. культурологии : 24.00.01 / А. Ю. Помпеев. – СПб., 2017. – 170 л.
  7. Полянский, Н.Н. Основы полиграфического производства / Н.Н. Полянский. — М.: Книга, 1991. — 360 с.
  8. Тимоти Самара "Создавая и ломая сетку" Издательство: РИП-Холдинг. 2005.
  9. Табашников И.Н. Газета и дизайн: учеб. пособие. - Тюмень: СофтДизайн, 1994.
  10. Херлберт А. Сетка. Модульные системы проектирования: учеб. пособие. - Москва: Москва Книга, 1981.