Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Нравственное (гражданское, валеологическое, эстетическое, экологическое и т.д.) воспитание детей на разных возрастных этапах (Понятие «духовность личности»)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и степень проработанности темы. В последнее время педагоги все чаще стали обращаться к проблемам духовности. Для этого существует несколько актуальных оснований: во-первых, падение нравственности в обществе и, во-вторых, возникла необходимость развития концепции духовного воспитания учащихся и молодежи, что нашло отражение в Послании Президента России от 10 мая 2006 года [2.7].

Развертывающиеся мировые процессы глобализации и информатизации, открытость России мировому сообществу обусловливают пристальное внимание ученых к исследованию вопросов духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. В обществе ощущается мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения старой идеологии; культ денег, наживы, навязывание безнравственной мысли о том, что все способы обогащения приемлемы, что отрицательно сказывается на нравственности молодежи.

Современная наука рассматривает духовность личности как интеллектуальную и нравственную сущность, как непреходящую ценность, высший ориентир жизнедеятельности человека, утверждающий приоритет социального над природным. Понятие духовности включает также религиозный аспект – олицетворение психических проявлений организма. С этой точки зрения духовность мыслится как нематериальная сущность – как божественность (святость).

Видные отечественные педагоги Ш.А.Амонашвили, А.Ф.Ахматов, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, З.И.Равкин, Л.А.Степашко, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Шиянов и другие духовность личности рассматривают как общечеловеческую ценность. В это понятие они включают:

- признание единства научного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического;

- владение обобщенным общечеловеческим опытом и ценностями, связанными как с материальным, так и нематериальным существованием человека;

- развитый интеллект, разностороннюю образованность, творческое мышление, высокую внутреннюю культуру;

- активную трудовую деятельность, достойную гражданскую и жизненную позицию;
- гуманность, душевную щедрость, добрые человеческие отношения как стремление к совершенствованию Духа – бессмертной сущности;

- эстетическую и эмоциональную культуру, умение оценивать красоту окружающего мира и человека, его мысли, чувства и волю «через мудрость и горячее сердце» (В.А.Сухомлинский).

Степень разработанности темы. Проблема соотношения духовного и телесного во все времена была предметом дискуссий мыслителей (Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) Явления гуманизма и нравственности, как проявления духовности, привлекали внимание представителей немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг) и представителей экзистенциализма (А. Камю, Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). Огромное наследие по разработке вопросов духовности оставили религиозные философы (Н.А. Бердяев, И.Ильин, B.C. Соловьев и др.) и исповедники веры (Феофан Затворник и др.). Вопросы духовного становления личности изучаются в педагогической этике (В.И. Андреев), в психологии труда (А.С. Макаренко, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков и др.). По мнению авторов, рассматривающих духовность в составе этической психологии (И. Н. Михеева, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский), духовность имеет «светлую» и «темную» окраску, что передается использованием фундаментальных понятий этики «Добро» и «Зло». Рассмотрение человека как нравственного субъекта осуществляется в работах Б.С. Братуся и С. Л. Рубинштейна.

Таким образом, цель настоящей курсовой работы заключается в анализе нравственного (гражданского, валеологического, эстетического, экологического и т.д.) воспитания детей на разных возрастных этапах как педагогической проблемы. Постановка цели предопределила постановку задач исследования:

- рассмотреть понятие «нравственность и духовность личности»;

- обосновать актуальность нравственного воспитания у учащихся духовности в современных условиях;

- проанализировать теоретические и исторические аспекты развития идеи духовности в мировой и отечественной философии и педагогике;

- изучить содержание и методики воспитания духовности у учащихся.

Объект исследования – духовность как педагогическая проблема. Предмет исследования – особенности воспитания духовности у учащихся.

Методы исследования: теоретический анализ литературных
источников по проблемам духовности; философский анализ духовности как категории педагогической науки; историко-логический метод исследования, системный анализ и комплексный подход.

Гипотеза работы – если исключить воспитание духовности из педагогической работы со школьниками, то цели педагогической деятельности не будут достигнуты.

Научная новизна работы заключается в осмыслении и обобщении подходов к проблеме воспитания духовности у нового поколения.

Практическая значимость работы выражается в возможности использования основных выводов в практической деятельности педагога.

Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (библиографии).

I. Духовность человека как предмет педагогического и психологического исследования


1.1. Понятие «нравственность и духовность личности»

Человек — существо общественное. Потому, во-первых, что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т. е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей, военных и т. д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.

Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом случае общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное (доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу — ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали — ведущего нравственного регулятора жизни общества.

Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов [11.45]. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.

Под нравственной основой общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека. Как видим, уже в попытке определения нравственности сразу появляется противоречие: вроде бы дух, идеальное начало не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они — надиндивидуальны, всеобщи, объективны, т. е. от человека вроде бы и независимы. Этот непонятный статус таких идеальных начал, как Истина, Добро, Красота и др., и составляет суть «проблемы духа», всегда находившейся под пристальным вниманием философов.

1.2. Актуальность нравственного воспитания учащихся в современных условиях

Современное направление и уровень развития материально-технической составляющей современного общества ставит перед педагогикой ряд проблем в сфере развития нравственности учащихся.

Нравственная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Генетическая (по происхождению) связь духа с практической деятельностью человека никогда не прерывается: так было во времена становления человечества, так происходит и сейчас, в период формирования (социализации) каждого отдельного человека. Ведь абстрактное мышление не является нашей природной способностью. Оно не наследуется биологически, а формируется в процессе приобщения индивида к специфически социальному образу жизни и деятельности [3.52].

Человеческое мышление по сути своей есть та же самая предметная деятельность, только связана она не с реально осязаемыми предметами, а с их идеальными заменителями — знаками, символами, образами и т. д. Иначе говоря, все мыслительные операции формируются в результате своеобразного переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план. Именно это обстоятельство и создает объективную основу вроде бы чисто субъективной человеческой нравственности.

В настоящее время практическая деятельность человека строится по законам объективного мира, то и наша нравственная жизнь должна следовать этим законам. Речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеальный мир понятий, образов и доги обладает существенной самостоятельностью, автономностью. Он может очень далеко отрываться от материальной действительности, может даже возомнить себя абсолютно самостоятельным, самосущим. Однако окончательно избавиться от своей материальной основы дух не может. Мешают по меньшей мере два обстоятельства: его «материальное» происхождение и его предназначение — ориентация человека в мире. Потеря такой ориентации означает гибель самого духа.

Кроме того, у духа есть еще одно основание объективности. Различные продукты нравственной деятельности — идеи, нормы, идеалы и др., — раз возникнув и доказав свою практическую значимость, неограниченно долго сохраняются в социальной памяти человечества в форме знаков, символов, звуков, изображений и т. д. Это «опредмечивание» идеального одновременно выступает и как его объективация. Приобщение к этой новой «сверхприродной» реальности и составляет суть процесса социализации человека, т. е. усвоение им основных норм культуры.

Поскольку нравственная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от сферы материальной, постольку и структура ее во многом аналогична: нравственная потребность, нравственный интерес, нравственная деятельность, созданные ею нравственные блага (ценности) и т. д. кроме того, наличие нравственной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и нравственной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши нравственные потребности, в отличие от материальных, не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только данная объективность другого рода — чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости — иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования [36.54].

Стоит заметить при этом, что вначале общество прямо формирует у человека лишь самые элементарные нравственные потребности, обеспечивающие его социализацию. Нравственные же потребности более высокого порядка, связанные с освоением как можно большей части богатств мировой культуры и особенно с участием в их приумножении, общество может формировать лишь косвенно, через систему нравственных ценностей, на которые индивид ориентируется в своем нравственном саморазвитии.

Нравственность — это сложное и многогранное понятие, осмыслить которое возможно, только обратившись к его истокам. Как известно, многие теории и концепции современного научно- теоретического знания восходят своими корнями к философии, поскольку именно философия объединяет в себе это знание с нравственно-практической, ценностной стороной человеческого опыта.

Традиция философского анализа нравственной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, составляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир — лишь его несовершенным подобием. Так мир идей у древнегреческого мыслителя приобрел самостоятельное существование.

В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но нравственный и эстетический опыт человечества. В этой связи целесообразно начать рассматривать становление нравственности обращаясь именно к философским источникам.

Древнеиндийские Упанишады признают понятие «атмана» (души), связывая его с дыханием. Дыхание — это то, чего не видно, но оно есть бытие и прекратится, если прекратится жизнь. Атман также связывается с жизненным духом, который выступает как принцип жизни, как метафизическая сущность дыхания. Уже в Упанишадах подчеркивается наличие двух противоположенных тенденций в объяснении мира: с одной стороны — это вещественный аспект первичной материально-нравственного континуума, с другой - нравственный аспект в осмыслении этого континуума.

На смену раннефилософским размышлениям приходят воззрения, основанные на рациональных принципах постижения феномена нравственности. Философская мысль все более разворачивается в сторону анализа жизненно важных, конкретных, реальных аспектов нравственной жизни индивида. Новые социальные условия, нормы, принципы, ценности стимулировали данный процесс. Значимой особенностью античного способа осознания феномена нравственности можно считать его этическую ориентированность. Для античного философа нравственные качества индивида ярче всего проявляются прежде всего в сфере нравственного поведения. Нравственность для античного мыслителя — это прежде всего жизнь по установленным (природой, обществом, «учителем» и т.п.) нормам и правилам. Этим, в частности, объясняется менторский, наставительный тон учений античности о нравственной сфере жизни индивида. Такой наставительный тон вполне оправдан - процесс «расслоения» общества, сложность идентификации индивидом себя с определенной группой формирует широкий спектр представлений об «истинной» нравственности [12.410].

«Истинная» нравственность, естественно, «обнаруживается» античным мыслителем либо в «себе», либо в группе своих единомышленников.
По мнению В.Ф. Асмуса античная философия была направлена на рассмотрение проблем мироздания в единстве Богов, природы и человека. Это служило обоснованием норм человеческой жизни, положение человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья, как проявлений нравственности.

По мнению А.Ф. Лосева античная философия начинает с того, что выдвигает разум в качестве гарантии нравственного образа действий и выставляет в качестве идеала личность, обуздывающую, укрощающую свои
склонности. Она в лице скептиков завершается тем, что полностью дискредитирует моральную роль разума и в качестве идеала выдвигает
- индивида, абсолютно свободного от сковывающего воздействия мнений, воображения.

Последней, по времени и, итоговой по существу, значительной философской теорией античности стала философия Плотина, которая получила название неоплатонизм. Созданная философией Плотина картина мироздания, включала саму эту философию в качестве единственного
« способа нравственно-достойного человеческого существования.

Таким образом, согласно Ф. Коплстону задача, сформулированная первыми поэтами и мудрецами античности и составляющая ее цементирующую нравственную основу, а именно как через добродетельность жизни достичь вечного блаженства, - эта задача была наконец решена. Это означало, что наступил конец всей античной эпохи. Средневековая философия стала формироваться в классическую эпоху античности и выступила регулятором всех форм нравственного освоения действительности. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Завета, апологеты христианства и отцы Христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая дала человечеству огромные труды, посвященные разработке вопросов нравственности.

По мнению Дж. Реале в процессе переработки античного нравственного наследия, отцы церкви почти не тронули многие концептуальные допущения античной философии, нормы познавательного отношения к миру, понятие знания и ценностной окраски познавательной деятельности. Этим, возможно, и объясняется специфика понимания нравственности в средние века [30.69].

Так представитель греческой патристики Афанасий Александрийский
(Великий), говорил, что Лица троицы (три ипостаси) не соподчинены, а
единосущны, назначение Бога Сына - спасти человечество. Идея спасения
_ (сотериология) - это личная проблема для каждого человека, к ней он идет присущим только ему уникальным путем. Путь спасения — это обретения нравственности. Нравственность понимается как благодать Божья. Обретение нравственности (Божьей благодати) - это цель каждой человеческой души.

Фома Аквинский понимал нравственность - как стремление человека к блаженству. Это стремление состоит не в акте воли, а в торжестве разума, устремленному к высшему благу., а благо- это бытие, созданное Богом. Так как человеку не дано знать всю полноту божественного Блага и совершенства, то человек, всякий раз выбирая, может ошибиться, но в этом и проявляется его свобода. Практический разум, ведая этическими проблемами, на опыте распознает добро и зло. Таким образом, именно средневековая философия определяет нравственность человека как стремление к истине, добру и красоте и на этой основе его совершенствование.

По мнению Э. Жильсона теоцентричность средневекового мышления не помешала становится нравственности все более человеческим, индивидуальным. Сакральность лишь существенно подняла общественную значимость проблемы нравственности индивида (одновременно с этим безнравственность объявлялась «греховной»). Священными объявляются и нормы, принципы нравственной жизни, смыслообразующие цели и идеи, то «во имя чего» живет человек. Постепенно, сакральность нравственности человека теряет свой религиозный и приобретает общекультурный характер. Это особенно четко проявляется на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения.

Поэтому следующей важной эпохой для становления нравственности становится эпоха Возрождения (в Италии это период с XIV по XVI в). Идеалом становится не религиозное, а светское знание, но вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской нравственности.

В.И. Рутенбург, характеризуя эпоху Ренессанса в сфере религиозно-нравственной проблематики, заметил, что это была еще и эпоха Декаданса (т.е. повсеместно ощущаемого нравственного упадка), поскольку возвращение к первоначалам евангельской веры соседствовало с бурным оживлением суеверий и оккультизма, развращенности священнослужителей, повсеместном упадке нравов. В связи с этим рождается новое страдательно-творческое движение за обновление веры, получившее название - религиозная реформация.

Таким образом, Реформация — это не только продолжение Ренессанса, но и протест против него. По мнению А.Ф. Лосева эпохи Возрождения и Реформации более любых других отвечают понятию диалектического духа. Дух в форме разума, сопряженного с эстетическим и нравственно-нравственным чувством впадает в иллюзию антропоморфизма и титанизма. Дух, как вера, утверждающая себя на Писании, приходит к конфликту толкований, а затем к конфессиональной нетерпимости, которая в конце XVI - начале XVII века превращается в настоящее цивилизационное бедствие.

XVII - нередко называют «веком науки», периодом нового времени. Дж. Реале отмечает, что образ разума, соответствующий рационализму XVII - XVIII вв не был неким абсолютным или всемогущим, (такой разум приписывали Богу, а человеческий разум - это всегда сомневающийся, ищущий, способный к заблуждениям и иллюзиям. Человек считался существом, обладающим природными и нравственными, достойными удовлетворения потребностями [25.90]

С точки зрения изучения проблемы становления нравственности особо интересным и значимым являются исследования Г. Лейбница и Дж. Беркли.
Готфрид Лейбниц первоосновой всего считает некие нравственные единицы (монады), которые не могут делиться и сами в себе должны иметь источник активности. Главная их характеристика — деятельность.
Дух имеет первостепенное значение над материей, также дух вернее души над телами.

Нравственное имеет свои особые законы, которые ставят души выше изменений, происходящих в материи. А вот благодаря имматериальной, нравственной субстанции и принципу неосознаваемых восприятий, универсум собирается в прочное одухотворенное, а значит живое единство, которым легко управляет высший и наисовершеннейший дух. Природа, пребывающая в напряженном противодействии добра и зла, действия и страдания, красоты и уродства, как раз в целостности и разнообразии становится прекрасной и целесообразно устроенной.

Нравственная деятельность сама по себе обладает огромной притягательной силой. Почему художники, ученые, писатели, религиозные деятели могут творить, не обращая внимания на признание? Наверное, не только потому, что одержимы, а и потому, что сам процесс творчества доставляет им сталь сильное удовлетворение, что все остальное неизбежно отходит на второй план.

Иначе говоря, нравственная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, — конечно, нелепость (правда, не так уж редко встречавшаяся в советской действительности). А вот искусство для искусства — вовсе не такая нелепость, как это может показаться на первый взгляд, разумеется, относительная самодостаточность нравственной деятельности вовсе не отрицает ее результативности.

II. Содержание и методики воспитания духовности у учащихся

2.1. Методы и средства воспитания нравственности

Для теории и практики воспитания духовности личности учащихся важное значение имеют идеи А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского о том, что подрастающее поколение наиболее успешно овладевает духовным богатством и опытом соответствующего поведения в условиях воспитательного коллектива: ученического, семейного, трудового, художественного и др. Именно в воспитательном коллективе, благодаря активному взаимодействию с родителями, взрослыми, сверстниками, сотрудничеству, взаимопомощи, взаимной ответственности, творческим поискам, стимулируется стремление к духовному обогащению [14.60].

В.А.Сухомлинский показал, что в разносторонней совместной деятельности в школьном и семейном коллективе детям «приходят мысли о вечности материи, о безграничном разнообразии природы, о неразрывном единстве человека с природой, о зависимости его от природы и необходимости разумного использования природных сил и богатств; о человеке как вершине природы; о времени и пространстве, смерти и бессмертии». Поясняя сказанное, Василий Александрович писал, что эти мысли для детей являются открытием – они приобщаются к духовности, становятся активными участниками духовной жизни и деятельности.

Вместе с тем В.А.Сухомлинский указывал на необходимость индивидуальной работы родителей с детьми в семейном коллективе. При этом особое значение придавал развитию «сокровенных движений детской души», недопустимости бессердечности, произвола, оскорбления человеческих достоинств ребенка. Особенность жизнедеятельности как школьного, так и семейного коллектива он видел в том, чтобы учителя, родители бережно относились к душевным переживаниям своих питомцев, к их формирующемуся духовному миру. Процесс обогащения духовной культуры школьников педагог раскрывал как организацию их духовной жизни и деятельности, как непрерывное общение с учителями, родителями, старшими членами семьи на фундаменте единства общественно значимых и личных интересов и увлечений. Он писал: «Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле. Живое непосредственное повседневное общение с детьми – источник мыслей, педагогических открытий, радостей, печалей, разочарований, без которых немыслимо творчество в нашем труде».

Есть все основания утверждать, что современная родительская педагогика в формировании духовности личности ребенка должна опираться на идеи природосообразного воспитания, исключающего всякое принуждение. Основы такого воспитания заложены в народной педагогике всех этносов и получили дальнейшее обоснование и развитие в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и других.

Видный отечественный деятель искусства С.Коненков в ряде своих научных трудов показал, что духовность личности самым решительным образом отражается во всем человеческом облике. В подтверждение он приводил известные слова А.П.Чехова о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Духовная культура, духовная красота, по С.Коненкову, – это в то же время стремление человека к высокой, все возрастающей правде, к поиску истины. Это непрерывное постижение великой культуры человечества. Доступ к духовному богатству открыт каждому, но чтобы овладеть им, необходим напряженный систематический интеллектуальный труд. Обретая духовное богатство, человек испытывает радость, наслаждение, душевный подъем [35.123].

Исследования известных отечественных педагогов - Ш.А.Амонашвили, Г.Н.Волкова, Б.Т.Лихачева и других - дают основание заключить, что действенным средством формирования духовности личности и защиты подрастающего поколения от бездуховности, в том числе от пошлостей массовой культуры, является использование в семье положительного опыта, традиций народной педагогики – всеобщей мудрости воспитания. Еще К.Д.Ушинский акцентировал внимание на том, что воспитательные идеи каждого народа глубоко проникнуты национальным духом, диалогом многообразных культур, духовностью. Новейшие исследования Г.Н.Волкова позволили установить, что в условиях развития демократии этнопедагогизация целостного педагогического процесса в рамках общечеловеческого движения к гуманистическим идеалам воспитания является одной из движущих сил совершенствования современного образования и воспитания, в том числе формирования духовности личности. Проблема овладения учащимися духовной культурой при этом приобретает новое, прогрессивное значение.

Г.Н.Волков в качестве этнопедагогического постулата рассматривает следующее «Золотое правило»: «Без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (исторической личности)».

Большинство теоретиков культуры (М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, В.В.Познанский) утверждают, что самобытность культуры страны является важнейшим фактором национального единства и солидарности, что пропаганда принципа преемственности культуры, т.е. связи настоящего с прошлым – традициями и достоянием общества способствуют самобытности, охране культурного наследия и соединению их с потребностями развития общества. В своих работах эти ученые подчеркивают мысль о том, что без соблюдения традиций невозможно ни творчество, ни новаторство. Традиции появляются в результате неоднократного повторения, проверки временем. То, что сохранила в себе культура в виде традиций, подтверждает свою значимость для общества, пользу для личности. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением.

Сегодня в культурологии реально обсуждается вопрос о существовании русской цивилизации. Все больше мы обращаемся к истории, философии русского космизма, к произведениям Н.А. Бердяева, В.С.Соловьева, В.И. Вернадского, в которых обосновано различие идеалов: идеал Запада – материальное благополучие, идеал России – преображение души [18.159].

Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его сакральных традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Казачество сформировало сакральный компонент, который отсутствует в других социальных системах.

2.2. Средства воспитания духовности

В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих фор­мированию и развитию у учащихся ка­честв духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, по­скольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и на­правлено на познание, прежде всего внут­реннего мира человека, его идеалов, жиз­ненных ориентиров и ценностей.

Кто осмелится отрицать великое значение музыкального ис­кусства в жизни учащихся? Но признаемся, что в школе до на­стоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художе­ственного и, в частности, музыкального образования неизбеж­но оборачивается для школы недооценкой нравственного, гу­манистического начала в воспитании.

Действительно, что такое музыка? Музыка – одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе – в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше [11.357].

Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составля­ет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее ис­полнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как ук­рашение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состо­ит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?

Музыка — тайно или явно содержит в себе широчайший круг ду­ховных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними — душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.

Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.

Спо­соб организации духовного мира у Баха — символический (символ — знак с бесконечным содержанием, а с энергийной стороны — сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триедин­ство преображаемого, преображающего и преображения — как об­наружение самой важной тайны художественности.

Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайков­ского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и ли­шена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она подда­ется духовному анализу.

На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подсту­питься с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.

По мысли В. В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т. к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «...является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

Традицию церковного пения всегда отличала естествен­ность и величественная простота, благоговейная радость, вос­торг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации ха­рактерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще ху­дожественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и заду­шевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроен­ность народа.

Подходя с этих позиций к различным образцам националь­ной, отечественной и мировой музыкальной культуры, под­ростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкаль­ных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведени­ем, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка — не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскры­ваться не только на уровне ознакомления с некоторыми об­разцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жан­рами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «откры­тия» высокой миссии бессмертного искусства — быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

2.3. Формирование нравственности во внеурочное время

Чтобы родители могли успешно формировать у детей нравственные качества личности, необходимо повседневно давать им добрую пищу для развития чувств, воображения, памяти, вырабатывать у них уверенность в будущем, стимулировать ожидание радостной и полноценной жизни. Одним из средств достижения этого являются взаимная преданность супругов, гуманные взаимоотношения в семье, «тонкая родительская чуткость» (В.А.Сухомлинский). Такая чуткость не имеет ничего общего с выставлением напоказ недостатков ребенка, с «выворачиванием души», поскольку подобные «воспитательные» средства и приемы способствуют укоренению безнравственности и, как показал В.А.Сухомлинский, «уязвляют детское сердце, обжигают его, откладываются в памяти сердца обидой, оскорблением».

Формируя нравственность личности школьника в условиях родительского дома, считал В.А.Сухомлинский, родители учитывают такую особенность: «В семейной обстановке рождается чистосердечность и откровенность, которой далеко не всегда удается достичь в присутствии посторонних людей. В семейном воспитании есть вещи тонкие, глубоко личные, о них нельзя говорить публично, нельзя использовать эти факты в качестве примеров, раскрывающих ту или иную педагогическую истину» [32.520].

Нравственность личности ярко проявляется в одной из основных сфер приложения человеческих сил – в сфере личного и общественного производства материальных благ – в труде: в трудолюбии, стремлении трудиться в полную меру сил, сознательном и творческом отношении к выполняемой работе, бережливости к материальным ценностям и рабочему времени, в любви к людям труда. История человечества – свидетельство того, что великое трудолюбие во имя личных целей и общего блага – естественное состояние человека, его нравственная потребность. Эта мысль определенным образом отражена во всех мировых религиях, в заповедях видных мыслителей, в народной педагогике.

Л.А.Энеева показала, что горцы Северного Кавказа в соответствии с принципами и заповедями адыгской этики никогда не жили за счет чужого труда, не претендовали на чужие земли, отвергали стремление к обогащению. Народная мудрость адыгов, других горцев к чертам нравственности личности относит также дисциплинированность, честность, справедливость, совестливость, коллективизм, гостеприимство, взаимопомощь и др.

В современной России трудовая жизнь родителей для многих детей представляется как нечто неопределенное, не являющееся существенной формой жизнедеятельности, зачастую выступает для них «тайной за семью печатями». Отношение родителей к труду для подрастающего поколения не всегда становится источником богатых нравственных переживаний, фактором установления сердечного взаимопонимания, развития общности нравственных интересов. Нынешнему поколению граждан России не следует забывать своего происхождения из среды рабочих и крестьян. Наша страна и при царском строе, и при социализме была страной преимущественно тружеников – работников физического и умственного труда, а не дельцов, бизнесменов, олигархов.

Родителям следует постоянно иметь в виду, что высшей мудростью нравственной жизни учащихся является не только труд производительный, общественно полезный, но и их учебно-познавательная деятельность. Учение, приносящее ребенку радость познания, одухотворяет личность. Коллективный учебный труд школьников объединяет их нравственно, способствует выработке общности интеллектуальных интересов, потребностей. Поэтому сознательное отношение учащихся к овладению знаниями, самостоятельность, активность и творчество в их учении есть проявление нравственности личности [15.85].

Источником и средством формирования нравственности растущего человека является природа. Родители должны отчетливо осознавать, что дети, общаясь с природой, испытывая ее непосредственное воздействие и зависимость от нее, обогащаются интеллектуально, нравственно, эстетически, крепнут физически. Могучая воспитательная сила природы, ее роль в становлении нравственности, всех сущностных сил личности отражена в народной педагогике. Обобщая воспитательную мудрость народа, видный отечественный исследователь этнопедагогики Г.Н.Волков установил следующую закономерность: «Ребенок, находясь ближе к неживой природе, наблюдает ее и в отдельных явлениях, и более ясных для него взаимных отношениях этих последних, определяющих гармонию в природе. Все явления в природе ребенком воспринимаются цельными, а потому и запечатлеваются в нем гораздо сильнее. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту нравственных сил детей».

Во взаимосвязи и единстве человека с природой народ видел высшее начало Вселенной и нравственной жизни людей, гармонию и вечность жизни, источник саморазвития тела и души. Природу человек издавна считал самым достоверным источником знаний, развития и саморазвития личности. Эти мысли в определенной мере нашли освещение в трудах К.Д.Ушинского. Великий русский педагог подчеркивал, что природа в первую очередь обогащает формирующуюся личность знаниями, развивает мышление, учит творчеству, обогащает нравственность, способствует выработке национального характера. Опираясь на впечатления детства, осмысливая личный педагогический опыт и теоретические изыскания, он утверждал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыш мыслей, потоком вьющиеся из природы…» [14.90].

На основе многовекового жизненного опыта народная мудрость установила важную педагогическую закономерность: близость к природе, единение с природой в быту, в процессе труда и отдыха благоприятствуют воспитанию у растущего человека физической и нравственной красоты, способствуют высокому душевному настрою, эмоциональному подъему, стимулированию умственных сил, творческой активности. Издавна родители, народные воспитатели вырабатывали у детей с ранних лет заботливое, доброе отношение к природе как матери-созидательнице, как естественному, родному дому и среде, являющейся фундаментом всего возвышенного, подлинно человеческого, нравственного.

В воспитании нравственности личности семья ориентируется на данные современных наук о взаимосвязи естественных и социальных процессов, об общих законах развития естественной природы и природы ребенка на каждом этапе его возрастного развития. А.Ю. Гранкин говорит, что для совершенствования теории и практики воспитания и образования необходима прочная опора на принцип природосообразности формирования личности, в том числе и в воспитании нравственности.

В теории и практике воспитания и образования одним из важных средств воздействия на рассудок, чувства и волю учащихся в целях формирования у них нравственности является мир искусства. С помощью предметных и художественных ценностей, книг, музыки и других видов искусства родители могут вызывать у своих питомцев глубокие переживания прекрасного, восхищения красотой, облагораживать их нравственные порывы, помыслы. Для этого необходима организация интеллектуально и эмоционально богатой жизни семьи, повседневный обмен нравственными ценностями старших и младших поколений. В семье должен быть культ книги (а не телевидения). Чтение, доставляющее радость, удовлетворяющее интересы детей, обогащает их интеллект, нравственный мир, воспитывает добрые чувства, вырабатывает высшие нравственные идеалы. Таким образом, создание в семье условий, позволяющих растущему человеку жить, действовать в мире красоты, добра и радости, – важная задача родителей, заботящихся о формировании у детей чистоты души.

Воспитание нравственности личности у растущего ребенка в условиях родительского дома включает выработку навыков культуры поведения. Повседневное поведение ребенка, в том числе в семье, должно быть подчеркнуто красивым, возвышенным. Родителям следует иметь в виду, что одной из черт подлинно нравственной культуры поведения является личное обаяние. По сути дела эта черта нравственности есть проявление нравственной щедрости.

Содержание воспитания нравственности личности в современной семье неотделимо от выработки у нее понимания сущности моды и разумного следования ей. Родителям важно иметь в виду, что следование установившейся моде, достойный «модный» внешний вид молодого человека отражает определенную информацию о его общей культуре, индивидуальных вкусах и запросах, взглядах и убеждениях. Следование постоянно изменяющейся моде, признанной в обществе, выступает стимулирующим фактором нравственно-эстетического, нравственного развития личности. Родители могут и должны подсказать, посоветовать детям, что в каждом конкретном случае является модным, насколько данная мода отражает здоровый художественный вкус, соответствует достижениям культуры, способствует нравственному обогащению растущего человека. И этот вкус важно воспитывать в школьные годы. Когда нравственное и эстетическое воспитание в семье носит рациональный и опережающий характер, когда нравственно-нравственное и эстетическое начало в отношениях между родителями и детьми преобладает над интересами материальными, исключительно потребительскими, мода становится союзником родителей в формировании нравственного облика их детей [26.41].

Родители образом своей жизни, многообразием подлинно гуманных внутрисемейных отношений, общностью нравственных интересов учат взрослеющих детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, формируют у них нравственную культуру, возвышенные общечеловеческие идеалы. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что чем богаче нравственная культура родителей, чем прочнее их нравственная целостность, тем отчетливее проявляется их должная гражданская и общественная позиция и ответственность за воспитание своих детей перед семьей, обществом, государством, перед Вечностью – Богом. Именно нравственное богатство родителей, всех членов семьи – основной источник и средство формирования личности растущего человека.

Непрерывно формируя нравственность личности школьника, родители не могут не учитывать того, что их питомец – активный участник жизни семьи, школы, города (села), страны. Отношения ученика к текущим событиям, имеющим место во всех сферах жизни, воспринимаются им не только разумом, но и сердцем. Поэтому необходим соответствующий эмоциональный настрой, активизация их чувств в связи с весьма значимыми происходящими явлениями, событиями.

Действенным средством воспитания у подрастающего поколения нравственной культуры, формирования нравственности как сердцевины, ядра качеств личности является любовь и пример родителей. Народ признает любовь как высшую мудрость нравственной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, нравственность – интегральное качество личности, характеризующее высший уровень ее интеллектуального и нравственно-эстетического развития, активности и творчества в труде, стремления к самосовершенствованию Духа как бессмертной сущности. Семья как специфический коллектив в единстве со школой призвана обогащать нравственную культуру своих питомцев, организовывать их разностороннюю деятельность и общение, способствующие воплощению в жизнь высших общечеловеческих идеалов, проявлению творчества в труде, выработке добрых человеческих отношений и невосприимчивости безнравственности, недопустимости развития стремления к обогащению недозволенными средствами. В формировании нравственности личности родители используют и такие источники и средства, как природа, художественная литература, искусство, мода, народные традиции. Непременным условием успеха формирования нравственности у детей в родном доме является нравственная общность родителей, всех членов семьи, их высокая внутренняя и внешняя культура, гражданственность, активная жизненная позиция, личный пример.

Как было рассмотрено в первой главе курсового исследования, сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом случае общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное доверие, благожелательность, сочувствие друг другу — ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали — ведущего нравственного регулятора жизни общества. Моральный императив формирует нравственность личности. Это необходимо учитывать при организации нравственного воспитания учащихся. Под нравственной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной деятельности, а в форме неотъемлемой части внутренней сущности самого человека.

Сейчас, в период наибольшего развития науки и техники особую актуальность приобретает изучение нравственной жизни общества, проблем ее формирования и развития. Нравственная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации в этом мире, а также взаимодействия с ним. Генетическая (по происхождению) связь духа с практической деятельностью человека никогда не прерывается: так было во времена становления человечества, так происходит и сейчас, в период формирования (социализации) каждого отдельного человека. Ведь абстрактное мышление не является нашей природной способностью. Оно не наследуется биологически, а формируется в процессе приобщения индивида к специфически социальному образу жизни и деятельности.

Таким образом, наряду с материальными ценностями в наш век научно-технического прогресса на первый план выступают ценности нравственные, возникающие как отражение в зеркале морали практических аспектов деятельности общества и отдельных индивидов. Для того, чтобы это отражение не приобрело уродливых форм, необходимо нравственное воспитание новых поколений.

Результатом нравственного воспитания являются по меньшей мере три составляющие:

– идеи, теории, образы, нравственные ценности;

– нравственные общественные связи индивидов;

– сам человек, поскольку он, кроме прочего, является существом нравственным.

Традиция философского анализа нравственной жизни уходит в глубокую древность. В первой главе курсовой работы были рассмотрены древние философские практики, определяющие систему моральных и нравственных ценностей личности. Здесь проанализированы и античные идеи. В философии Платона бесплотное неопределенное идеальное начало превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, составляет его основу. Философское учение о нравственности личности отражает все этапы развития мировой общественной мысли.

Вторая глава курсовой работы носит более прикладной характер. Здесь рассмотрено содержание нравственного воспитания учащихся и некоторые методологические аспекты. Нравственное воспитание учащихся раскрывается в семейной педагогике. Так, В.А. Сухомлинский отмечал, что в первую очередь родители формируют моральные и нравственные, нравственные начала личности нового человека. Некоторые стороны нравственного воспитания находят свое выражение в этнопедагогике. Отдельное внимание уделяется традициям казачества как инструменту формирования нравственности молодежи в нашем казачьем крае. Самобытность народной казачьей культуры базируется на нравственности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей. Детерминированная мировоззрением и отраженная в структуре «Я» - концепции личности.

Итак, нравственность – интегральное качество личности, характеризующее высший уровень ее интеллектуального и нравственно-эстетического развития, активности и творчества в труде, стремления к самосовершенствованию Духа как бессмертной сущности. Семья как специфический коллектив в единстве со школой призвана обогащать нравственную культуру своих питомцев, организовывать их разностороннюю деятельность и общение, способствующие воплощению в жизнь высших общечеловеческих идеалов, проявлению творчества в труде, выработке добрых человеческих отношений и невосприимчивости безнравственности, недопустимости развития стремления к обогащению недозволенными средствами. В формировании нравственности личности родители используют и такие источники и средства, как природа, художественная литература, искусство, мода, народные традиции. Непременным условием успеха формирования нравственности у детей в родном доме является нравственная общность родителей, всех членов семьи, их высокая внутренняя и внешняя культура, гражданственность, активная жизненная позиция, личный пример.

Итак, Гипотеза работы подтверждена. Задачи работы решены, цель исследования достигнута.

Литература

        1. Конституция РФ. Принята всенародным голосование 12 декабря 1993 г.- М.: Норма, 2016. – 130 с.
        2. Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016 г. // Российская газета. – 2016. – 11 мая. С, 7.
  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 450с.
  2. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворение образования // Педагогика, 2013, №8. – 23-50с.
  3. В.И. Бакштановский. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М.: Изд. политической литературы, 1983. – 520с.
  4. Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика педагога // Социс.- 2014, №2. – с. 45-90.
  5. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985. – 230с.
  6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
  7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. - 297 с.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/. – М.: Просвещение, 2011. – 410с.
  9. Власова Т.И. Воспитание духовности личности / Т.И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. – Ростов н/Д. – 2010. – Вып.2. – С. 25-35.
  10. Волков Г.Н. Этнопедагогический манифест (материалы к одному из вариантов проекта) // Этнопедагогические и этнопсихологические проблемы воспитания толерантного поведения в полиэтническом обществе: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 14-15 декабря 2012 г. – Махачкала: ЮПИТЕР, 2012. – с. 10-90.
  11. Волков Г.Н. Педагогика жизни. – Чебоксары: Чувашск. кн. изд., 1989. – 85 с.
  12. Гегель Г-В-Ф. Эстетика. В 4-х т. М., 1968. Т.1. – 520с.
  13. Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014. – 410с.
  14. Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014. – 160с.
  15. Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. – 190 с.
  16. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. В 2-х т. М., 1992. Т.1. – 310с.
  17. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. – Рязань: РГПУ, 1999. – 630с.
  18. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Наука, 2015.- 520с.
  19. Леви-Строс К. Печальные тропики / Леви-Строс К. – М.: Знание, 1984. – 287с.
  20. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С.284.
  21. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М.: Прогресс, 1992. – 410с.
  22. Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.- 600с.
  23. Макаев В.В. Воспитание духовности как педагогическая проблема. – Пятигорск: ПГЛУ, 2014. – 410с.
  24. Макаев В.В. Семья и воспитание духовности школьника // Сборник научных трудов. – ПГЛУ, 2013. – 410с.
  25. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация//Освобождение духа. Под. ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. - М., 1991. – 460с.
  26. Платон. Диалоги. – М.: Век, 2015. – 520с.
  27. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах.– М.: Педагогика, 1980. – 590 с.
  28. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. – М.: Знание, 1967. – 480с.
  29. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 450с.
  30. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография / Л.Б. Соколова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – 352 с.
  31. Словарь по этике. Под.ред. И.С. Кона. Изд. 5-е. М.,1983. – 900с.
  32. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 850с.
  33. Ушинский К.Д. Воспоминания о детстве / Собрание сочинений, т.11. –М. : Просвещение, 1979. – 460с.
  34. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М., 1990. – 120с.
  35. Чугунов С.М. История казачества. – Ставрополь, 2016. – 232 с.
  36. Энеева Л.А. Основы нравственной культуры горцев (адыгская этика). – Пятигорск, ПГЛУ, 2013. – 410с.