Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Социологическая концепция права (Понятие и виды социального регулирования)

Содержание:

Введение

Совокупность социальных норм, посредством которых осуществляется социальное регулирование, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Важную роль в системе социальной регуляции играло и играет право. Право — это система, совокупность правовых норм. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.[1]

Первая глава данной курсовой работы рассматривает систему и виды социального регулирования.

Вторая глава является намного ёмкой, чем остальные она раскрывает социальные нормы, а именно: признаки, из которых формируются виды социальных норм, функции и подробную классификацию.

В третьей главе описывается право в системе социального регулирования.

Целью данной курсовой работы – является изучение особенностей систем социального регулирования права, раскрыть сущность социальных норм.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены такие задачи:

  • дать определение понятию «социальное регулирование» и выделить виды регулирования;
  • изучить понятия «социальных норм», выявить признаки, функции и виды социальных норм;
  • рассмотреть право в системе социального регулирования.

1. Понятие и виды социального регулирования

Социальное регулирование - распределение ресурсов в социальной сфере, осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными неприбыльными организациями, частно-хозяйственными субъектами. Является одним из важнейших механизмов функционирования современной социально ориентированной рыночной экономики в индустриально развитых странах. Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).[3]

Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.[5]

Именно государству, принадлежит главная роль в системе социального регулирования. Оно разрабатывает стратегию, направленную на решение многих насущных социальных проблем, и реализует эту стратегию путем проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование разветвленной социальной инфраструктуры.

Инфраструктура - это сложившееся объективно, обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы, в частности, либо на виды общественных органов в первобытных обществах, либо на виды государственных, иных политических органов (правотворческих, правоохранительных), выражающих своеобразие данной социальной системы. В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного базиса, или скелета, - особого построения устойчивых нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование регулирования в обществе.

Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Основную цель регулирования можно определить, как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов. Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.[4]

Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.[3]

Традиционно выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное).

Индивидуальное - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникающих отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, единый общий порядок, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей; каждый раз проблему нужно решать заново, а главное, существуют довольно широкие возможности для субъективистских, произвольных решений. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, трату времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия.[8]

Характеристики казуального регулирования следующие:

Во-первых, казуальное регулирование относится к конкретному лицу или группе поименованных лиц.

Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации.

В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все то случайное и особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: игнорирование персональных качеств исполнителя и индивидуальности ситуации.

Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения.

Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования:

Во-первых нормативное регулирование носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц.

Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени.

В-третьих, нормативное регулирование рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием.

При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко сужаются возможности для случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования - упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение общественной устойчивости и независимости от случая или произвола.

Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе - это масштаб, критерий оценки будущих форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде. Именно отсюда проистекает «двойной отсчет» пря характеристике социальных норм: наряду с регулятивными особенностями (свойствами, присущими социальным нормам как регуляторам) нужно учитывать также и «второе измерение» - содержащиеся в нормах - критерии оценки поведения людей, суждения о ценностях, которые могут приобретать как реакционный, так и прогрессивный, гуманистический характер.

Разумеется, свои минусы имеет и нормативное регулирование, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии и может быть носителем реакционных идей, антигуманной идеологии, ценностных представлений, тормозящих общественный прогресс. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном решении жизненных проблем - учета индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей конкретного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, - дополнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое - индивидуальным. Однако перечисленные недостатки нормативного регулирования не должны заслонять его громадных социальных преимуществ, формирование его имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.

Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы - ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация («заорганизованность»). Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований существующей общественной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального (высоко социального); не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование, тем не менее, все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени - свободы человека, автономной личности. В связи с этим в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и соответственно абстрактность, всеобщность - то, что, так или иначе, относится к общественному сознанию.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль собственности, власти, идей (идеологии) на всех этапах развития общества остается, в конечном счете, решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В то же время неуклонно возрастают удельный вес и значение социального управления и отсюда - тех разновидностей регулирования, которые воплощаются в целенаправленной деятельности людей, их коллективов, общественных образований. А подобного рода целенаправленная деятельность (точнее, необходимость обеспечения, оснащения ее нужным инструментарием, придания ей качества стабильности и т.д.) и вызывает к жизни особые, внешне обособленные регулятивные средства и механизмы, которые, выражаясь, прежде всего в социальных нормах, относятся к такому исходному элементу общества, как культура. Эти процессы получают еще большее развитие в связи с тем, что на определенном этапе значение самостоятельной и мощной силы приобретают власть и идеология, а также в связи с необходимостью обеспечить глобальный процесс развития свободы в обществе, охраны и защиты автономной личности. В то же время нужно видеть, что указанные процессы противоречивы: на известной ступени обособленные регулятивные средства и механизмы, все более отчуждаясь от человека, могут стать самостоятельным и даже противостоящим людям фактором. Здесь обнаруживается еще одна зависимость: объем, и интенсивность внешне обособленных регуляторов обратно пропорциональны степени развития в обществе начал саморегулирования (подробнее об этом будет сказано дальше).

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходят изменение качества регулирования, усложнение, утончение и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов - процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной личности. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры. [5]

Выводы по главе:

Таким образом, превосходство нормативного регулирования над казуальным очевидно. Благодаря появлению норм как средств управления общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. Оно получает возможность, прогнозируя типические ситуации путем практического применения норм или образцов поведения, обеспечивать необходимую социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность.

2. Социальные нормы. Признаки. Функции. Виды.

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.[8]

Социальная норма – это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом.[3]

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.[5]
Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе, определяя должное либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к само подержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: " социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в само регуляции, в поддержании стабильности и порядка;
норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

норма неотделима от отношения обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.[3]

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Сознательный и волевой характер (их появление – результат сознательной деятельности человека, они проходят через сознание людей и обращены к их свободной воле).

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от естественно- природных норм.

3. Регулируют типичное, массовое, распространенное поведение.

4. Носят общий характер, т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия и не исчерпываются одноразовым применением, действуют многократно, как угодно долго во времени.

5. Имеют определенную форму выражения: содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции, мифы) либо имеют писаную форму (т.е. закреплены в письменных источниках – правовые нормы).

6. Действие их обеспечивается (поддерживается, контролируется) соответствующими социальными институтами, социальными группами. Например, обычаи обеспечиваются родовой общиной, моральные нормы – обществом в целом, религиозные нормы – религиозными общинами, церковью, правовые нормы обеспечиваются государством.

7. Содержание их обусловлено социально-культурным и экономическим уровнем развития общества.[2]

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная – воздействуют на поведение людей и приводят его в соответствие с моделями, заложенными в правилах (нормах). Тем самым регламентируют взаимодействия людей, поддерживают стабильность функционирования общества.

2. Охранительная – предупреждают, охраняют общество от нарушений моделей, образцов поведения, закрепленных в нормах, путем указания на возможное наказание, устрашение.

3. Транслирующая – передают определенный социальный опыт.

4. Воспитательная – воздействуют на сознание людей, формируют у них систему социальных предпочтений, ценностей.[5]

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

Таблица 1-Виды, примеры и характеристика социальных норм.

Виды социальных норм

Их характеристика

Примеры социальных норм

Обычаи

Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять

Празднование Международного женского дня(8 марта) и др.

Традиции

Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества.

9 мая День победы!

Нормы морали

Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.

Правовые нормы

Корпоративные нормы

Формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система

правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений

«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.

Празднование нового года в организациях.

Политические нормы

Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.

Религиозные нормы

Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.

Эстетические нормы

Закрепляют   представления   о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер

Разработанная древнегреческим скульптором По-ликлетом система идеальных пропорций человеческого тела,ставшая нормой в эпоху Античности и др.

[7]

Выводы по главе:

Социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

Как отмечалось в работе, при помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

3. Право в системе социального регулирования

Право создается государством, распространяется на всех членов общества и подкреплено мерами государственного принуждения.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию. Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы в литературе их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки:

В системе социально-нормативного регулирования государственно-организованного общества право занимает центральное место и играет определяющую роль, т.к.:

1. Право в отличие от других социальных норм представляет собой единую в масштабах страны систему норм. Наличие единой в стране системы правовых норм позволяет единообразно регулировать наиболее важные общественные отношения и создавать в обществе единый порядок. Тогда как мораль, обычаи и корпоративные нормы не способны создать единого порядка, поскольку в обществе не существует единой системы норм морали, единой системы обычаев, единой системы корпоративных норм.

2. Право является системой общеобязательных норм. Это дает возможность в обязательном порядке урегулировать определенные общественные отношения соответствующим образом и подчинить всех единому порядку. При помощи других социальных норм ничего подобного добиться нельзя: в обществе наряду с общепринятыми нормами морали действуют и такие, которые распространяются только на определенные слои общества (классы, сословия, социальные группы); обычаи в современном обществе тоже не являются обязательными для всех правилами поведения; действие корпоративных норм распространяется только на членов соответствующих организаций.

3. Право устанавливается или санкционируется государством. Вследствие этого право способно оперативно реагировать на изменения, происходящие в общественной жизни. В этом плане с правом м. соперничать только корпоративные нормы, которые тоже достаточно легко изменяются или отменяются. Нормы морали и обычаев не способны оперативно реагировать на изменения в общественной жизни, поскольку изменяются постепенно и очень медленно (особенно обычаи).

4. Право обеспечивается государством, которое обладает целой системой средств, позволяющих добиться неукоснительного выполнения того, что предписано правовыми нормами. Ни мораль, ни обычаи, ни корпоративные нормы государством в целом не обеспечиваются. Государство может брать под свою защиту только отдельные нормы морали, отдельные обычаи, отдельные корпоративные нормы. [5]

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами. Нормы права, морали, религиозные нормы могут совпадать между собой (запрет убийства, кражи). Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. С точки зрения современной системы ценностей, право должно соответствовать основным требованиям морали. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловлено тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. В то же время, некоторые нормы права (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями (например, запрещение лжесвидетельства).[6]

Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи правовых норм борется, ограничивает сферу их действия либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен нормами семейного права). С одной стороны, некоторые обычаи могут наделяться государством правовой санкцией и принимать форму правовых обычаев. Правовые обычаи фиксируются в юридических документах либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае они нигде не записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и обеспечиваются принудительной силой государства или органов местного самоуправления.[8]

С другой стороны, правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев. В результате законопослушное поведение людей становится обычным и массовым явлением.

Что же касается взаимоотношения права и религии, то степень и характер взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь настолько тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми системами. В таких странах религиозные нормы обеспечиваются принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы права. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения).[1]

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.[3]

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

1) нормативностью. Право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства. Хотя круг конкретных адресатов правовых норм может быть различен: например, норма Конституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, касается всех, находящихся на территории России, а конституционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей;

2) общеобязательностью. Правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости от того, как те к ним относятся, нравятся они им или нет;

3) формальной определенностью. Правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и, в силу этого, отличаются большой степенью определенности и ясности;

4) системностью. Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему, называемую системой законодательства;

5) многократностью применения. Нормы права рассчитаны на регулирование не единичного отношения, а, напротив, неограниченного количества случаев, возникающих в типичных жизненных ситуациях;

6) гарантированностью государством. Реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения государственного принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения.[7]

Функции права

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

г) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

д) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

Выводы по главе:

право занимает очень важное место в системе социального регулирования общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью, другими социальными нормами. Тесно взаимодействуя с этими нормами, право поддерживает прогрессивные тенденции развития неправовых регуляторов социальной жизни.

Заключение

В данной курсовой работе мы изучили особенности права в системе социального регулирования. Для этого мы дали определение понятию «социальное регулирование», изучили понятия, функции и виды социальных норм, провели анализ взаимодействия права как социального регулятора с существующими видами социальных норм. Установили, что социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Список использованных источников

  1. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах. (2011 год);
  2. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. (2012);
  3. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм //Общая теория права (курс лекций). Нижний Новгород, 2013;
  4. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М.,2011г.;
  5. www.knigafund.ru
  6. www.iprbookshop.ru
  7. http://cyberleninka.ru
  8. Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. Н.Новгород, 2013