Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства ( Исторические пути происхождения государства )

Содержание:

Введение

Государство имеет своё начало, свою историю становления, возникновения и развития.

Теория государства и права изучает не только государство как результат продуктивной деятельности, но и сами предпосылки возникновения государственности.

Теории государства и права будут всегда актуальными, так как не поняв причины возникновения, генезис и историю развития государства, невозможно проанализировать само государство, дать оценку процессам происходящих в государстве.

Огромное количество ученых, как нашей стране, так и зарубежных стран в своих научных работах раскрывали свои теории и предположения происхождения государства. Раскрыть все существующие теории происхождения государственности не представляется возможным в рамках настоящей курсовой работы, но основополагающие теории, нашедшие своих сторонников и изучаемые курсом дисциплины теории государства и права, раскроем.

Изучение вопроса теории происхождения государства намного шире и показывает нам взаимосвязь понятий личность и общество, закон и общество, государство и общество, режим и государство.

Целью данной работы является раскрытие основополагающих теорий происхождения государственности, предпосылок возникновения государственности.

Для достижения цели курсовой работы перед нами поставлены следующие задачи:

- изучение истории становления и развития восточного и западного государств,

- выявление общих закономерностей и разграничение отличий в происхождении государств у различных народов,

- выявление предпосылок возникновения государственности.

- изучение и подробное раскрытие существующих теорий происхождения государства,

- выявить проблемы в изучаемых теориях происхождения государства и дать свою оценку этим теориям.

Объектом исследования является государство, предпосылки его возникновения и теории происхождения государства.

Предметом исследования является типология государств, предпосылки и исторические факторы возникновения государства и существующие теории происхождения государства и права.

Для достижения поставленной цели, использовалась литература ученых и специалистов в области теории государства и права – Алексеева С.С, Баранова А.В., Лазарева В.В., Марченко М.Н., Крашенинникова П.В. и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав по два параграфа и заключения, библиографии.

Глава 1. Исторические пути происхождения государства

1.1 Причины происхождения государственности в Восточных странах.

Самые первые признаки государства начали проявляться 5 тыс. лет назад на Востоке, в Азии, Африке государства в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Янцзы и др. [2, с. 25].

Особенностью таких государственных образований в том, что они начали возникать в местах осуществления земледелия. Земледелие в таких местах было основано на принципе ирригационных работ, т. е. за счет того что земельные угодья искусственным образом проливались, повысилась урожайность.

Именно необходимость поливного земледелия привело к необходимости осуществлять масштабные работы по строительству поливных каналов, иных ирригационных систем. Необходимость проведения подобных работ, привело к обобщению и сохранению общины. С производством таких работ и объединением общин начала появляться общественная собственность на землю [4, с. 56].

Таким образом, потребность народностей в производстве и сооружении, дальнейшей эксплуатации и защите поливных систем привело к естественному созданию власти в общине.

Так же существенной предпосылкой создания административного аппарата повлияли сами ирригационные работы, то есть после начала искусственного полива земель, в таких местностях в несколько повысилась урожайность, появилась материальные блага, благодаря чему появилась материальная возможность обеспечивать ничего не производящий аппарат управления [6, с. 26].

Первыми представителями публичной власти являлись представители родоплеменной знати.

Под родоплеменной знатью следует понимать главу общины, со своими советниками, которые осуществляли управление производством, работами и прочее [5, с. 45].

Таким образом, представители родоплеменной знати начали осуществлять административные функции аппарата управления государственной власти.

В дальнейшем, с развитием признаков государственности в обществе, общественная собственность постепенно переходила в государственную [6, с. 26].

С появлением материальных благ, установления вождей и их соратников возникает социальное неравенство. Возникающее социальное неравенство привело к расхождению интересов управляющих и управляемых.

Считается, что именно в период возникновения социального неравенства, происходит разделение на «восточное» и «западное» пути развития общества [3, с. 156].

Причинами подобного разделения можно назвать, тот факт, что на «востоке» крупные ирригационные работы были не под силу отдельной семье, что привело к сохранению и объединению общин и совместному производству работ.

На «западе» подобных работ не требовалось, в связи с чем, со временем общины распались, а с распадом общин разделилась земля и оказалась в частной собственности [2, с. 41].

Как уже указывали выше, с появлением излишек производства, появляются материальные блага и происходят социальные изменения. Все произведенное собирается и перераспределяется. Само перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, и у них самим скапливается большая часть ресурсов и благ.

Поскольку, при распределении общественного продукта большая его доля остается в руках знати, управление обществом становиться выгодной и желанной деятельностью. В дальнейшем выборность таких должностей становиться формальной и в результате приводит наследованию должностей [2, с. 42].

Зачастую административный аппарат помимо осуществления функции управления осуществлял и культовые функции, что придавало аппарату управления особый статус. Такое положение позволяло управленцам извлекать свои выгоды и преимущества, в связи с чем, общинные управленцы стремились закрепить за собой должности и даже сделать их наследственными [1, с. 27].

Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и образования классов «по восточному типу» стало использование лицами государственного аппарата в целях контроля экономики, политики выполнения военных функций.

На Востоке представителями аппарата управления использовали не сами средства производства, а управление такими производствами [2, с. 46].

В эпоху становления государства, частная собственность в современном того понимании не приобрела своей значимости.

Однако частная собственность все-таки существовала, но ее роль была не значительна и она не оказывала влияния на экономическое развитие государства. Главы аппарата управления имели свои дворцы, драгоценности, рабов [5, с. 57].

Следует заметить, что частная собственность чиновников была весьма условна, с потерей своей должности чиновники теряли все имущество, а нередко и вместе с головой.

Купцы, ремесленники так же имели в частной собственности имущество, однако это тоже серьезным образом не оказывало влияния на экономику [10, с. 114].

Постепенно власть приобретает деспотический характер. Авторитет власти в те времена был велик, так как она была связана с идеологией, в частности религией.

Власть на Востоке была священной. Монарх выступал посредником между людьми и чем то божественным.

Государственная власть представляла собой структуру во главе с деспотичным монархом или султаном. Ниже монарха были советники монарха. Ниже советников был чиновничий аппарат меньших рангов, а в самом низу сельскохозяйственные общины [6, с. 26].

Земля хоть и находилась в собственности общин, фактически стала государственной собственностью. Во власти государства была личность и жизнь всех подданных.

Однако, государства, развивающиеся по «Восточному пути» существенно отличались между собой.

Например, в Китае, рабство имело семейный характер. В Египте, было много достаточно много рабов, которые в большинстве случаев были собственностью государства [2, с. 59].

Происхождение государственного аппарата управления исходит из родоплеменной знати.

Выходя из общества, интересы государственного аппарата управления стали противоположными интересам общества, и в дальнейшем чиновничий аппарат превратился в господствующий эксплуатирующий труд общинников класс.

Государства Востока были достаточно застойными, без существенных изменений на протяжении веков, а иногда и тысячелетий.

Такие государства стояли на своем пути, практически отсутствовало их какое-либо дальнейшее развитие.

Например, государственность в Китае возникла на несколько веков раньше, чем в странах Европы. Однако сам общественный уклад оставался неизменным до 20 века [10, с. 114].

Африка несколько отличалась от деспотичного Китая, например тем, что власть была не только наследственная, но были и выборные должности [10, с. 114].

Однако прослеживались следующие общие черты восточных государств:

- абсолютная деспотичная монархия;

- мощный аппарат управления;

- государственная форма собственности на основные средства производства, которая составляла основу экономики;

- частная собственность имела второстепенное значение;

- в государствах практически отсутствовало экономическое или иное развитие, государства сотнями или даже в некоторых случаях тысячелетиями находились в стагнации [1, с. 21].

- государственная власть представляется священной [2, с. 59].

Таким образом, можно выделить основные предпосылки возникновения государства в странах Востока:

- потребность в производстве крупных ирригационных работ в целях развития поливного земледелия;

- невозможность выполнения масштабных ирригационных работ в одиночку, малыми группами, что повлекло за собой к объединению и сохранению общин;

- необходимость централизованного администрирования процесса осуществления и выполнения работ, эксплуатации и охраны построенных систем.

1.2 Причины возникновения государственности в европейских странах.

В европейских странах главной предпосылкой образования государственности стало классовое расслоение общества.

Основной причиной классового расслоения послужило то, что в Европе не требовалось осуществление таких общественных работ, как на Востоке, из-за чего произошел распад общин с последующим разделением земель [4, с. 57].

Таким образом, образовалась частная собственность на землю, рабов, скот.

Афины считаются классической формой появления государственности. Афинское государство считается возникшим из классовых противоречий [2, с. 41].

В Афинах вместо «вооруженного народа» стала существовать вооруженная «публичная власть», интересы которой уже не совпадали с общественными интересами. Подобная власть была даже готова выступить против народа [8, с. 121].

При распаде общин уже рассматривалось неравенство: у лиц, аристократического происхождения земельных участков, рабов, орудий было больше, чем у обычных членов общины [2, с. 42].

Появляются наемный труд, что является хорошей предпосылкой для экономического развития.

Существовавшие в европейских странах конфликты между наследственной аристократией и простым народом, вступила и другая группа людей, обладающая частной собственностью, нажитой морским грабежом и торговлей [7, с. 146].

Это все привело к следующему: богатые собственники стали занимать важные должности в государственном аппарате управления, тем самым господство аристократии прекратилось.

Таким образом, происхождение государства в Афинах характерно тем, что государственность возникла из классовых противоречий. Постепенно материально имущие классы получили экономическое господство, что позволило им занимать государственные должности и использовать их для защиты своих интересов.

В Древнем Риме деление народа на классы и государства в силу целого ряда был на пару столетий позже Афин. Но сами принципы образования государства были идентичными, только сопровождался борьбой между пришлым населением и римской родовой знати.

В борьбе между двумя группами населения, плебеи (пришлое население) победили аристократическую знать (патриций). В результате таких побед получили равноправие все свободные граждане, сельская община всегда оставалась собственником общинной земли. [2, с. 41].

Считаем, что данные принципы демократизма замедляли развитие имущественного и социального неравенства свободных граждан Европы [10, с. 115].

В итоге, из-за столкновения различных социальных групп появилась необходимость умерять и удерживать в повиновении подвластные народы, что привело во II в. до н.э. к созданию мощного государственного аппарата управления [2, с. 57].

Итак, процесс образования государства в Риме был таким же, как и в Афинах:

- путем распада родоплеменных общин, экономически устойчивая группа населения постепенно захватила власть.

Однако следует заметить, что в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения пришлое население (плебеи).

Плебеями являлись свободное население, они обладали торговыми и промышленными богатствами.

Конкуренция плебеев против родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, на ложилась на процесс образования классов в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя [8, с. 241].

В Древней Спарте особенностью возникновения государства, является то, что Спарта завоевала соседние территории. Все население завоеванных территорий становилось рабами общины. Количество рабов было намного больше численности самих спартанцев, и существовала реальная угроза их восстания. Необходимость руководить ими и держать в повиновении, привело к созданию новых органов государственного управления.

В связи с указанными обстоятельствами, Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими, методами управления [6, с. 26].

Иным путем шло образование германского государства. Германские племена поставляли рабов для Рима.

В германии, разорившиеся общинное население попадало в зависимость от богатых, но не в рабство, это способствовало долговременному сохранению общественной формы собственности. Землевладельцы были за сохранение общественной формы собственности, в которой наличие рабского труда не предусматривалось. В связи с чем, имущественная и социальное расслоение привело к формированию раннего феодального государства [4, с. 78].

Так же, Германия завоевала огромные территории Римской империи, однако ее родоплеменные устои были неспособны править завоеванными землями.

Данное обстоятельство стало так же причиной образования государства с раннефеодальным типом.

Таким образом, завоевания разрушили рабовладельческие устои данного общества, что ускорило переход к феодальному государству на территории бывшей Римской Империи.

Возникновения феодального государства из первобытного общинного строя было не только исключительно в Германии [8, с. 182].

Образования феодального государства из первобытного общинного строя наблюдались и на других территориях Европы (Ирландия), в Древней Руси, у арабских племен и т.д. [9, с. 132].

Таким образом, в Европе признаки государственности зародились в отличие от Востока на много позже, но не стоит забывать, что именно западное общество, европейские государства в короткий исторический срок обогнали в своем развитии восточные государств.

Исходя из вышеизложенного, можем сделать вывод, что для образования государства необходимо ряд экономических, политических, внутренних, внешних факторов.

Так же следует заметить, что причины и предпосылки к возникновению государства каждой народности индивидуальны.

Имеется немало примеров, когда народы создали свое государство только в XX веке.

Например, при распаде СССР образовалось государство Украина и другие страны СНГ.

Глава 2. Основополагающие теории происхождения государства, основанные на нематериалистических представлениях происхождения государства

2.1. Договорная теория происхождения государства и права

Договорная теория происхождения государства и права объясняет происхождение государства в связи с заключением обществом, так называемого договора.

В данном случае, договор является результат разумной воли и желания народа.

На основе договора, люди добровольно объединялись для совместного объединения с целью защиты прав и интересов людей.

Отдельные положения договорной теории дали развитие в V–IV веках до н.э. в Древней Греции [1, с. 79].

Суть договорной теории происхождения государства и права с точки зрения ее представителей не идентична, противоречива.

Некоторые авторы рассматривают договорную теорию как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права [10, с. 115].

Договорная теория, берет свою основу в естественных правах человека, и складывается на основании следующих общих положениях:

Считают, что возникновение государства было до естественного состояния людей.

Государство возникло в результате заключения общественного договора людей, уставших от борьбы с природными явлениями и друг с другом [6, с. 26].

Таким образом, государство представляет собой результат разума и воли народа.

Так, народ, решив отойти от естественного без государственного состояния, объединился в государство. При таком объединении народ выдвинул свои условия.

В результате объединения в некое государство, народ согласен был добровольно передать государственной власти часть своих естественных прав и свобод.

При этом государство со своей стороны, в ответ обязуется обеспечивать и осуществлять защиту народа, в частности государство стало охранять частную собственность, личную безопасность лиц, заключивших договор [4, с. 201].

Таким образом, в результате образования государства, в обществе образуются две системы права:

- естественное право,

- позитивное право [4, с. 202].

Под естественным правом понимается права человека, получившие им уже с рождения, например, право на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое.

Естественное право воплощает в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности [10, с. 116].

Под позитивным правом понимается приобретенное право при жизни. Данное право исходит от государства, например, законы, изданные государством [1, с. 169].

Естественное право – вечное и неизменное для всех времён и народов и возникшее в первую очередь.

Итогом своего развития договорная и естественно–правовая теории стало то, что данная теория стала теоретической базой для идеологии большинства буржуазных революций против феодального правления в XVII–XVIII веках в Европе и в мире.

В это же время образовалась школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права:

Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии;

Т. Гоббс и Д. Локк в Англии;

во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье;

в России – П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев [10, с. 116].

Есть так же предположения, что государство возникло вследствие молчаливого договора людей с целью совместной защиты их от произвола других более сильных государств [8, с. 243].

Считаем данное суждение наиболее правдоподобным.

Считается, что первым предпринял попытку приспособить теорию естественного возникновения права к интересам буржуазии Г. Гроций (1583–1645) [4, с. 203].

Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712–1778).

Он раскрыл вопрос, что такое общественный договор, его суть, каковы требования к его содержанию и назначению. Так же он изучал другие аналогичные вопросы.

Самая известная работа Жан-Жака Руссо это теория «Об Общественном договоре» [5, с. 137].

Исходя из сути его работы, общественный договор решал основную задачу, которая заключается в следующем:

- подобрать такую форму государственности, чтобы при этом само государство могло защищать и ограждать личность, права и имущественные блага каждого из членов такого общества,

- при объединении людей и образовании государственности, люди подчинялись только самому себе и оставались такими же свободным, как до объединения [6, с. 138].

При этом если рассматривать государство как результат заключения общественного договора, заключенного по разумной воле людей, Руссо считал, что каждый член общества передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность, свою свободу и интересы, а так же все силы.

В результате такого объединения, каждый член объединившегося общества, становится неразрывной частью целого образовавшегося нового государства.

По мнению Руссо, именно это целое именовалось ранее термином «гражданская община». Далее – называли Республикой или политическим организмом [7, с. 11].

Все члены подобного политического организма считают его государством, когда он пассивен, суверенитетом, когда такой политический организм активен, и державою, когда происходит сопоставление его ему подобных [8, с. 159].

По мнению Ж. Ж. Руссо, государство рассматривается своего рода как «личность», правильная жизнь которой заключается в поддержании союза между ее членами.

Главной задачей государства является, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа.

С целью осуществления своих задач, государство издает законы, правила и право.

Руссо выдвигает и поддерживает демократические идеи правления, то есть идею прямого непосредственного народного правления. По его мнению, руководствуясь сути общественного договора, только общая народная воля способна управлять государством в соответствии с его целью становления и создания [1, с. 198].

Помимо исключительного права на принятие законов, у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранической власти [10, с. 116].

Короли, императоры всегда стараются обладать неограниченной властью [4, с. 89].

Таким образом, власть, которая возникла из любви и уважения своих подданных, самая наибольшая.

Однако такая власть условна и не является прочной.

Правители, как правило, желают увеличивать свою власть. Каждый правителей преследует интерес, что бы народ государства был бедным, слабым в сопротивлении и проявлении своих прав и свобод.

Правителю важно, чтобы народ в случае необходимости было легко подавить, подчинить власти [1, с. 134].

Таким образом, за любым правителем, всегда преследуется свой собственный интерес и соблазн: обладание в своих руках как можно большей и мощной государственной властью.

Данный интерес, соблазн всегда отличается от интереса народа и общества.

В условиях огромной власти правителя, происходит открытое игнорирование личности, прав и свобод народных масс, появляются признаки деспотичного государства.

В условиях деспотичного государства, народ вправе реализовывать свое естественное право на сопротивление деспотичной власти. Подобное сопротивление заключается в восстаниях.

Подобные восстания могут привести к убийству или свержению с правления деспотичного монарха, султана [1, с. 23].

Подобные действия, согласно теории общественного договора Ж.Ж. Руссо, закономерны, равно как и акты, посредством которых правитель распоряжался жизнью и имуществом своего народа.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права считают, что народ обладает естественным, с момента рождения неотчуждаемым правом на создание государства путем заключения общественного договора, но при этом обладают правом и на свою и государственную защиту прав и интересов.

Декларации прав человека и гражданина, принятая в 1789 году, провозгласила, что люди остаются свободными и равными в своих правах» [10, с. 115].

Данные идеи так же нашли свое отражение в программном документе Великой Французской революции (1789–1794).

В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743–1826), Декларации независимости США (1776) так же придерживаются идеи, о естественном равноправии людей.

Следует заметить, что в то время для официальной государственной доктрины, данные позиции были абсолютным новшеством [8, с. 209].

С конца XIX в. и даже до сегодняшнего современного мира наблюдается период популяризации естественного права.

Однако некоторые ученые сводятся во мнении, что максимальное распространение современных подходов в теории естественного (договорного) права имели место в середине прошлого века.

Причиной тому является принятие международных актов, таких как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах [1, с. 34].

С принятием этих актов, влияние теории естественного права уменьшилось.

Таким образом, в настоящее время, ученые, политологи, аргументируя свои точки зрения, предпочитают ссылаться на международные нормы в силу их нормативно-правового характера.

Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности. Однако, считаем что данная теория имеет место быть, так как ее идеи использовались в определенных исторических периодах и существуют по сегодняшний день.

2.2. Теологическая, историческая, психологическая, патриархальная, расовая теории происхождения государства, основанные на не материалистическом представление мира.

Теологическая теория возникновения государственности рассматривается с точки зрения не научного подхода, поскольку изначально свои суждения опирает не на научные знания, а на божественную веру в бога и в божественное происхождение правителя.

Однако данную теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть без доказательства о существовании или отсутствия бога, доказательств которых нет [10, с. 116].

Изначально религиозные представления о божественном происхождении государства и права характеризуются своим многообразием представлений.

Причинами таких разнообразных религиозных преставлений является особые исторические условия, влияющие на существование религий в ранних государствах Древнего Востока, так и Древнего Запада или Африки. Далее различные религиозные представления были переработаны в относительно цельную теологическую доктрину, в результате чего выделились такие направления как иудаизм, мусульманство, буддизм, христианство и других [2, с. 59].

В Египте и Вавилоне так же существовала идея происхождения государства божественным образом.

Духовенству в те времена удавалось оказывать существенное влияние на формирование общественно политической мысли и в дальнейшем влиять на развитие человеческого общества.

В древней Греции ученик Сократа, под прозвищем Платон, основал в пригороде Афин школу с целью обучения людей, и так же считал происхождение государства и права носит божественное происхождение [8. с. 165].

Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского – Аристотель (384–322 до н.э.) – также является сторонником божественного происхождения государства и права [1, с. 161].

Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

В теологической теории – учении богослова Фомы Аквинского, которое в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира [4, с. 201].

Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Освящение государственной власти божественным смыслом придавало такой власти авторитет и безусловную неограниченную власть монарха [5, с. 234].

Теологическая теория происхождения государства и права достигла своей популярности в эпоху средневековья. При переходе народов от общественного строя к феодализму в 12-13 веках в Западной Европе получила развитие.

Таким образом, основной смысл теологический теории заключалось в том, чтобы утвердить верховенство религиозной власти над государственной властью и доказать, что не существуют государство и право, произошедшие не от бога.

Патриархальная теория. Данная теория берет свое начало из основ теологии.

Платоном и Аристотелем еще во времена античности были выдвинуты идеи о патриархальном характере общества. Аристотель придерживался мысли что, государство это не только продукт естественного развития общества, государство является высшей формой человеческого общения [4, с. 203].

В эпоху средневековья феодалы так же придерживались указанной теории происхождения государства. Тем самым они монархи обосновывали свою неограниченную власть. Монарх выступал как отец всех народов и общества [6, с. 29].

Данная теория получила так же поддержки в научных трудах социолога Н.К. Михайловского, и английского историка Г. Мэна и других ученых [8, с. 273].

Согласно патриархальной теории, сутью государственной власти является продолжение власти главы семейства. Сопоставляется власть монарха с патриархальной отцовской властью главы семьи. [4, с. 273].

Что касаемо исторических фактов, свидетельствующих подобное происхождение государства, подобных сведений и доказательств не существует.

Напротив, есть мнения, что патриархальная семья возникла одновременно с государством при распаде общественного строя.

Историческая теория в XVIII веке потеснила договорную и естественно–правовую теорию.

Данная теория аргументировала происхождение государства с помощью исторических аспектов.

Э. Бёрк считал что государство, его сущность обуславливается историческими аспектами и традициями.

Ярким представителями исторической теории является Ф. Савиньи (1779–1861).

Основоположником теории можно считать Г. Гуго (1764–1844), Г. Пухта (1798–1846). [8, с. 249].

Сторонники теории считали, усматривали в происхождении государства и права естественный результат истории. Государство и право создается не законодателем, а народом, законодатель лишь фиксирует состояние духа народа.

Государство и право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка [4, с. 204].

Савиньи считает, что государство представляет собой «естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития» [1, с. 161].

Психологическая теория возникла в двадцатом веке.

Данной теорией придерживались научные деятели с Германии, Франции, России. Одними из самых ярких представителей теории является: Цицерон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф. Мейтленд–Джонс [8, с. 158].

Основоположником данной теории является российский ученый Л.И. Петражицкий.

Согласно представлениям Петражицкого Л.И., право делиться на интуитивное и позитивное [10, с. 116].

Под интуитивным правом понимается присущие человеку внутренние представления, убеждения о праве.

Под позитивным правом понимается нормы права, закрепленные в официальных источниках.

С позиции Цицерона, государство является достоянием народов. Под народом в данном случае, понимается не любое объединение людей, а только объединение тех, кто связанных между собой с целью решения интересов общества и вопросов права.

Психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939) указывал, что у человека существует естественная психологическая потребность повелевать или повиноваться. Данная потребность людей повелевать над кем то или повиноваться кому-то привела к необходимости естественного происхождения государства.

Э. Дюркгейм (1858–1917) и развивает идеи, что человек по своей природе общественное существо [1, с. 161].

В государстве отдельная личность естественно поглощается в коллективе, тогда как законы это сущность тех самых коллективных представлений людей о должном поведении.

В дореволюционный период российский политолог Н.М. Коркунов, хорошо оценивая естественную теорию происхождения государства, возводил государство и право к естественному объединению людей на основе психологического единства [10, с. 116].

На его взгляд, государство возникло в результате понимания народа своей зависимости от внешней власти.

Таким образом, государство и право в глазах людей выступают в качестве некого организатора и хранителя порядка в организации общества, оно не зависит от человеческой воли и стоит выше людского произвола.

Расовая теория возникла еще в эпоху рабовладельческого строя.

В те времена в целях оправдания существующего рабовладения появились идеи и были весьма популярны, что деление населения на две категории (рабов и рабовладельцев) это естественно в силу прирожденных качеств породы людей [8, с. 276].

Большее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX – первой половине XX в. Данная теория стала основой фашистской идеологии.

Суть расовой теории заключалось, в том, что человеческие расы не равнозначны и равноценны между собой.

Существовали различного рода предположений, что различные расы различным образом влияют на историю, культуру, государственный и общественный строй [6, с. 30].

Таким образом, расовая теория делила людей на высшую и низшую расы.

Представители высшей расы являются создателями цивилизации, за ними признавалось право господствовать в обществе и государстве.

Представители низшей расы были не способны к созданию цивилизации, и даже и были неспособными к усвоению уже сформировавшейся цивилизации.

Удел низшей расы является только лишь одно – простое слепое и беспрекословное повиновение перед высшей расой.

Таким образом, помощью государственного аппарата управления и принуждения, представители высшей расы должны господствовать над представителями низшей расы [2, с. 163].

Ярким представителем расовой теории происхождения государства и одним из его основоположником являлся француз Ж. Гобино (1816–1882 гг.) [10, с. 117].

По его учениям, арийцы являлись представителями высшей расы, они призваны к господству над иными расами.

На основании этой теории, в фашистской Германии была предпринята попытка переделать всемирную историю заново, и интерпретировать историю как борьбу арийской расы с другими расами. По их мнению, носительницей высшей арийской расы объявлялось Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На основе расовой теории в фашистской Германии создалась специфическая система ценностей, касающихся чистоты крови, вождя нации и подобные высказывания.

Таким образом, высшей целью арийского народа является сохранение чистоты крови.

Гитлер писал: «Люди гибнут не из–за проигранных войн, а из–за потери сопротивляемости… Все, что не является полноценной расой на земле – плевелы» [6, с. 29].

Основным путем для решения всех важнейших государственно–правовых и божественных проблем являлись военные действия.

Для оправдания каких-либо военных действий, провозглашались положения, немецкого философа Ф. Ницше (1844–1890 гг.):

- «война для государства такая же необходимость, как раб для общества» [8, с. 48].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что идеи, в заимствованные из расовой теории, повлекла за собой практику уничтожения целых рас, народов, наций, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

Расовая теория на сегодняшний день изжила. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология.

Однако, считаем, что как «научная», академическая доктрина расовая теория происхождения государства имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Считаем, что каждая теория подходит к конкретно каким-либо государствам, по каким-либо признакам.

Однако, на наш взгляд, историческая теория наиболее универсальная, так как данная теория способна учесть все исторически сложившиеся особенности общества, их структуру, самобытность, религию и многие другие обстоятельства.

Глава 3. Теории происхождения государства, основанные на материалистических представлениях мира.

3.1. Органическая, ирригационная и теория насилия происхождения государства

Некоторые теории происхождения государства основаны на материальном обосновании развитии общества и образование государственности в нем.

Рассмотрим органическую теорию происхождения государства.

В двадцатом веке с появлением теории Дарвина об эволюции органического мира появились теории, которые сопоставляли биологические закономерности развития окружающего мира на социальные отношения общества.

Социология данное направление стала называть теорией социального дарвинизма [2, с. 159].

Органическая теория происхождения государственности поддерживала теорию социального дарвинизма.

Данная теория проводила аналогии общества с биологическим организмом.

Платон в своих сочинениях уже в IV–III в. до н.э. сравнивал государство с живым организмом, а принимаемые государством законы – с процессами человеческой психики.

Так же Платон находил общие черты между структурой и функциями государства и человеческой душой [10, с. 116].

Аристотель же считал, что государство напоминает живой человеческий организм, человек социальное существо и не сможет существовать изолированно.

Так же Аристотель сравнивал, что руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут функционировать отделенными от тела, так и человек не может существовать без государства [6, с. 29].

Самым ярким представителем органической теории происхождения государства и его родоначальником является английский философ и социолог Г. Спенсер.

Так же, среди ярких представителей можно выделить Блюнчли, Вормс, Прейс [8, с. 207].

Рассмотрим суть органической теории:

Общество и государство в данной теории рассматривается как один организм. Таким образом, сущность общества и государства, взаимосвязь между собой, возможно, рассмотреть из строений и функций самого биологического организма. Исходя из этого, любая деятельность общества и государства можно объяснить, проведя аналогию с анатомией и физиологией человека.

Государство образуется в ходе многовековой эволюции человека и само схоже эволюции человеческого организма [2, с. 156].

Таким образом, исходя из указанной теории, государственная власть рассматривается как господство биологического организма над своими частями тела.

Отношения, происходящие в государстве сопоставимы с отношениями, происходящими между органами живого организма. Государство является продуктом социальной эволюции, и является разновидностью эволюции живого мира.

Таким образом, государство, аналогично живому организму, имеет свои органы управления – в виде мозга (глава государства) и органы, выполняющие решения и приказы того самого мозга (народ, подданные государства) [8, с. 209].

В условиях естественного отбора среди живых организмов выживают самые сильные и приспособленные.

Точно так же в социальных организмах в процессе борьбы и войн, конкуренции (также естественного отбора) образовываются или распадаются государства.

При образовании формируется аппарат управления и его структура [10, с. 116].

Данное представление о государстве, возможно, считается основанным на ненаучном подходе.

Однако, утверждение Спенсера о том, что данная теория государства станет научной только в случае, если станут воспринимать методологию и понятие естественных наук.[9, с. 149].

Считаем, что данная теория не лишена смысла по следующим основаниям:

Сторонники данной теории считают, что общество и его государственная организация является сложной системой, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

Органическая теория обосновывает дифференциацию и интеграцию жизни общества. Основная ее суть, в том, что разделение труда влечет за собой к дифференциации общества.

С другой стороны, интеграция же объединяет людей в государство, а государство будет способствовать удовлетворению и защите интересов общества [2, с. 157].

В настоящее время органическая теория, не пользуется такой популярностью как ранее, однако ее сторонники по-прежнему существуют на Западе.

Однако считаем, что нельзя автоматически перекладывать закономерности биологической эволюции, на социальные организмы, так как проблемы социального характера не идентичны с проблемами биологического организма.

Более того наука неоднократно доказывала несовпадение биологических и социальных явлений.

Теория насилия получила свою популярность на западе в двадцатых веках.

Среди ярких представителей данной теории можно выделить немецкого философа и экономиста Е. Дюринга, австрийского политолог Л. Гумплович, а также К. Каутский [9, с. 176].

Самые первые мысли об этой теории можно обнаружить в сочинениях древнегреческих софистов (V–IV в.в. до н.э.).

Считается что, завоевательные войны Древней Спарты и в последствие и Древнего Рима подобны данной теории [2, с. 157].

Л. Гумплович, в своих взглядах на теорию происхождения государственности опирался на эволюционную теорию Спенсера и разделял теорию социального дарвинизма.

Однако подход социального дарвинизма сочетался с психологизацией общества.

В своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве» он считал, что исторически нет ни одного примера возникновения государства без использования аппарата насилия и принуждения.

Считается, что теория Л. Гумпловича является классической теорией насилия.

Примеры образования некоторых государств Европы (раннегерманские, венгерские и др.) и Азии, показывают, что государство возникает в ходе борьбы, военных действий с соседними племенами и государствами. В результате завоевания слабых племен, победители образуют правящий и господствующий класс, а проигравшие – «класс рабочих и служащих».

Таким образом, в результате подчинения одного класса другому образуется совершенное новое государство, с новым главой государства и новыми органами управления.

Г. Еллинек, немецкий политолог, утверждал, что данная теория не раскрывает предпосылки, причины и условия возникновения государства и права в прошлом, а существует для обоснования в настоящее время.

Так, например, теория насилия была в нацистской Германией официальной государственно-правовой идеологией [10, с. 117].

Поддерживаем вышеуказанное мнение Г. Еллинека, потому что считаем, что осуществление захватнических войн станет возможным только после того как общество экономически станет в состоянии обеспечить содержание аппарата управления и армии

Выделяют еще ирригационную теорию. Данная теория идентична с историей происхождения государства в Восточных странах. [2, с. 157].

Ярким представителем данной теории является немецкий ученый К.А. Витфогел.

В своей работе «Восточный деспотизм», К.А. Витфогел обуславливал причину происхождения государства Восточных странах необходимостью производства строительных работ по сооружению масштабных ирригационных сооружений и оросительных систем, и дальнейшее их обслуживание [2, с. 156].

Прежде всего, это происходит в тех странах, где было необходимо вводить поливное земледелие [6, с. 56].

Согласно данной теории, необходимость в проведении подобных работ, приводит к появлению, группы лиц осуществляющих административное управление.

Согласно историческим данным, процесс создания и поддержания крупных ирригационных систем происходили в местах, где образовались первые городов с признаками государственности: Месопотамия, Египет, Индия, Китай и другие регионы, в которых были благоприятные условия для ведения сельского хозяйства [6, с. 57].

Согласно ирригационной теории, государство, было вынуждено проводить жёсткую централизованную политику. Государство, в данной теории выступало в роли эксплуататора народа, но при этом оно осуществляло управление, распределение между членами общества [9, с. 178].

Любое имущество было преимущественно государственной собственностью.

Таким образом, сутью ирригационной теории происхождения государства является влияние географических и климатических условий на образование государства.

Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев – чиновников, служб, «государевых» людей, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих судоходство по ним, достигая эффективного использования этих сооружений, путём эксплуатации остальных граждан.

3.2. Историко-материалистические (марксистская и немарксистская) теории происхождения государства

Рассмотрим марксистскую теорию происхождения государства. Самым ярким представителем данной теории является Ф. Энгельс.

В его трудах «Происхождение семьи, частной собственности и государства» раскрыты вопросы происхождения государства и права в их единстве, посвящено одному из основных произведений марксизма [10, с. 117].

Учение В.И. Ленина «О государстве» в большинстве своем основано на материале работы Ф. Энгельса. Они считали, что государство является продуктом общества, возникшее на определенной ступени ее развития [2, с. 167].

Таким образом, возникая из потребностей общества, государство в первую очередь стремится обеспечить общественные интересы.

Например, на Востоке – орошение больших площадей земли и защита от внешних врагов.

По мере появления и накопления частной собственности, возникновения имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий, государство приспособилось обеспечивать интересы меньшинства, использую труд большинство [9, с. 209].

По данное теории, причиной возникновения государства, является социально-классовое деление общества.

Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения:

Государство и право – всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе. Государство и право возникают с разделением общества на классы. Государство и право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества [9, с. 209].

Государство и право являются орудиями классового господства, так как они осуществляют, поддерживают и охраняют всю систему этого господства определенного класса.

Представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов [6, с. 43].

Изменение государства и права не меняет их сущности. Со сменой типов классового общества меняется тип государства и права.

С исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают.

Следует заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.

Существует так же историко-материалистическая теория происхождения государства не относящаяся к марксистской теории происхождения государства и права.

Именно историко-материалистическая теория происхождения государства и права имеет под собой строго научные основы.

Со второй половины 80-х и в 90-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права [2, с. 171].

В историко-материалистической концепции стали формироваться два подхода.

Один – марксистский.

Второй подход – немарксистский [10, с. 117].

При сравнении подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского подхода. Второй подход критикует марксизм в преувеличенной роли классов и классовой борьбы [9, с. 209].

Считают, что государство не перестанет существовать с прекращением классовости, так как, пока государство существует, существует общество [9, с. 167].

А.Б. Венгеров специально подчеркивает, «что это никак не умаляет ее конкретно–исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века».

А.Б. Венгеров относит к достоверным материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, а также считает достоверным утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства [2, с. 159].

Поэтому эта теория может быть названа классовой теорией происхождения государства.

Немарксистская теория происхождения государства и права считает ошибочным преувеличение значения классов в политическом режиме государства.

Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические слои в виде бедных и богатых, неизбежно ведет к возникновению потребности общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности уничтожить друг друга в непрерывной борьбе

В целом же нельзя не согласиться с исторической достоверностью наблюдений о том, что в реальной действительности со времен возникновения государства уже нет ни «чисто классовых», ни «чисто общечеловеческих», ни «чисто божественных» государственно–правовых институтов [8, с. 198].

Считаем, что для определения понятия и закономерностей происхождения государства и права, необходимо учитывать все признаки общества:

- классовые элементы,

- общечеловеческие признаки общества,

- особенности религии, национальности,

- особенности расовой принадлежности

- климатические условия,

- исторические факты и другие признаки.

Заключение

Выделим основные предпосылки возникновения государства в странах Востока:

- потребность в производстве крупных ирригационных работ в целях развития поливного земледелия.

- невозможность выполнения масштабных ирригационных работ в одиночку, малыми группами, что повлекло за собой объединению и сохранению общин,

- необходимость централизованного администрирования процесса выполнения работ, эксплуатация и охрана построенных систем.

Прослеживались общие черты восточных государств:

- абсолютная деспотичная монархия;

- мощный аппарат управления;

- государственная форма собственности на основные средства производства, которая составляла основу экономики;

- частная собственность имела второстепенное значение;

- государственная власть представляется священной.

В европейских странах главной предпосылкой образования государственности стало классовое расслоение общества.

Причиной классового расслоения послужило то, что в Европе не требовалось осуществление таких общественных работ, как на Востоке, из-за чего произошел распад общин с последующим разделением земель.

Таким образом, образовалась частная собственность на землю, рабов, скот.

В Европе признаки государственности зародились в отличии от Востока на много позже, но не стоит забывать, что именно западное общество, европейские государства в короткий исторический срок обогнали в своем развитии восточные государств.

Существуют разные теории и подходы происхождения государства и права. К существенным относятся следующие теории:

1. Теологическая теория возникновения государственности рассматривается с точки зрения не научного подхода, поскольку изначально свои суждения опирает не на научные знания, а на божественную веру в бога.

Однако, данную теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть без доказательства о существовании или отсутствия бога.

Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле.

По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная теория получила так же поддержки в научных трудах Аристотеля, социолога Н.К. Михайловского, и английского историка Г. Мэна и других.

Согласно патриархальной теории, сутью государственной власти является продолжение власти главы семейства. Сопоставляется власть монарха с патриархальной отцовской властью главы семьи.

Что касаемо исторических фактов, свидетельствующих подобное происхождение государства, подобных сведений и доказательств не существует.

Напротив, есть мнения, что патриархальная семья возникло одновременно с государством при распаде общественного строя.

3. Договорная теория. Яркими представителями являются: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России – П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев.

Договорная теория происхождения государства и права объясняет происхождение государства в связи с заключением обществом так называемого договора. В данном случае, договор является результат разумной воли и желания народа.

На основе договора, люди добровольно объединялись для совместного объединения с целью защиты прав и интересов людей.

4. Теория насилия. Среди ярких представителей данной теории можно выделить немецкого философа и экономиста Е. Дюринга, австрийского государствоведа Л. Гумпловича , а также К. Каутский.

Самые первые мысли об этой теории можно обнаружить в сочинениях древнегреческих софистов (V–IV в.в. до н.э.). Считается что, завоевательные войны Древней Спарты и впоследствии и Древнего Рима подобны данной теории.

Л. Гумплович, в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве» он считал, что исторически нет ни одного примера возникновения государства без использования аппарата насилия и принуждения.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых.

Однако, считаем, что осуществление захватнических войн станет возможным только после того как общество экономически станет в состоянии обеспечить содержание аппарата управления и армии.

5. Психологическая теория возникла в двадцатом веке.

Данной теорией придерживались научные деятели с Германии, Франции, России. Одними из самых ярких представителей теории является: Цицерон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф. Мейтленд–Джонс.

Под интуитивным правом понимается присущие человеку внутренние представления, убеждения о праве.

Под позитивным правом понимается нормы права, закрепленные в официальных источниках.

Психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939) указывал, что у человека существует естественная психологическая потребность повелевать или повиноваться. Данная потребность людей повелевать над кем то и повиноваться кому-то привела к необходимости естественного происхождения государства.

В государстве отдельная личность естественно поглощается в коллективе, тогда как законы это сущность тех самых коллективных представлений людей о должном поведении.

6. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально–экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними.

7. Историческая теория. Данная теория аргументировала происхождение государства с помощью исторических аспектов.

Э. Бёрк считал что государство, его сущность обуславливается историческими аспектами и традициями.

Ярким представителями исторической теории является Ф. Савиньи (1779–1861). Основоположником теории можно считать Г. Гуго (1764–1844), Г. Пухта (1798–1846).

Сторонники теории усматривали в происхождении государства и права естественный результат истории.

Государство и право создается не законодателем, а народом, законодатель лишь фиксирует состояние духа народа. Государство и право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка.

Таким образом, изучили и раскрыли историю происхождения государства в Восточных и Европейских государствах, а так же основные теории происхождения государства и права, представленные в дисциплине теории государства и права.

Существуют и иные теории, однако они не нашли должного внимания в современности и научных трудах ученых.

Считаем, что каждая теория подходит к конкретно каким-либо государствам, по каким-либо признакам.

Однако, на наш взгляд, историческая теория наиболее универсальна.

Предлагаем, назвать историческую теорию происхождения государства и права универсальной теорией происхождения государства, так как она на способна учитывать все признаки общества:

- классовые элементы,

- общечеловеческие признаки общества,

- особенности религии, национальности,

- особенности расовой принадлежности

- климатические условия,

- исторические факты и другие признаки.

Список литературы

  • Вахрамеева Л. Н. Естественно-правовая теория как источник современной Российской концепции прав и свобод человека./ Вестник Омской юридической академии. 2018. Том 15. №1. - 450 с.
  • Крашенинников П.В. Зарождение права. - М.: Статут, 2016. - 460 с.
  • Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 2015. - 350 с.
  • Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2016 г. – 387 с.
  • Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2016 г. - 356 с.
  • Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. - 520с.
  • Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. - 392 с.
  • Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с.
  • Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с.
  • Цыганов В.И. Современная юридическая наука о происхождении государства. // Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2014, № 1 (33), с. 114-117.