Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Ваучерная приватизация - концепция, результаты и основные этапы

Ваучерная приватизация - концепция, результаты и основные этапы

Содержание:

Важнейшим моментом в организации приватизации является выбор между ваучерной и кассовой приватизацией. Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, предполагает, что государственная собственность - это совокупность или сумма имущественных прав всех граждан-владельцев, а разделение государственной собственности в равных долях между всеми жителями страны является самой простой формой разгосударствления.

С точки зрения теории азартного поведения можно утверждать, что в этих условиях стороны воспринимают ситуацию ваучерной приватизации (т.е. появление ценных бумаг, выражающих определенную конечную стоимость приватизированных предприятий, или разделение конечной общей собственности) как игру с закрытой суммой, т.е. создают ситуацию, при которой их поведение направлено не на развитие национальной экономики в целом, а на увеличение их доли в ней даже за счет общего экономического спада. В этой ситуации государство должно взять на себя роль хранителя интересов всей совокупности элитных групп по отношению к отдельным подгруппам или их отдельным членам, т.е. роль государства должна возрастать через его перераспределительные функции по отношению к фискальным органам, органам финансового контроля и т.д., что приводит к общему росту влияния государства в обществе. А это противоречит главной задаче денационализации - уменьшению этого влияния.

Вовлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых спекулянтов и т.д.) в управление реальным сектором экономики в ходе ваучерной приватизации приводит к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами и, как следствие, к политической и общей нестабильности. Конфликты интересов препятствуют достижению консенсуса в отношении общего увеличения национального дохода.

Приватизация ваучеров и наличных денег

Главным недостатком ваучерного механизма также является то, что он расстраивает все финансовые инструменты общества. С точки зрения финансового цикла, ваучер является ценной бумагой, с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается. В условиях, когда монетарные и фискальные власти страны технически не в состоянии учесть реальное влияние новых ценных бумаг на обращение денег и своевременно отреагировать на это (что чаще всего происходит в крупных странах), введение ваучеров в обращение без поддержки реального сектора в отсутствие инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением цен из-за того, что предложение превышает спрос, но и другие сферы обращения денег.

Похоже, что ваучеры, поскольку они являются государственными ценными бумагами, требуют постоянной и тщательной заботы со стороны их эмитента, то есть государства, чего не было, например, в России. Государство может и должно иметь право выкупать ваучеры по требованию инвесторов, в том числе для повышения ликвидности. В этом случае начинает действовать более полный механизм обмена в области обращения ваучеров. С июля 1994 г. (завершение ваучерной фазы приватизации) стало ясно, что большинство неаффилированного населения предпочитает либо продавать свои ваучеры, либо инвестировать их в чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), тем самым минимизируя собственную прибыль.

Заявленная социальная справедливость ваучерной приватизации также не выдерживает критики. Благодаря механизму ваучерного рынка малообеспеченные слои населения фактически лишены возможности участвовать в приватизации предприятий, а трудящиеся с большей вероятностью окажутся под влиянием элитных групп и будут действовать в их интересах. Егор Гайдар открыто признал это, согласившись с определением российской приватизации как "номенклатуры" и заявив, что "другой приватизации вообще не было - и никогда не могло быть: перераспределение собственности всегда было в интересах правящей элиты".

Более того, в условиях резкого спада производства и реструктуризации экономики, когда не ожидается сохранение старых предприятий, даже права собственности де-факто не приносят ожидаемых дивидендов, что неудивительно, поскольку приватизационные ваучеры фактически не представляли собой новый капитал - ваучеры, как ценные бумаги, носили временный характер и были "выкуплены" после приватизации. Не стоит ожидать, что компании будут готовы выплачивать дивиденды новым собственникам, которые не принесли с собой новые активы. В Санкт-Петербурге, например, можно было купить акции с максимальным годовым дивидендом 1000 рублей за ваучер номиналом 10000 рублей, эквивалентным стоимости проезда в общественном транспорте. В случае с Общим фондом прямых инвестиций дивиденды в 1994 году составили 39 рублей на 1000 руб. акций по ставке банковского дисконта свыше 100%.

С другой стороны, общая рентабельность спекулятивных операций в России при разнице между реальной стоимостью производственных активов и рыночной ценой ваучеров превысила 10 000%. Понятно, что результатом этого стало появление новой элитной группы, которая обеспечила свое существование при поддержке правительства. Однако на данном этапе следует отметить, что реформаторская пропаганда в России по этому вопросу всегда была достаточно двусмысленной: власти объявляли через устье президента Б. Ельцин их желание создать "не сотни миллионеров, а миллионы владельцев".

В то же время новые элитные группы получают сверхприбыли от спекулятивных операций на рынках ценных бумаг, избегают инвестиций в реальный сектор экономики и вступают в объективное противоречие с экономическим развитием общества в целом, интересы которого формулируют "старые" элитные группы - директора или "промышленные капиталисты". Не только промышленная буржуазия и директора, но и все общество выступает против правительства, выражающего интересы финансовой и спекулятивной буржуазии. Правительство, в свою очередь, не может избежать давления созданного им финансового монстра. Удивительно удачная аналогия проводится между социальной ситуацией в России 1990-х годов и ситуацией во Франции во времена Луи Филиппа, описанной К. Марксом[28]. Конфликт на вершине между промышленной и финансовой буржуазией усугубляется ваучерной приватизацией и принимает чрезвычайно острые формы. Можно предположить, что лучшее объяснение трагических событий октября 1993 года можно найти здесь - в столкновении промышленных и финансовых элит.

Приватизация в денежной форме отражает попытку достижения компромисса между промышленниками и финансистами. Привлечение денежного капитала в производственный сектор играет на руку всей экономике и делает ее более конкурентоспособной. Сделки на рынках ценных бумаг перестают быть "вещью в себе" и становятся функциональным механизмом рыночной экономики, ориентированным на развитие производства. Именно это развитие может сделать выгодным для компаний, как хозяйствующих субъектов, выплату дивидендов "ваучерным" владельцам.

Концепция ваучерной приватизации

Приватизационный чек - это источник оплаты приватизации, документ на предъявителя, выданный государством, с помощью которого граждане Российской Федерации оплатили акции (паи) инвестиционных фондов.

Ваучерная приватизация - это фактическая приватизация имущества, принадлежащего государству.

Ваучерная приватизация в России проводилась с 1992 года по 1 июля 1994 года. Реформаторы экономической системы страны определили ее как первый шаг к передаче государственной собственности физическим лицам.

Результаты ваучерной приватизации в России

Всего за период ваучерной приватизации было продано более 16 тысяч государственных предприятий. К концу 1994 г. около 70% всей национальной промышленности находилось в частных руках в результате ваучерных операций. Значительная часть небольших объектов приватизации также перешла в частные руки. Это более 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе и др. В большинстве регионов мелкомасштабная приватизация была завершена к концу 1994 года. В то время на базе средних и крупных предприятий было создано около 20 тыс. акционерных обществ.

Трудовые коллективы получили несколько вариантов льгот от государства. Большая часть населения (около 75%) выбрала акции. Предполагалось, что эта форма собственности помогает избежать иностранного доминирования предприятий. Однако этот опцион не увенчался успехом, так как все акции были куплены менеджментом. Почти треть всех ваучеров была продана практически даром с помощью чековых инвестиционных фондов. 22 миллиона граждан занимались бизнесом с такими средствами. В результате ваучеры, которые были депонированы в инвестиционные фонды, не принесли никаких доходов, поскольку эти организации вскоре прекратили свою деятельность. В этой ситуации сотрудники становились владельцами акций лишь на короткое время.

Основным результатом ваучерной приватизации стал переход от модели командной экономики к модели рыночной. Государство утратило монополию в большинстве сфер национальной экономики. Весь процесс занял всего несколько лет. Ваучеры фактически разрушили существующую экономическую и социальную систему. А когда старые фундаменты были разрушены, экономического роста не было.

Результатом ваучерной приватизации стало большое количество частных собственников, большинство из которых не были ответственными и эффективными предпринимателями и не имели представления о специфике отрасли. Владельцы в первую очередь заботились о получении прибыли, а не о производстве и качестве услуг.

Большие надежды возлагались на денежную стадию приватизации, которая должна была восполнить недостатки и исправить ошибки, допущенные при выдаче и продаже ваучеров.

Основные этапы государственной программы приватизации

Программа приватизации была разделена на два этапа:

  • Сцена ваучеров;
  • Деньги.

На первом этапе ваучерной приватизации предполагалось, что в течение 3-4 лет большинство государственных предприятий будут преобразованы в акционерные общества и распределены между всеми гражданами России. Масштабы такой приватизации и ограниченность сроков были беспрецедентными в истории мировой экономики.

Правительство страны хотело придать программе приватизации статус "народной приватизации". Но все обернулось иначе, и общенациональный характер перераспределения государственных активов среди населения оказался обманом. Каждый гражданин России, в том числе новорожденный и пенсионер, получил приватизационный чек, дающий право на владение частью государственного имущества.

Стоимость ваучера составила 10 000 рублей. В то время эта сумма была в два раза меньше, чем у местных жигулей. Программа приватизации предусматривала, что с 1993 года население могло продавать ваучеры за наличные деньги или обменивать их на акции приватизированных предприятий. В результате либерализация цен и стремительная инфляция вскоре привели к такой девальвации ваучеров, что к концу 1993 года можно было купить всего 3-4 бутылки водки за 10 000 рублей.

Было предусмотрено несколько моделей приватизации. Основной была схема, по которой руководство и сотрудники компании объявили о создании закрытого акционерного общества. Акции этих компаний не были выставлены на рынок. Руководство компании фактически установило контроль над компанией и в большинстве случаев приобрело акции, которые были распределены между работниками. В результате, несмотря на то, что определенное количество акций приватизированных компаний было распределено среди большого количества мелких акционеров, количество реальных владельцев компании увеличилось лишь незначительно.

Таким образом, все российские граждане на какое-то время стали претендентами на право собственности, а затем выяснилось, что большинство из них не может получить доступ к прежней государственной собственности.

Следующий этап приватизации последовал сразу после завершения ваучерной приватизации и заключался в продаже крупных государственных активов за "живые деньги". Аукционы залогового обеспечения начались осенью 1995 года. Они работали по принципу передачи государством своего контрольного пакета акций высокорентабельных предприятий, таких как нефтяные компании, "Норильский никель" и т.д., крупным коммерческим банкам для временного приобретения. В обмен на акции государства банки должны кредитовать правительство для финансирования бюджетных расходов. В течение определенного периода времени правительство должно вернуть кредиты банковскому сектору. В случае невозврата кредитов, акции государства переходят к кредиторам. Таким образом, в связи с острой необходимостью пополнения бюджета многие предприятия государственного сектора перешли в руки нескольких бизнесменов, имеющих тесные связи с правительством.