Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Bodoni. История создания, современные тенденции использования

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: с момента создания и редизайна шрифта Bodoni в начале 20-ого века, он активно используется в современной рекламе, печатных продукциях и медиа индустрии. Необходимость выяснить нынешнее восприятие шрифта и множества производных начертаний, и общее сочетание Bodoni с другими классами шрифтов, которые широко применяются в цифровую эпоху, обуславливают актуальность данной работы.

Предмет исследования – шрифт Bodoni, история создания и развития.

Объектом исследования является особенность применения шрифта Bodoni в полиграфии.

Целью работы, стало рассмотрение истории создания и современные тенденции использования шрифта Bodoni.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. Изучить история основания шрифта Bodoni;
  2. Составить обзор современных шрифтов, созданных на основе Bodoni;
  3. Выявить особенность сочетания шрифта Bodoni;
  4. Описать использование шрифта Bodoni в печатной продукции и медиаиндустрии.

Методы исследования: В ходе написания работы были использованы следующие методы: анализ и обобщение специальной литературы, сравнение.

Теоретическая разработанность темы исследования: Уточнение теоретических аспектов можно найти в работах - Кравчук В. П., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Барышников Г.М.

Структура работы: включает в себя введение, две теоретические главы, заключение, глоссарий и список литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕЦНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШРИФТА BODONI

1.1. Биография Джамбаттиста Бодони

Шрифт Bodoni – одна из самых известных серий шрифтов с засечками, которая давно используется в кругах многих дизайнеров. Различные современные шрифты берут своё начало с Didot[1] и Bodoni, появившегося в конце 1700 – ых годов и в эпоху появления цифровых технологий в конце 1900-х годов.

Оригинальный дизайн был смелым, с контрастными штрихами и верхним регистром. Благодаря небрежным засечкам и геометрическому стилю, этот шрифт стал популряным практически во всех отраслях, связанных с набором текста. Но особенно хорошо он подходил для заголовков и логотипов.

Впервые этот шрифт был разработан Джамбаттистой Бодони в 1798 году и обычно его относят к переходному стилю. Джамбаттиста был итальянским типографом и издателем в Парме. Он родился 26 февраля 1740 года в предгорьях Котских Альп. Он был седьмым ребенком в семье и четвертым сыном Франческо Агостино Бодони и Паолы Маргариты Джолитти. Его отец и дедушкам были печатниками в Салуццо, и детскими игрушками будущего создателя шрифтов были, оставшиеся от дедушки, паунсоны и матрицы. Научился Джамбаттиста печатному делу, работая вместе с отцом. В 17 лет он решил отправиться в Рим на встречу славе и богатству в роли типографа. В 1758 году он покинул Салуццо.

Уже будучи в Риме, Бодони нашел себе работу в качестве помощника наборщика в типографии Сакра Конгрегация де Пропаганда Фиде (Конгрегация по евангелизации народов). Он развивался и процветал под тщательным надзором кардинала Джузеппе Спинелли, префекта Пропаганды Фиде, и Костантино Руджиери, руководителя типографии. Одной из его первых задач была сортировка и очистка пуансонов на различных языках, начиная от ближневосточных до азиатских. В результате, Джамбаттиста начал изучать иврит и арабский язык, а вскоре стал составителем прессы иностранных языков и начал печатать книги. Спинелли и Руджиери были настолько восхищены его работой над «Понтификалом Арабо-Копто», что позволили ему добавить свое имя и место рождения в последующие печатные издания.

рис. 1. Портрет Джамбаттиста Бодони

После восьми лет работы в типографии, навыки Бодони очень ценились, но он уже был готов переменам. Будучи очень опечален самоубийством Спинелли и Руджиери, он уехал из Рима в Англию, страну, которая под влиянием Баскервилля, стала лидером в области печатных инноваций. Но план Бодони пошел крахом: по пути на Север он заболел малярией и вернулся домой в Салуццо, чтобы выздороветь.

После полного выздоровления в Салуццо, Бодони снова решил поработать со своим отцом. Тем временем, молодой герцог Дон Фердинандо ди Борбоне и премьер-министр Гийом дю Тилло запланировали открыть королевскую типографию. Им нужен был кто-то талантливый и трудолюбивый, для того, чтобы запустить дело. Отец Паоло, библиотекарь из Пармы, познакомившийся с Бодони в Риме, выдвинул кандидатуру молодого человека на эту место. В феврале 1768 года Бодони покинул Салуццо и направился в Парму.

Он сразу приступил к работе. Дел было много и ему требовалась помощь. Он написал своим братьям с просьбой приехать к нему. Один из них оставался рядом с ним в типографии более 30 лет. Бодони приобрел все необходимое для полиграфического бизнеса высочайшего уровня: у него были новейшие прессы, качественная бумага, чернила, инструменты, а так же он заказал у Фурнье[2] шрифт. Он использовал его для ранних работ, но постепенно начал заменять своими собственными имитациями и разработками, развивая свой собственный стиль.

рис. 2 «Manuale Tipografico»

Его самой первой крупной публикацией в королевской типографии был экстравагантный том, посвященный празднованию свадьбы герцога Пармского с австрийской герцогиней Марией Амалией. Дальше он печатал совершенно различные публикации: объявления, приглашения, плакаты, и множество сонетов, написанных теми, кто хотел, чтобы их работы были опубликованы самим Бодони.

Многие города хотели заполучить Бодони к себе, многие хотели переманить его под покровительство к себе, уведя от герцога. Самым грозным из них был испанский посол в Риме – Хосе Николас де Асара[3]. Он чувствовал, что Бодони занимается совершенно бесполезной работой, которую не ценит герцог, и вместо всего этого он должен печатать великолепные классические издания. Бодони был ослеплен предложением переехать в Рим, но в 1791 году, герцог в полной мере осознал серьезность угрозы, и предложил Джамбаттиста свои личную типографию, где он мог бы печатать все, что пожелает.

Это предложение намного сильнее заинтересовало Бодони, ведь он не хотел покидать Парму, потому что он только - только женился (в возрасте 51 года) на местной женщине, на 18 лет младше его. Он жил в Парме до конца своих дней, занимаясь, как герцогскими изданиями, так и классическими изданиями для других покровителей.

После 1791 года, Бодони создал большую часть своих величайших произведений, а Наполеон был так восхищен даром Бодони, что сделал его кавалером ордена Воссоединения и дал пожизненную пенсию.

В 1802 году герцог Пармский внезапно и таинственно умирает, а его герцогиня сбегает в Прагу. Бодони жил работой и был аполитичен, поэтому для него не составило труда войти в режим с новой властью.

Его слава на тот момент, сопоставима со славой нынешней рок-звезды. Многие собирались на берегу реки Пармы, чтоб хотя бы одним глазком увидеть то, как он работает в своей студии. В 1805 году сам император Наполеон с императрицей Жозефиной приехали в город, чтобы понаблюдать за работой великого мастера. Но, к сожалению, именно в тот день Бодони был прикован к кровати с приступом подагры, которая мучала его до конца жизни.

Папа Пий VII был очень впечатлен копией «Oratio Dominica» Жана-Жозефа Марселя на 150 языках, когда посещал императора Наполеона в Париже, что вскоре, прибывая у Бодони, он бросил ему вызов превзойти достижения француза. И Бодони сделал это. В 1806 году он подарил папе «Oratio Dominica» на 155 языках.

Перед своей смертью, 30 ноября 1813 года, Бодони начал работу над серией классических французских произведений для своего нового покровителя Иоахима Мурата, зятя Наполеона. Издание «Theatre Complet de Jean Racine» было отдано в печать в день его смерти.

1.2. История проектирования шрифта Bodoni

Впервые этот шрифт бы разработан Джамбаттистой Бодони в 1798 году и его обычно считают «переходным» типом шрифта. Бодони создавал много различных работ, но именно этот шрифт появился под большим влиянием работы Джона Баскервиля, чей шрифт был выпущен намного раньше. Шрифт, с его высокого узнаваемым центрированным хвостом в «Q» и небольшим крючком в «J», был хорошо принят в типографиях, и его можно часто увидеть в самых различных публикациях с конца 1700-х годов.

рис. 3. Сравнение шрифтов Didot и Bodoni

Бодони восхищался работой Джона Баскервилля[4], и детально изучал проекты основателей французского шрифта Пьера Фурнье и Фирмена Дидо. В 1778 году вышло первое издание книги Бодони «Manuale tipografico», в котором были обширно представлены различные образцы его шрифтов. И по оформлению общему, и по шрифтам, оно было очень близко к подобному руководству Фурнье. Ближе к 1790-му году Бодони начал создавать свои первые крупные шрифты, которые были более геометричными по своей форме, чем шрифты Фурнье. В разработке он использовал те же принципы, которые в это же время очень сильно проявлялись в шрифтах Дидо. Выражалось это в яркой контрастности между основными и вспомогательными штрихами, а так же в статичности букв.

Хоть он и черпал свое вдохновение от этих дизайнеров, и прежде всего от Дидо, без сомнений, Бодони нашел свой собственный стиль для шрифтов, который заслуженно получил признание во всем мире среди печатников.

рис. 4. Сравнение Baskerville и Bodoni

Для нынешнего поколения Бодони больше известен, как название шрифта, но он был опытным и хорошим типографом, который управлял престижной типографией под патронажем герцога Пармского, а дизайн его шрифта демонстрировал не только талант Бодони в качестве дизайнера, а так же качество работы его команды в области литья металла, печати на бумаге, изготовленной в Парме. Опыт Фурнье и Баскервиля, показали, что в металле можно воссоздать любую форму. Зазубренные засечки и мелкие штрихи отражали высокое качество отливки, поскольку на некачественном печатном оборудовании зачески должны были быть большими, чтобы избежать их износа. Гладкая отделка его бумаги позволила сохранить все мелкие детали на поверхности. Бодони очень заботился о компоновке печати, и его композиции всегда оставались очень пластичными.

Если сложить количество всех интерпретаций шрифтов Bodoni начиная с 1907 года по 2000, то выйдет около 28 вариаций.

В 1909 году американские типографы выпустили вариант шрифта, разработанный Моррисом Фуллером, за которым последовали так же курсив и книжная версия в 1910 году, курсив и полужирный курсив в 1911, полужирная затемненная версия в 1912 году, и затемненные инициалы в 1914. За ними последовали последующие версии с 1915 по 1926 год, чтобы создать полное семейство из пятнадцати вариантов шрифтов для оригинального Bodoni.

В 1911 и 1930 появились две вариации курсива и в середине 1930 вышли еще две вариации жирного начертания шрифта. Примерно в то же время Роберт Вибкинг в Ладлоу разработал прямое и курсивное начертание. Вибкинг так же разрабатывал жирное начертание этого шрифта в 1930 году. Р. Хантер Миддлтон, так же Ладлоу, разрабатывал три вариации шрифта после десяти лет исследований, и они до сих пор являются наиболее удачными редизайнами оригинального шрифта Bodoni.

В 1929 году Чонсей Н. Гриффит создал начертание Bodoni – Poster Bodoni, который в последующие года и по сей день используют для различных постеров, как заглавный шрифт[5].

Другими компаниями, которые должны были предложить свои варианты шрифта были the Damon Type Foundry’s Bartlet, Haas Type Fondry, Amsterdam Type Foundry и Berthold и Bauer Type Foundry. В 1926 году Генрих Йост создал версию шрифта Bauer, пытаясь совместить прямое, заглавное, курсивное и жирное начертание. Сотрудничество Массимо Виньелли и Тома Карназа в конце 1980-х годов – отличный пример одной из сотен современных вариаций Bodoni. Он был разработан для лучшего сочетания с Helvetica, потому что Виньелли предпочитал пользоваться только этими двумя шрифтами.

В 1994 году группа американских ученых, после изучения оттисков и матриц Бодони в Парме, разработали для фирмы ITC новый цифровой вариант шрифта – ITC Bodoni, и именно он практически в точности повторяет подлинные рисунки Бодони.

В 1996 году Зузана Личко из американской фирмы Emigre создала вариант шрифта под названием Filosofia ( так назывался один из шрифтов Бодони). В нем было три начертания для текстового набора, три заголовочных шрифта Filosofia Grand.

рис. 5. Различные начертания Bodoni

В 2001 году Дмитрий Кирсанов разработал кирилличесую версию шрифта ITC BodoniSeventy-two (cм. рис). Но история кириллическихверсий шрифтов Бодони была хоть и многообразна, но не очень и счастлива. Ведущие западные производители шрифтов стали разрабатывать кириллические версии шрифтов только после Второй Мировой войны, в 60-х годах.

рис. 6. кириллизация шрифта Bodoni

Одним из первых, кириллическую версию Bodoni, создал француз Ладислас Мендель. После него подобные версии выпустили в Англии (Monotype) и в Германии (Berthold). Наиболее удачной, среди всех версий, получилась немецкая. Сейчас создано много версий, но ни одна не подходит полностью к своему латинскому оригиналу по красоте и изяществу. Существует так же несколько цифровых версий шрифта, в основном появившихся в конце 90-ых годов. Наиболее удачной можно признать гарнитуру от Double Alex Font Studio – Borjomi. Но это не совсем точный Bodoni, скорее, вариация на тему классической антиквы с декоративными начертаниями более поздних годов. В целом, можно сказать, что Bodoni до сих пор не получил ни одну кириллическую интерпретацию, которая бы соответствовала настоящему Bodoni[6].

ГЛАВА 2. ШРИФТ BODONI. ОСОБЕННОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. Использование шрифта Bodoni

В современной печати, одна из самых сложных задач для многих дизайнеров – эффективное, правильное и рациональное использование шрифта Bodoni. Хоть он и может выглядеть очень элегантно благодаря рациональному дизайну и мелким штрихам, известен его эффект, так называемого «ослепления» читателей – когда толстые вертикали привлекают внимание и заставляют его изо всех сил концентрироваться на других, гораздо более тонких мазках, позволяющих определить где какая буква. По этой причине использование правильного оптического размера шрифта было прописано, как особо важный пункт для достижения лучших профессиональных результатов в работе.

Стиль шрифта Bodoni – современный. Определяющим признаком этого стиля является увеличенные контраст тонких и толстых штрихов, а так же наклон к геометрической форме с более округлыми закругленными сторонами. Шрифт имеет классический и модный вид: классический из-за традиционных римских букв с засечками, а модный из-за геометрического контраста.

Одной из самых первых публикаций, где использовался относительно современный Bodoni, была «La Vita Nuova» Данте в 1925 году (см. рис. 5)

рис. 7. «La Vita Nuova» Данте

Хорошим и одним из самых известных примеров дизайнерских возможностей в области применения Bodoni является постер к фильму и пьесе «Мама Мия!» и постер к фильму «Черная Орхидея».

рис. 8. Постер к фильму «Mamma Mia!»

В 1950-м году ведущий дизайнер Музея современного искусства, Джек Дунбар, разработал обложку для издания «Что такое современный дизайн?», беря Bodoni, как заглавный шрифт (см. рис. 6)

рис. 9. Обложка издания от Музея Современного искусства

Bodoni очень известен в рекламной сфере за счет своего классического стиля. Guerlain, Elizabeth Arden, Giorgio Armani и самый известный «СК» для Calvin Klein (см. рис. 7)

рис. 10. Логотип Calvin Klein

В журналах этот шрифт считается иконой для Harper’s Bazzar (см. рис. 8) и архитектурного журнала Metropolis, где Bodoni используют, как заглавный шрифт. Кроме того, журнал ELLE сделал свой логотип на основе Bodoni.

рис. 11. Логотип журнала Harper’s Bazaar

Различные вариации Bodoni так же появлялись в других сферах средств массовой информации. Например на обложке третьего сингла для Бритни Спирс используется заглавное и курсивное начертание Bodoni, а так же логотип часа новостей с Джимом Лехом разработан на полужирном начертании шрифта.

Так же, уже очень много лет сеть отелей Hilton использует Bodoni для меню своих ресторанов. Но и, конечно же, логотип группы Nirvana (см. рис. 9). Это только некоторые самые известные представители тех, кто использует Bodoni в качестве фирменного шрифта, но этот список можно продолжать бесконечно.

рис. 12. Логотип группы NIRVANA

2.2. Особенности Bodoni и его сочетания с другими шрифтами

Bodoni имеет пять основных характеристик, по которым его можно идентифицировать. Первое – это небывалый контраст между его основными толстыми и вспомогательными тонкими штрихами. Второе – резкие засечки, которые в основном и создают некий элемент элегантности этого шрифта. Третье – вертикальная ось. Это придает шрифту ощущение некой математической точности. Четвертое – горизонтальное напряжение. А последним становится небольшая апертура. За счет этих характеристик, шрифт как – будто визуально вибрирует благодаря сильнейшему контрасту. Почему – то принято считать, что шрифты Бодони безжизненны и геометричны, но на самом деле подлинный рисунок мастера очень живой и гармоничный. Такое впечатление производит небольшая особенность шрифта: крошечное скругление засечек в местах их присоединений к основным штрихам. И эту особенность часто игнорируют в позднейших вариациях шрифта. Каплевидные элементы шрифта стремятся к окружности. Буквы M и W достаточно узкие, a R знаменита своей изогнутой ногой. У букв C, G, и S имеют острые вертикальные засечки. J упирается на основную линию шрифта, а у W центральное соединение диагоналей со сдвигом[7]. Курсивное начертание Bodoni так же соответствует форме, пропорциям и построению тому же прямому начертанию, и так элегантен и гармоничен.

Bodoni относится к антиквенным шрифтам, а как известно – одним из лучших сочетаний шрифтов являются антиквы + гротески. При правильном сочетании они выглядят очень выигрышно. Это не считается обязательным каноном, но вариант неплохой. Поэтому для такой пары к Bodoni отлично подходит Futura. Стремление к геометрической чистоте является связующим звеном двух совершенно непохожих друг на друга шрифтов.

рис. 13. Сочетание Bodoni и Futura

Так же можно создать интересное сочетание антиквы и скрипта, соединив в одну пару Bodoni и English 157. Оба шрифта очень элегантны, но сильно отличаются друг от друга, в итоге создавая очень интересное сочетание в паре.

рис. 14. Сочетание Bodoni и English 157

Bodoni в основном является заголовочным шрифтом, поэтому к нему в пару отлично подходит текстовая антиква Elizabeth. Но лучше всего не сочетать их в одном кегле, ведь эти шрифты очень похожи друг на друга, и получить контраст в такой паре можно лишь в диспропорции размеров. Так же можно поставить в пару к Bodoni – Standart Poster.

рис. 15. Сочетание Bodoni и Elizabeth

Bodoni может прекрасно сочетаться с Source Sans Pro. Ведь как и говорилось ранее, антиквы в сочетании с гротеском, выглядят очень гармонично. Сюда же можно отнести и Graphik, и Brandon Grotesque.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Bodoni относится к тем шрифтам, которые будут всегда в моде вне времени. Он элегантен, гармоничен и эстетичен своей контрастностью основных и дополнительных штрихов, а так же тонкими засечками, которые хорошо дополняют шрифтовой ряд. Нынешнее применение шрифта Bodoni помогает на несколько секунд перемещаться в прошлое при взгляде на него в рекламной продукции.

Подводя итог, хочется сказать, что вся проделанная работа помогла расширить познания об истории шрифта, его создателе и культуре того времени. Так же были получены знания об историческом применении шрифта в разные отрезки времени с момента его создания, и его особенностях, как оригинальной гарнитуры, так и редизайна. В ходе исследования были так же изучены принципы сочетания шрифтовых групп и деление их на классы: гротеск, антиквенные шрифты и акцидентные. Кроме того, теперь мы имеем представление о том, где лучше всего использовать данный шрифт.

Теперь мы умеем грамотно подбираться шрифты друг к другу, руководствуясь ранее изученными принципами, различать качественные шрифты от недоброкачественных, изучив отличительные шрифты Bodoni и других шрифтов при сравнении их с другими наборными шрифтами. Таким образом, проведенная работа не только расширила наш кругозор и помогла выяснить, почему же Bodoni актуален спустя столько времени, но и помогла обрести некоторые профессиональные навыки, которые обязательно пригодятся любому уважающему себя дизайнеру.

Bodoni – это уникальный шрифт. Он находится вне времени, и спокойно вливается в нашу повседневную жизнь. Многие бренды и журналы благодарны ему за свою элегантность и утонченность, так как ни один другой шрифт не был бы таким подходящим под идеалогии многих фирм.

ГЛОССАРИЙ

Антиква - класс типографских шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе.

Билборд – щит большого размера для размещения наружной рекламы, устанавливаемой вдоль трасс, улиц и других многолюдных местах.

Гарнитура – это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию и отсутствию засечек на концах линий.

Глиф – элемент письма, конкретное графическое представление графемы, иногда нескольких связанных графем – составной глиф, - или только части графемы, например – диакритический глиф.

Графема – минимальная единица письменной речи, соответствующая фонеме в устной речи.

Гротеск – штрих без засечек. Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году. Он применяется для привлечения внимания в рекламе и заголовках.

Засечка – короткий, обычно перпендикулярный штрих на конце буквы, с которого начинается и которым кончается основной штрих знака.

Издание - изданное произведение печати.

Контрастность – (в типографике) резкая противоположность одного штриха к другому.

Матрица – короб, который образует форму будущего изделия.

Начертание – (шрифта) графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры. Различается по плотности, по постановке, по насыщенности.

Основной штрих – это ствол буквы.

Постер – крупный художественный плакат для рекламных целей.

Пуансон – одна из основных деталей инструмента, используемого при маркировке, штамповки и прессовании материалов

Скрипт – рукописный шрифт.

Типография – предприятие, где производится набор и печать изданий.

Типографика – искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилам, посредством набора и верстки.

Шаблон – образец, по которому изготавливаются изделия, одинаковые по форме и размеру.

Шрифт – графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.

Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

Список литературы 

  1. Пресс-служба Роспечати. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL:
  2. http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html

(дата обращения 21.12.17 г.).

  1. Информационно-правовой портал «Гарант». Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165528/

(дата обращения 21.12.17 г)

  1. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Колосенцева А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2013 – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  5. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  6. Леонидова Г.Ф. Настольные издательские системы: практикум / Г.Ф. Леонидова; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии автоматизированной обработки информации. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 64 с. : ил. - Библиогр.: с. 58. - ISBN 978-5-8154-0332-1 ; То же [Электронный ресурс].
  7. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472669 (04.01.2018).
  8. Нестеренко В. Е. Рисунок головы человека: учебное пособие. Издательство: Вышэйшая школа, 2014. – То же [Электронный ресурс]. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  9. Осмоловская О.В., Мусатов А.А., Рисунок по представлению. Учебное пособие. / – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  10. Савинов А. М. Критерии оценки учебных рисунков у студентов дизайнеров / А. М. Савинов // European Social Science Journal. – 2014. – № 6. Т.1. – С. 178-181 
  11. Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М. Калиничева, М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с. – То же [Электронный ресурс]. – http://e-biblio.ru
  12. Черноруков Е. Графические средства изображения [Электронный ресурс] / Е. Черноруков. − режим доступа: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения: 17.03.2016) 
  13. Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: методические указания к занятиям по дисциплине «Пропедевтика» для студентов направления «Дизайн» / сост. А.В. Шаповал. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 26 с., ил. http://biblioclub.ru
  14. Джамбаттиста Бодони – шрифт и человек [Электронный ресурс] // https://www.publish.ru/articles/200005_4040298 (30.06.19)
  15. Bodoni. Overview. Bodoni History [Электронный ресурс]. - // https://www.fonts.com/font/linotype/bodoni/story (30.06.19)
  16. Дидо, Фирмер [Электронный ресурс] . – // URL http://ru.knowledgr.com/03185589/Didot(шрифт) (30.06.19)
  17. Фурнье, Пьер [Электронный ресурс] // URL: - https://ru.wikipedia.org/wiki/Фурнье,_Пьер_Симон (30.06.19)
  18. Асара, Хосе Николас Де [Электронный ресурс] // URL: -https://ru.wikipedia.org/wiki/Асара,_Хосе_Николас_де (30.06.19)
  19. Баскервилл, Джон [Электронный ресурс] // URL: - https://ru.wikipedia.org/wiki/Баскервилл,_Джон (30.06.19)
  20. Шрифт Bodoni [Электронный ресурс] // URL: - Natalydesigh.- http://natalydesign.ru/?p=2773 (30.06.19)
  21. Великие шрифты – истоки [Электронный ресурс] // URL: - https://studfiles.net/preview/3543264 (30.06.19)
  22. Великие шрифты. Bodoni [Электронный ресурс] // Paratype. – http://rus.paratype.ru/the-great-fonts-bodoni (30.06.19)
  23. Typeface History: Bodoni [Электронный ресурс] // URL: - https://medium.com/@jevans67/typeface-history-bodoni-f2ef2d285cfe (30.06.19)
  24. Bodoni: The History Of Being Awesome [Электронный ресурс] // URL: - https://ifoundmedinosaurs.wordpress.com/2011/11/25/bodoni-the-history-of/ (30.06.19)

ПРИЛОЖЕНИЕ

рис. 16

рис. 17

рис. 18

рис. 19

рис. 20

рис. 21

рис. 22

рис. 23

рис. 24

  1. Дидо [Электронный ресурс] // http://ru.knowledgr.com/03185589/Didot(шрифт) (11 июня 2019)

  2. Фурнье, Пьер [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Фурнье,_Пьер_Симон

    (11 июня 2019).

  3. Асара, Хосе Николас Де [ Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Асара,_Хосе_Николас_де (12 июня 2019)

  4. Баскервилл, Джон [Электронный ресурс] / https://ru.wikipedia.org/wiki/Баскервилл,_Джон

  5. Шрифт Bodoni [Электронный ресурс] // Natalydesigh.- http://natalydesign.ru/?p=2773

    (12 июня 2019)

  6. Великие шрифты – истоки [Электронный ресурс] // https://studfiles.net/preview/3543264

  7. Великие шрифты. Bodoni [Электронный ресурс] // Paratype. – http://rus.paratype.ru/the-great-fonts-bodoni (12 июня 2019)