Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества»

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы воспитания толерантности как социально значимого качества 6

1.1 Характеристика и содержание основных понятий межнационального общения 6

1.2. Средства, формы и методы воспитания толерантности 13

2. Педагогические условия воспитания толерантности 23

2.1. Аналитический обзор учебных программ по воспитанию 23

толерантности 23

2.1. Анализ практического опыта воспитания толерантности 31

Заключение 41

Список использованной литературы 43

Введение

Проблемы воспитания толерантности представляются весьма актуальными, поскольку из-за происходящих на постсоветском пространстве современных событий, многие учащиеся испытывают, зачастую необоснованное, неуважение к людям других национальностей.

Не секрет, что в школьных коллективах наблюдаются недоброжелательные высказывания о представителях других наций, их традициях и обычаях. Наблюдаются и неприязнь, и затаенная злоба иногда откровенная, иногда в скрытой форме, которая, несомненно, может найти выход в реальных негативных действиях по отношению к людям другой национальности, другого вероисповедания, другой культуры. Национальная кичливость зачастую приводит к конфликтным ситуациям.

В силу того, что межэтнические отношения являются чрезвычайно важным элементом социальной и политической обстановки практически в любом государстве, проблема воспитания толерантности требует серьёзного педагогического внимания.

Воспитание толерантности в школе чрезвычайно важно и в силу того, что обострение межнациональных взаимоотношений, характеризующиеся повышенной эмоциональностью, представляют серьёзную опасность именно для детей, ставя их в поле социально-психологического напряжения.

В данных условиях формирование именно эффективного общения школьников со сверстниками является социально значимым личностным качеством. Именно в общении у школьников вырабатываются коммуникативные навыки и умения, формируются знания об окружающем мире и о собственном «Я». Толерантность, в свою очередь, предполагает уважительное отношение человека к людям различных наций, их культуре, истории и, безусловно, национальному достоинству.

Следует отметить, что проблемы воспитания толерантности достаточно широко освящены не только в социологической и политологической литературе, но и в педагогических теоретических исследованиях. Среди обширного круга трудов по проблемам этнопедагогики и, этнопсихологии, вопросам этнокультурного и интернационального воспитания можно отметить работы педагогов-теоретиков Р.Т. Гарданова, Г.Н. Волкова, А.И. Доронченкова, О.Д. Мукаевой, B.C. Мухиной, Э.А. Саракуева и других.

Проблемы воспитания толерантности межнациональных отношений и межнационального общения в рамках школьного образования достаточно подробно освящены в исследованиях В.Х. Абэляна, Т.Н. Бартеневой, З.Т. Гасанова, И.А. Дадова, И.В. Жуковского и других.

По мнению специалистов, толерантность как социально значимое качество, безусловно, зависит от уровня сформированности умения соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. В силу чего в исследованиях, связанных с формированием культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе, учеными выдвигаются ряд целей задач педагогического воздействия. В частности, такие как: ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, воспитание уважения к людям разных национальностей, бережное отношение к социальным ценностям и веротерпимость к религиозным чувствам людей различных национальностей; формирование непримиримого отношения к проявлениям расизма и национализма, воспитание в духе людей.

Однако, в научно-методической педагогической литературе не в полной мере рассматриваются практические аспекты конкретных мероприятий по воспитанию толерантности как социально значимого качества. Поэтому этот аспект воспитательной работы нуждается в более глубоком изучении.

По мнению специалистов, проблема воспитания толерантности в практической работе в образовании остаётся всё еще мало разработанной.

Объект исследования - проблемы воспитания толерантности как личностного качества.

Предмет исследования - процесс воспитания толерантности в современной школе.

Цель работы - выявить педагогические условия воспитания толерантности как социально значимого качества.

  • изучить теоретические основы воспитания толерантности как социально значимого качества;
  • охарактеризовать содержание основных понятий толерантности;
  • рассмотреть средства, формы и методы воспитания толерантности
  • выявить педагогические условия воспитания толерантности;
  • проанализировать учебные программы по воспитанию толерантности;
  • изучить практический опыт воспитания толерантности.

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме воспитания толерантности. Изучение и анализ программ и практического опыта воспитания толерантности.

1. Теоретические основы воспитания толерантности как социально значимого качества

1.1 Характеристика и содержание основных понятий межнационального общения

Приступая к краткому обзору теоретических аспектов воспитания толерантности, представляется необходимым, прежде всего, кратко охарактеризовать основные понятия.

По сути, медицинский термин «толерантность», в последние годы получил весьма широкое распространение в психологии, социологии, политологии и других общественных науках.

В данном значении под толерантностью принято понимать «терпимость, спокойное отношение к самым различным вариантам мировоззрения, внешнего облика и поведения других людей. Даже, если самому индивиду эти специфические особенности несвойственны»[1].

Ряд авторов, в частности С. Г. Кулагина и соавторы рассматривают толерантность как «особую личностную черту, которая может быть сформирована в большей или меньшей степени соответствующим педагогическим воздействием»[2].

В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супруноваи другие считают, что понятие «национальная толерантность» может быть определено как неотъемлемый элемент структуры менталитета той или иной народности, специфическая черта именно национального характера, ориентирующаяся на терпимость в межнациональных отношениях[3].

Вышеприведённые определения показывают, что понятие межнациональной толерантности предполагает оптимальное видение перспективы межнациональных отношений, проявляясь в оптимальном проектировании межнациональных взаимодействий. Соответственно культура межнационального общения предполагает наличие, прежде всего, психологической предрасположенности человека к восприятию особенностей и традиций других наций, даже если они непонятны и вызывают отторжение.

Говоря о толерантности, необходимо кратко охарактеризовать понятие культуры межнационального общения.

А.И. Кравченко определяет культуру межнационального общения как частный случай проявления культуры как общественно-исторического феномена, который относится к числу фундаментальных не только в культурологии, но и в философии, социологии, политологии и т.д.[4]

Существует множество определений понятия «культура», приведём определение, предложенное в культурологическом словаре – справочнике: «Культура, есть прежде всего акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой»[5].

Все составляющие общей культуры прямо или опосредованно сказываются на культуре как межличностных, так и межнациональных отношений как морально-этической форме проявления внутренней общей культуры.

Народ как субъект культуры ряд авторов определяет как исторически сложившуюся качественную характеристику общности людей, которые неформализованно, но реально объединены, материальным, социальным и духовным творчеством, находясь в постоянном динамичном развитии могут быть определены как «движетель обновлениия и совершенствования общественного богатства»[6].

По мнению специалистов, ценными представляются именно те толкования культуры межнационального общения, которые содержат идею национальной толерантности[7].

Культура межнационального общения должна содержать, прежде всего, такие элементы, как тактичное отношение к национальным различиям, и этику межнационального поведения. Что, в свою очередь, предполагает формирование у человека с раннего детства чувства единой семьи народов его страны, осознания общности исторических судеб всех народов.

Ряд практикующих педагогов, в частности З.О. Кекеева, в контексте воспитания толерантности в рамках воспитательной работы в школе значительную ценность представляют знания о происхождении народов, с которые населяют страну, в особенности с теми, кто живет рядом, изучение своеобразия традиций, быта, этикета, обрядов и т.д.[8]

Однако, вся история межнационального общения и взаимодействия показывает, что путь к взаимопониманию лежит не только через знания, но и через чувства. То есть стремление не только узнать, но и увидеть, почувствовать прекрасное в национальном своеобразии.

Так, генеральный секретарь Международной ассоциации по межкультурному образованию, Питер Бателаан утверждает: «Культурное этническое, социальное разнообразие представляет собой явление, создающее проблемы для людей, поскольку их не учили, целенаправленно и планомерно, воспринимать и ценить разнообразие»[9].

Особо следует подчеркнуть, что в подходе к своеобразию культуры различных народов особое внимание должно быть уделено снятию таких негативных тенденций, как предвзятость, стремление характеризовать нравы других народов с позиции своих собственных, расценивая их, чаще всего, как «плохие», «странные», «нелепые» и т.д. Чрезвычайно важно воспитывать в учащихся желание вникнуть в социальный смысл тех или иных традиций, обычаев, нравов.

По мнению специалистов, в частности Г.Н. Волкова и соавторов, межкультурное образование и воспитание должно быть ориентировано именно на универсальные права человека, признание равноценности абсолютно всех без исключения людей. При этом достоинство человека должно рассматриваться как неприкосновенное[10].

В работа философов и психологов по межнациональным отношениям Ш. Исмаилова, Н. Махмадова, М. Джунусова, Г.Чавчавадзе и других особо подчёркивается, что в основу межкультурного образования должен быть заложен императив И. Канта: «каждый человек должен общаться со своими соседями, невзирая на их происхождение и цвет кожи так, какое поведение он ожидает от них по отношению к себе»[11].

Следует отметить, что специалисты по проблемам межкультурного образования, в частности И. Хайс, особое внимание обращают на тот факт, что межкультурное образование не является «педагогикой сочувствия», поскольку милосердие, сочувствие, жалость к представителям других национальностей, иной культуры, по сути, является формой утонченной дискриминации. Практически любые, за исключением экстремистских, отличия в действиях и мыслях других людей имеют «свою собственную ценность и право быть понятым в своих собственных определениях»[12].

Соответственно воспитание толерантности должно быть направлено на то, чтобы «единство в многообразии культур» стало одной из важнейших образовательных ценностей.

В контексте рассматриваемых в данной работе вопросов следует кратко остановиться на понятии этноидентичности, являющейся важнейшим механизмом адаптации и интеграции ребенка как в культуру большинства, так и сохранения тесной связи с родной культурой. Поскольку данный процесс способствует взаимному обогащению культур, становлению культурных ценностей.

По мнению социологов и педагогов, в основе причин нетерпимого отношения детей к культурным отличиям лежат незнание других культур, порождающие недостаточную уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, страх, дискомфорт и т.д. Поэтому любой межкультурный конфликт школьников необходимо анализировать, находить причины конфликта, стремиться к снятию культурных стереотипов.

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены как возрастом, так и социальными условиями развития. Так, З.Т. Гасанов отмечает, что «до 6 лет дети имеют довольно размытое представление о своей национальности, но в то же время у ребенка уже в 4 года начинает формироваться отношение к человеку другой национальности»[13].

По данным Ф. Уэссти, дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно[14].

К. Мок полагает, что поликультурность для детей младшего дошкольного возраста должна быть частью всего раннего возрастного обучения. Поскольку установлено, что «уже к 4 годам вырабатывается первоначальное представление о расовой принадлежности и о причинно-следственной связи национальности с положением в обществе»[15]. Однако, если дети находятся в ситуации этнической напряженности, они становятся весьма чувствительными к усвоению негативных национальных стереотипов.

Е.М. Корниенко утверждает, что педагогический опыт большинства многонациональных стран показывает, исключительную важность принятия концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы обучения и воспитания[16].

Как известно в детском сознании способность к критическому осмыслению явлений и событий еще не сформирована. Невмешательство в формирование культуры межнационального общения детей дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста приводит к формированию негативных национальных стереотипов.

Мировой опыт межкультурного образования показывает особую ценность формирования культуры межнационального общения именно в школьном возрасте. Что обусловлено высокой сензитивностью школьников, в особенности младших школьников к развитию межкультурной компетентности и формированию позитивных установок в межкультурном общении.

Однако специалистыотмечают, что мультикультурность современного общества не отражается ни в содержании детских книг, ни в и школьных учебниках. В частности З. С. Алчанова полагает, что «дети больше знают о культурах других стран, чем о культуре соседей – этносов»[17].

Н.М. Воскресенская пишет: «Не секрет, что зачастую мировая и отечественная история на уроках преподносится с точки зрения культуры большинства, игнорирования в учебном процессе культурных, религиозных, социальных и даже половых различий в познании. Данное обстоятельство содержит существенную опасность для становления личности ребёнка. Поскольку для детей чрезвычайно важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе»[18].

Г. Люсиер и С. Чайклина особо подчёркивают, что «признание и уважение национальной специфики ребёнка положительно сказывается как на социализации ребенка в группе сверстников в целом, так и на успешности обучения»[19].

В ситуации навязывания государственной идеологии и мировоззрения большинства, в детском школьном коллективе может сложиться атмосфера скрытой вражды. Поэтому, считает Г.Н. Волков, педагогическая коррекция и поддержка детей в межнациональном общении чрезвычайно важна.[20].

Г.Л Батурина и соавторы полагают важным тот факт, что в истории Российского государства различные народности играли существенную роль. Что свидетельствует об эффективности созидательного потенциала многонациональной страны. При условии сохранении достоинства и самобытности каждой народности, что, безусловно, предполагает высокий уровень толерантности[21].

Именно общие цели межкультурного образования и воспитания толерантности развивают способность к диалогу, эффективному разрешению конфликтов. Только преодоление этноцентрической фиксации, стремление к толерантности и признанию равенства для всех, способствует ответственному, сознательному социальному поведению.

Таким образом, толерантность является социально значимым личностным качеством, характеризующим общий уровень воспитанности человека. Толерантность предусматривает отсутствие культурных, сословных, корпоративных и этнических предубеждений и предрассудков. Что предполагает умение учитывать национальную специфику, готовность общаться с представителями разных культур, способность проявлять терпимость и деликатность практически в любых ситуациях.

1.2. Средства, формы и методы воспитания толерантности

Как уже было отмечено выше, воспитание толерантности в принципе всегда было важно, но в последние годы приобрело особую значимость, поскольку наблюдается возрастающая дискриминация личности, расизма, экстремизма, насилия и нетерпимости.

Понятие «воспитание» связано с «формированием», «становлением», «социализацией» и в то же время отличается от них.

По определению данному в педагогической энциклопедии: «Воспитанием является - целенаправленней процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом»[22].

Под социализацией принято понимать процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которых человек усваивая социальный опыт, избирательно вносит в свою собственную систему поведения такие правила и нормы поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе[23].

Как известно, в течение жизни человека на него влияют различные события, отношения и т.д. Поэтому в психологии, педагогике и дидактике введено понятие «формирование», отражающее непрерывность и бесконечность изменения личности под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов[24].

Под формированием личности принято понимать процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

Т.Г. Васильева ссылаясь на большинство специалистов, утверждает, что воспитание, как общей культуры, так и толерантности школьников возможно только в коллективе и через коллектив. Причём, начинается данный процесс с первых уроков первого класса[25].

Н.М. Воскресенская также считает, что уже в начальной школе необходимо прививать школьникам умение совместно и дружно учиться, играть и трудиться, проявлять друг к другу, сочувствие оказывать помощь, чувствовать ответственность за участие в общем деле и т.д.[26]

Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества — тактичность, доброжелательность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию. Эти качества необходимы для того, чтобы школьник научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.

Уже у младших школьников в рамках воспитательной необходимо формировать навыки вежливого обращения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно важно, чтобы воздействия педагога и родителей на были едиными, последовательными и постоянными. Важен наглядный пример, показ и пояснение действий, способов поведения.

И.Я. Левяш в лекциях по культурологии неоднократно обращается к тезису о необходимости именно в младшем школьном возрасте воспитывать навыки общей культуры, культуры общения, в том числе и культуры межнационального общения школьников постепенно переходят в привычку, становясь естественной потребностью[27].

Именно поэтому повседневное общение с детьми должно строиться на основе доброжелательности, вызывающей у школьников ответную доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и вежливость. Это выражается в четкой организации уклада жизни класса, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке.

Наряду с показом образцов поведения школьников в различных ситуациях, педагогу необходимо разработать программу целенаправленного и планомерного формирования культуры межнационального общения.

Ряд исследователей предлагают самые различные пути решения проблемы формирования культуры межнационального общения школьников.

В. П. Комаров, например, выделяет шесть основных принципов формирования культуры межнационального общения[28].

Важнейшим принципом формирования культуры межнационального общения педагог считает направленность всего учебно-воспитательного процесса на повышение уровня культуры межнационального общения

Формирование культуры межнационального общения как интегративного качества учеников, по мнению Б. З.Вульфов, должно содержать три основных уровня: познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий[29].

З.П. Родионовой представляется безусловным всесторонний и постоянный учет национально-культурного фактора во всех сферах деятельности школьников, таких как учебная, производственная, социокультурная и т.д.[30]

Хотелось бы особо подчеркнуть, что в воспитании культуры межнационального общения учащихся первостепенное значение имеет пример педагога. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего к детям, - важный действенный пример для подражания.

Однако, одним личным примером, по мнению А.И. Кравченко всех проблем не решить, поскольку процесс культуры межнационального общения школьников очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов и приемов[31].

В практической деятельности педагогов школы необходимо учитывать особенности данного учебного заведения и формировать стремление учащегося быть активным субъектом целостного воспитательного процесса.

В педагогической деятельности важна преемственность в системно-функциональном построении учебного и воспитательного процесса, четкая логика его планирования.

По мнению специалистов, в практической деятельности по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе исключительно важен индивидуальный и дифференциальный подход к воспитанию учащихся разных национальностей, а также учет особенностей микро- и макросреды.

Так, например П. В. Степанов, указывает, что для развития культуры межнационального общения у школьников необходимо, прежде всего, ознакомление с самыми разнообразными культурами, а также изучение специфических особенностей культур, традиций, быта, обрядов и т.д.[32].

По мнению П. В. Степанова особенно важна работа педагога не только над расширением и углублением знаний учащихся о других культурах, но чрезвычайно важно в педагогической деятельности работа над проблемами отношения школьников к другим культурам вообще.

Как отмечает Р.И. Кадиева, исключительно важным фактором формирования культуры межнационального общения, являются встречи ученика с иными культурами в специально педагогически организованной для этого среде, ценной и привлекательной для него[33].

В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова и др. утверждают, что эффективности процесса формирования культуры межнационального общения школьников способствует именно педагогическая среда школы, содержащая гуманистическую воспитательную систему. Открытость внешней социокультурной среде, направленность на освоение этой среды, с различными вариантами общения и деятельности, ценностными ориентирами, задающими отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога[34].

Г. В. Палаткина полагает, что формирование культуры межнационального общения следует начинать с раскрытия понятия «быть отличным от…» Необходимо именно так строить педагогический процесс, чтобы при реализации групповой или самостоятельной деятельности школьники могли увидеть все разнообразие существующего мира. Весьма важно воспитывать способность принимать многогранность окружающего мира, не бояться быть отличными от других[35].

З.Т. Гасанов полагает, что весьма важно знакомство с культурой, именно через познание мира различных народов, который весьма ярко и достаточно полно раскрывается в сказках, эпосе, пословицах и поговорках. Именно знакомство с культурным, литературным наследием того или иного народа способствует сближению, основанному на терпимости. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают жизнь полнее и интереснее, а собственный мир богаче[36].

В методических рекомендациях практикующих педагогов особо подчёркивается, что организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения толерантности по отношению к людям различных этнической принадлежности и вероисповеданий.

Так, например, З.С. Алчанова, считает, что на формирование нравственных качеств школьника эффективно весьма влияет фольклор[37]. В фольклоре национальное своеобразие выражается через национальные сословно-психологические типажи сказочных героев. Педагог на примере сказок народа, продемонстрировала как жанры устного творчества развивают способность выделять существенные признаки связи и отношения, знакомых детям явлений.

Н.М. Воскресенская также полагает, что в учебно-воспитательной работе современной школы весьма эффективным является широкое использование воспитательного потенциала народной афористики, которая характеризуется нацеленностью на добро, бесконфликтность, уступчивость, устремленностью к духовности[38].

Данный вывод сделан педагогом на основании анализа обширного числа различных фольклорных произведений (сказочных, песенных, эпических и малых форм), который показывает главенствующее содержание добра и любви в фольклорном наследии народов. Фольклорные тексты, по мнению практикующего педагога, позволяют формировать чувства дружбы, расположения, сострадания, уважения, благодарности.

Л. Мунирова, в свою очередь, полагает, что организация на уроках является позитивным взаимодействием представителям этнокультурных групп. Школьники, принадлежащие разным этническим группам, непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом щедро оделяя личным, индивидуальным вниманием каждого ребенка[39].

Практика организации сотрудничества в учебном процессе показывает, что общение учащихся способствует изменению характера взаимоотношений между учащимися: прибавляется теплота, исчезает безразличие, резко возрастает сплоченность класса; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Ученики относятся к другим и себе с большим уважением; в то же время растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует[40].

По мнению специалистов, чем содержательней и разнообразней разъяснительная работа, тем большее влияние она оказывает на детей. Поэтому в практической деятельности по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы могут быть использованы самые разнообразные методы[41].

Это и активно используемые в практике обучения и воспитания беседа, рассказ и пересказ, доклад, чтение, изложение, сочинение и т.д. Эффективны и такие активные методы обучения, как обсуждение литературных произведений, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, проведение уроков-КВН, уроков-путешествий, уроков-фестивалей национальных культур и т.д.

З.П. Родионова полагает, что во внеклассной работе для школьников интересны различные викторины, инсценировки, аукционы, организация национальных гостиных, с приглашением представителей разных национальностей и многое другое[42].

Поскольку речь в данной работе идёт о формировании, какого качества как общение учащихся, кратко остановимся на методах, способствующих формированию эффективного общения.

Как уже было отмечено выше, в ситуации навязывания государственной идеологии и мировоззрения большинства, в детском школьном коллективе может сложиться атмосфера скрытой вражды. «Поэтому, - считает Г.Н. Волков, - педагогическая коррекция и поддержка детей в процессе межнационального общения чрезвычайно важна. И требует самых разнообразных средств, методов форм педагогической деятельности. Поскольку каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос»[43].

Анализ теоретических исследований и практической деятельности психологов и педагогов позволяет констатировать, что взаимосвязь речи и мышления аналогична взаимосвязи цивилизации и культуры.

С.Г. Кулагина утверждает, что использование многогранности диалога в истории культуры свидетельствует о приоритетной значимости диалогического взаимодействия. Анализ философской и психолого-педагогической литературы показывает, что мышление человека находит свое отражение в сущностных характеристиках западного и восточного типов цивилизаций, которые в культурологической литературе принято считать противоположными[44].

Однако, в данной работе речь идёт о межнациональном общении. Некоторые национальности сложно определённо отнести к восточному или западному типу, как по геополитическому положению, так и по менталитету мышления.

Б.С. Тулеткова особо подчёркивает, что отношения между народами формировались на протяжении многих веков и являются достаточно стабильными. Однако, специалисты отмечают примеры предвзятости, отсутствия толерантности, настороженности в межнациональном восприятии, недостаточное знание культуры друг друга, приводящие к весьма нежелательным психологическим ситуациям[45].

Поэтому в формировании культуры межнационального общения предпочтительными, по мнению специалистов, весьма эффективны методы и формы работы, развивающие положительную мотивацию к участию в общении, направленные на формирование и развитие способности к восприятию множественности истин, пониманию необходимости согласования общественных и личных интересов[46].

Большинство методистов, в частности В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супруноваи др. к таким формам обучения и воспитания можно отнести ролевые и организационно-деятельностные игры, имитационно-моделированные формы обучения и воспитания, проектные разработки, помогающие обобщить опыт по исследуемой проблеме, сформировать собственные убеждения[47].

Эффективными в формировании культуры межнационального общения, в особенности в средних и старших классах, представляются диспуты и дискуссии, способствующие умения аргументировать свою точку зрения, принимать решения, слышать оппонента.

Искоренению стереотипности мышления и предубежденности, отчуждения и неприязни, по мнению В.С. Кукушина и Л.Д. Столяренко может способствовать эвристическая (открывающая) беседа, поскольку эвристический диалог позволяет обеспечить развитие когнитивных, деятельностных, креативных качеств учащихся. Кроме того, эвристический диалог или беседа способствуют усилению эмоционально-ценностного отношения к обсуждаемой проблеме и мотивации к изучению данной проблемы, формированию нравственности учащихся[48].

Формирование общекультурной компетенции основано на развитии способности учащихся задавать вопросы, чтобы узнать что-либо новое, сформировать собственное мнение, но при этом услышать оппонента. В этой связи, как считают Б.З.Вульфов, В.Д. Иванов и др., метод эвристического диалога имеет ярко выраженную нравственно-формирующую функцию[49].

Галина Батурина, Калерия Лисова, Галина Суворова полагают, что в контексте формирования культуры общения весьма эффективными представляются проектные методики, позволяющие реализовать принципы таких методов как проблемное и деятельностное обучение, что, в свою очередь, помогает сформировать весьма важные компетенции учащихся в сфере общения[50]. Поскольку данная педагогическая технология развивает умение общаться, формируя навыки самопрезентации, что, в свою очередь, способствует социализацию личности школьника.

Т.Г. Васильева считает, что метод проектов формирует и развивает такие важные для общения качества, как сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, стимулирование самоактуализации и самореализации учащихся, ориентацию на практический, социально-значимый результат[51].

Таким образом, анализируя исследования различных авторов, можно сделать вывод, что в работе по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе педагоги могут использовать самые разные формы и методы работы.

Каждый из методов, форм и видов работы имеет свои особенности, но может быть весьма эффективным в формировании культуры межнационального общения.

2. Педагогические условия воспитания толерантности

2.1. Аналитический обзор учебных программ по воспитанию

толерантности

В процессе изучения программ по воспитанию толерантности как социально значимого личностного качества рассмотрены программы различных учебных заведений. Что позволяет констатировать, что большинство программ при наличии индивидуальных различий имеют ряд общих принципиально важных черт.

Так, Г.Л. Батурина, характеризуя программы, направленные на воспитание толерантности, отмечает, что практически все программы составлены в соответствии с национальной доктриной утверждающей приоритет воспитания, приверженного общечеловеческим ценностям, человека культуры, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других национальностей, стремящегося к взаимопониманию с людьми различных культурных и религиозных традиций, готового и способного осуществлять межличностное и межкультурное общение[52].

По мнению ряда специалистов, в частности В.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др., проблема воспитания толерантности в практической работе в образовании остаётся всё еще мало разработанной.[53]

В.С. Кукушин, приводя примеры программ практикующих педагогов, особо подчёркивает, что в современном мире образование и воспитание должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, языка, религии, цвета кожи[54].

Г.Н. Волков, также подчёркивает равные права учащихся в рамках воспитательного процесса в школе. Педагог пишет: «в рамках воспитательной работы особое внимание следует обратить на искоренение дискриминации учащихся по политическим и иным убеждениям, по социальному или национальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам»[55].

В тоже время специалисты отмечают необходимость должным образом учитывать важность культурного наследия, традиций, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа[56].

Осуществление идей миротворческого воспитания ни в коем случае не должно быть насильственным, необходим индивидуальный подход к каждому школьнику. Формирование культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе должно быть целенаправленным и планомерным.

Так, например, Е.М. Корниенко, автор программы «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса», в обоснование актуальности данной программы отмечает не только сложность, но и длительность процесса формирования межэтнической толерантности[57].

Именно поэтому автор программы считает процесс, охватывающий все время обучения в школе. То есть, воспитательная работа по формированию межнационального общения, по мнению автора, должна начинаться уже в младших классах, поскольку именно в этом возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности.

Программа, рассчитанная на реализацию с сентября 2016 года по сентябрь 2019 года, направлена на формирование уважения к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

З.Т. Гасанов, автор программы по формированию толерантности в условиях многонациональной школы, особое внимание обращает на тот факт, что культура межнационального общения зависит от общего уровня учащихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Автор программы считает, что необходимо стимулировать желание познавать разные культуры; научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты[58].

А. Н. Джуринский, аргументируя актуальность предлагаемой программы, утверждает, что в современном образовании практически отсутствуют методики для формирования культуры межнациональных отношений в рамках школьного образования.

Автор полагает, что проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства интеллектуального и физического, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе[59].

Т.Г. Васильева, автор программы по формированию культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета, важным аспектом считает этику общения[60]. По мнению автора, именно этика общения является неотъемлемым компонентом культуры общения детей школьного возраста. Поскольку в основе этики заложены выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление доброжелательности, приветливости, внимательности, учтивости. Соответственно, по мнению автора, роль школы как социокультурной среды, заключается в обеспечении воспитания высоконравственной, свободной и толерантной и личности с позитивной национальной идентичностью[61].

Поскольку, как считает З.Т. Гасанов, «назначение практически любой программы по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе - указывать приоритеты воспитательной работы с многонациональными классами»[62], представляется важным рассмотреть главные направления данных программ.

К основным направлениям можно отнести:

  • познание и принятие себя (толерантность к себе), принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;
  • понимание мультикультурного пространства и формирование толерантности к представителям народов и народностей;
  • определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого);
  • постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

Деятельность по данным направлениям должна быть организованна последовательно.

Г.Н. Волков особо подчёркивает, что подобный подход не означает, что в процессе воспитательной работы учитель или классный руководитель не обращается к тому или иному направлению или не затрагивает темы и разделы, изучаемые ранее[63].

Умения и навыки должны постоянно пополняться, усовершенствоваться с каждым новым направлением.

По мнению автора программы по формированию межнационального общения Е.М. Корниенко в образовании со смешанным национальным составом формирование культуры межнационального общения будет эффективным при соблюдении ряда условий.

Если:

  • выявлены инвариантные и вариативные компоненты традиционных культур, функционирующих в процессе формирования культуры межнационального общения;
  • представлена конкретная целевая установка образовательных учреждений на формирование национального самосознания подростков;
  • четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании;
  • методически обеспечены пути содержания педагогического руководства процессом воспитания у школьников культуры межнационального общения[64].

Т.Г. Васильева полагает, что культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента:

  • познавательный (когнитивный, интеллектуальный, рациональный), направленный на обогащение школьников знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
  • эмоциональный или эмоционально-психологический компонент направлен на развитие эмоционально-психологических характеристик;
  • поведенческий или деятельный, волевой компонент должен способствовать формированию сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения[65].

Р.Б. Абсаттаров, обосновывая необходимость разработки специализированных программ воспитания культуры межнационального общения, утверждает, что данные программы жизненно необходимы в силу того, что население и России и Казахстана по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими. В силу чего, «необходимо включить в учебный план образовательных учреждений программу, которая поможет восполнить этот пробел и это поможет избежать ошибок, способствовать развитию дружбы народов»[66].

Цель, предлагаемой автором, программы – подбор и внедрение в образовательную, воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений[67].

Особое внимание автор программы обращает на необходимость гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в учебно-воспитательных учреждениях.

В контексте формирования гуманистических этнокультурных связей, по мнению автора целесообразно вовлекать школьников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности[68] такие, как:

  • организация олимпиад, выставок по национальной культуре, спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм;
  • проведение национальных праздников, вечеров, посвященных памятным датам исторического значения, юбилеям выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;
  • проведение фольклорных концертов с исполнением национальных песен и танцев;
  • организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд и др.

Встреча с другой культурой может проводиться в игровом пространстве. Продуктивными могут стать игры «Право быть не такими, как все», «Путешествие в мир религий», «Презентация субкультур»[69].

Г.Л. Батурина и соавторы особо подчёркивают, что приобщение детей к своей национальной культуре в полиэтнических образовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад - общеобразовательная школа» (гимназия, лицей, колледж), школа выходного дня (воскресная)[70].

А.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. также считают, что раннее включение детей в родную среду, усвоение материнского языка способствуют осознанию ребенком себя как «части своего этносоциума», приобщению к его традиционной национальной культуре[71].

З.Т. Гасанов чрезвычайно важным считает тот факт, что первоначальная ориентация ребенка на национальную культуру во многом зависит от семейного воспитания, его направленности, духовного мира окружающих близких. Поэтому привлечение родителей к проблеме возрождения родного языка и этнической культуры в условиях полиэтнической школы является обязательным[72].

При иноязычном окружении желательно, чтобы родители не только принимали активное участие в приобщении детей к родному языку в процессе общения на бытовом уровне, но и привили интерес к нему и традициям посредством чтения фольклорных произведений[73].

Толерантность предполагает знакомство с национальными семьями, их обычаями и традициями. Ребята изучают праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

М.А. Давыдова полагает, что организовать знакомство школьников с повседневным бытом людей иных культур можно и заочно с помощью литературы о других культурах, знакомящей с их ценностными приоритетами[74]. Такую возможность дают школьные музеи, в которых можно отразить семейный уклад; жилище; интерьер жилища; декоративные украшения традиционного дома; народное творчество в интерьере дома; занятия и ремесла; детские народные игры; народные музыкальные инструменты; традиции и обычаи[75].

Для достижения гармонии в развитии национального в личностных качествах учащихся важно опираться на следующую закономерность: чем больше учащиеся знают об истории, культуре, выдающихся деятелях того или иного народа, тем меньше вероятности, что у них появится негативное отношение к людям данной национальности. Особо необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся, не принадлежащие к народам, традиционно проживавшим в данной местности, хорошо знали историю и культуру коренных для данной республики или региона народов, их этнографию, выдающихся деятелей[76].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что работа по формированию культуры межнационального общения может быть эффективной только при создании обстановки, исключающей особое отношение к учащимся той или иной национальности, в школе в целом и в каждом классе.

Деление школьников по любым национальным признакам может привести к обострению национального сознания и чувств. Соответственно, практически вся учебно-воспитательная работа должна быть пронизана духом дружбы народов.

Необходимым условием эффективности формирования межнационального общения в учебных заведениях со смешанным национальным составом является создание в каждом классе дружного коллектива школьников. Поскольку именно эффективно организованная коллективная деятельность в классах со смешанным национальным составом необходима для выработки умений и навыков высокой культуры межнационального общения.

2.1. Анализ практического опыта воспитания толерантности

В комплексе проблем воспитания толерантности, характеризующегося противоречивостью и сложностью, исключительно важное место занимает использование опыта успешной воспитательной работы в школе.

Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества в рамках воспитательной работы в школе должно быть направлено на все возрастные группы.

Так, например, учительница школы-лицея № 48 Астаны Зауре Садыкова, говоря о перспективах введения трёхъязычного образования в Казахстане, отмечает развитие поликультурности учащихся, которая должна стать неотъемлемой частью формирования положительного отношения учащихся, как к казахстанской культуре, так и к культурам других народов. Изучение казахского, русского и английского языков, а также преподавание предметов на данных языка в школе, по мнению педагога, должны способствовать воспитанию толерантности.

Зауре Садыкова отмечает, что ученики, которые с младших классов учатся на трёх языках, потом совершенно свободно говорят на казахском, русском и английском. Читая литературу на языке оригинала, общаясь друг с другом в социальных сетях, школьники знакомятся с языком именно так, как он должен преподноситься[77].

3. О. Кекеева, научный консультант школы-комплекса № 12, г. Элиста считает, «что смысловое наполнение понятия «культура межнационального общения» имеет важное значение в определении принципиальных подходов к целям, задачам, средствам и содержанию образования В связи с этим понятие «культура» в сущностном ее смысле понимается как высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям»[78].

Современные условия, по мнению педагога, со всей наглядностью подтверждают всю сложность становления культуры как общечеловеческого явления. В своей работе коллектив школы исходит из того положения, что человек осмысливается в динамике жизни, в отношении к прошлому, настоящему и будущему, во всей полноте возможных проявлений.

По мнению С.Г. Кулагина, «все более настойчиво заявляет о себе идея биографизации, подчеркивающая уникальность жизненного пути человека»[79]. Это предполагает не только преобразования социокультурной среды, в которой осуществляется развитие личности, но и обогащение этой среды культурой своего региона, народов своей страны, других стран.

Анализируя деятельность школьного коллектива по воспитанию толерантности, З.О. Кекеева утверждает, что по мнению коллектива школы, регионализация образования, как процесс и принцип, способствует осуществлению собственно образовательного процесса, концентрирует в себе и линию развития, и линию региональности[80].

Р.И. Кадиева, анализируя программы внеклассной работы, содержащие такое направление, как воспитание толерантности, утверждает, что исходная позиция в работе коллектива - это переход образовательного учреждения в позицию приоритетной зоны развития и первичной образовательной среды[81]. Одно из стратегических направлений работы состоит в том, чтобы переориентировать образовательные системы от производства «средневзвешенного» человека на развитие интеллектуального и духовного потенциала учеников, способных полноценно жить и действовать в конкретных условиях.

Чрезвычайно интересным представляется опыт работы М.А. Давыдовой. Уже сама тема внеклассного занятия по этике «Доброе слово, что ясный день» эмоционально настраивает на доброжелательное отношение к окружающим[82].

Цели занятия: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации; познакомить с правильной манерой произнесения «волшебных» слов - голосовой интонацией; обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Формы работы на занятии представляются весьма эффективными. Учитывая возрастные особенности школьников, педагог широко использует наглядные формы работы: на ватманских листах рисуется карта города Волшебных слов с такими пунктами: улица Добрых слов, тупик Вредных советов, парк Сказок и пословиц, Веселая поляна, сквер Нарядных кукол, площадь Добра и т.д. Вырезаются из бумаги пять силуэтов автобусов, которые раскрашиваются в разные цвета и снабжаются булавками, чтобы их можно было перемещать по карте. Готовятся фонозаписи музыкальных произведений.

Используются формы работы, активизирующие деятельность учеников: детям дается задание подобрать и красочно оформить на альбомных листах пословицы о вежливости; отрабатывается исполнение стихотворений, частушек и сценок, занятие проводится форме соревнования пяти команд, команды участвуют в викторине, конкурсе чтецов, музыкальном конкурсе, анализируют советы Г. Остера. Не вызывает сомнения, что занятие, организованное в нетрадиционной форме, окажет весьма действенное влияние на воспитание общей культуры младших школьников[83].

При всём притом, что внеклассные мероприятия, направленные на формирование как общей культуры, так и культуры межнационального общения чрезвычайно важны следует отметить, что воспитание не будет действенным, если проводится время от времени. Безусловно – это процесс постоянный, систематический. Практически на каждом уроке должны быть ситуации формирующие навыки культуры поведения.

В этом плане чрезвычайно интересен опыт работы З.П. Родионовой, которая считает, что единый непрерывный курс родного языка с первого по выпускной класс должен быть направлен на формирование общей культуры школьников. По её мнению, речевое общение становится ведущей линией всего курса[84].

З.П. Родионова отмечает: «…ребенок должен быть активным участником действий с языком; изучение языка идет через речь и для развития речи; ребенок постоянно вовлекается в близкие ему виды речевой деятельности и на уроке не только узнает много нового и интересного о языке, но и открывает для себя правила речевого этикета, правила культурного общения»[85].

Как писал известный русский ученый A.M. Пешковский, «... там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей появляется для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями»[86].

Б.С.Тулегенова, учитель основной школы № 40 г. Караганда, характеризуя формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях, отмечает, что именно школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения. По мнению педагога, именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального общения, способствующие формированию толерантных качеств личности учащихся в процессе поликультурного образования[87].

З.П. Родионова, как уже было отмечено выше, считает важным особое внимание уделять патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к историческому прошлому Родины, родной культуре и родным местам.

Педагог особо подчёркивает, что воспитание уважительного отношения к собственному народу должно сочетаться с формированием уважительного отношения и к другим народам многонационального Казахстана, как на предметных уроках, так и классных часах[88].

Важным является тот факт, что положительная гражданская позиция должна стать именно частью мировоззрения школьника, определяя его взаимоотношения с людьми других национальностей.

Весьма важным и эффективным средством формирования культуры межнациональных отношений Б.С. Тулегенова считает продуманное, целенаправленное и планомерное взаимодействие школы, как с семьей, так и с социальной средой. Иными словами, формирование культуры межнационального общения должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель»[89].

З.О. Садыкова также считает, что именно те мероприятия, в которых принимают участие родители, являются показательным примером взаимодействия школы и семьи, направленным на воспитание непредвзятого отношения к различным культурам[90].

Важнейшая роль в работе по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе, по мнению многих специалистов, отводится классным руководителям. Именно перед классными руководителями школы поставлена задача приобщения учащихся к культурам и традициям различных национальностей[91].

Особое внимание в воспитательной работе классных руководителей школы отводится корректированию воздействия на учащихся социально- этнических факторов и формированию чувства и сознания граждан мира.

Среди педагогических средств, направленных на формирование культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе следует отметить организацию различной совместной деятельности учащихся. В организации совместной деятельности педагогами учитываются специфика региона, возрастные категории, физиологические особенности, избирательность интересов учащихся. Оказывая помощь друг другу при выполнении заданий, школьники вместе радуются успехам, переживают неудачи, помогают друг другу, поддерживают, сострадают и т.д. Что создает общее эмоциональное переживание. Именно организация совместной деятельности, полагают педагоги школы, способствует формированию таких качеств как терпимость, справедливость в оценке как своих действий и поступков, так и одноклассников. Иными словами, дети становятся добрее.

Е.М. Корниенко полагает, что эффективности формирования культуры межнационального общения способствует создание продуманных программ и планов воспитания культуры межнационального общения[92].

С.Г. Кулагина, анализируя специфику поликультурного образованияличности как социально значимого качества, также важным считает составление парциальных программ. Поскольку пограммы составляются на основе изучения возраста детей, учитываются особенности семей, взаимоотношения детей разных национальностей между собой и т.д.[93]

Методисты отмечают, что независимо от возраста учащихся, практически на всех этапах работы, классные руководители разрабатывают, ориентированные на повышение культуры общения ученического коллектива, практические меры, направленные на преодоление национальной замкнутости, эгоизма. При этом педагоги стремятся использовать практически любые возможности для противодействия вредным националистическим влияниям[94].

Коллектив педагогов считает, что на уроках и внеклассных мероприятиях необходимо использовать этнографические знания о происхождении именно тех народов, с представителями которых школьники вместе учатся. Знания о своеобразии национального обрядов, быта, этикета, искусства, художественных промыслов, одежды, праздников и т.д. способствуют формированию культуры межнационального общения учащихся. В данной педагогической работе с учащимися Б.С. Тулегенова рекомендует организацию исследовательских групп школьников по изучению различных тем, связанных с культурой разных народов[95].

Вышеизложенное показывает необходимость для классного руководителя не только быть компетентным в вопросах специфических особенностей национальной культуры учащихся класса, но и использовать данные знания в таких формах воспитательной работы, как беседы, посещения вместе учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, выставок, театров, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

Таким образом, основой формирования культуры межнациональных отношений, коллектив школы считает обширные знания о различных народах.

Е.М. Корниенко важным методом формирования культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе коллектив школы считает использование народных игр[96]. Данный метод предпочтителен по ряду причин.

Прежде всего, игра является важнейшей сферой жизнедеятельности детей, обеспечивающей необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания и культуры межнациональных отношений вместе с познанием, трудом, искусством, спортом и т.д.

Г.Н. Волков полагает, что воспитательная работа в школе по формированию толерантности школьников должна проводиться поэтапно, начиная с младших школьников первых классов[97].

В контексте организации совместной деятельности учащиеся старших классов организовывают игры для детей начальных классов, что существенно способствует актуализации и глубокому усвоению знаний. Поскольку в совместных играх школьники разных классов и возрастов не только обогащают свои знания, но и приобретают, необходимые в жизни, практические навыки и умения, в том числе - учатся общаться.

Среди используемых в школе игровых форм можно отметить очные и заочные путешествия в историю Казахстана, России и др., в процессе которых школьники знакомятся с интересными людьми, народными умельцами, занимаются различной поисковой деятельностью.

З.П. Родионова считает, что среди младших школьников особенно эффективными в воспитании толерантности могут быть различные конкурсы юных талантов, в которых соревнуются дети с различными песенными, танцевальными, театральными и другими культурными традициями. Весьма перспективными в процессе воспитания толерантности являются благотворительные акции операция «Забота» и т.д.[98]

В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко и др. полагают, что в 5-7 классах к вышеперечисленным методам и формам педагогической деятельности по формированию культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы в школе добавляются поиск и пропаганда, обогащающих знания учащихся о национальной культуре и родном крае, новых интересных дел, направленных на воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, литературе, истории, культуре[99].

А.Н. Дружинская считает, что в деятельности классных руководителей, работающих с подростками, особое внимание должно быть обращено на изучение семейной самобытности, по формированию толерантного взаимодействия в семье, освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на осмысление себя активным участником этой культуры[100].

По мнению специалистов, только человек, уважающий свою культуру, сможет уважительно относиться к культуре других народов[101].

В планах учебной и воспитательной работы педагогов школы существенное внимание уделяется работе над пониманием мультикультурности пространства страны. Формированию толерантности к представителям народов и народностей, населяющих страну.

В старших классах формирование культуры межнационального общения направлено на определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

Н. М. Воскресенская считает, что привлекательными для старшеклассников являются аукционы народных мудростей, с опирающимся на народные традиции содержанием, например, традиции семьи, нравственный этикет, религиозные праздники, народные промыслы и т.д.[102]

Мероприятия проводятся в творческой форме сюжетно-ролевых игр, что позволяет в активной форме изучать традиции народов, народные и семейные праздники, историю, духовную жизнь и культуру, живущих рядом, народов.

Б.С. Тулегенова исключительно важное значение придаёт моральной ответственности и социальной позиции самих педагогов, которые должны быть личным примером гражданственности, уважительного отношения к людям независимо от их национальности и вероисповедывания[103].

Таким образом, целенаправленная работа коллектива школы по воспитанию в духе терпимости способствует формированию у школьников культуры межнационального общения, основанном на моральных ценностях.

Заключение

В процессе работы над темой: Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества были охарактеризованы теоретические основы воспитания толерантности в рамках воспитательной работы в школе, рассмотрены и проанализированы педагогические условия воспитания толерантности

Краткий обзор теоретических основ воспитания толерантности показал, что толерантность является качеством, характеризующим общий уровень воспитанности человека. Что предполагает умение учитывать национальную специфику, готовность общаться с представителями разных культур, способность проявлять терпимость и деликатность практически в любых ситуациях.

Именно общие цели межкультурного образования и воспитания, воспитание толерантности развивают способность к диалогу, эффективному разрешению конфликтов. Только преодоление этноцентрической фиксации, стремление к толерантности и признанию равенства для всех, способствует ответственному, сознательному социальному поведению, направленному на взаимное обогащение всех культур, составляющих общество.

Соответственно, необходима целенаправленная и планомерная работа по воспитанию толерантности, которая развивает способность к диалогу, эффективному разрешению межнациональных конфликтов. Только преодоление этноцентрической фиксации, стремление к толерантности и признанию равенства для всех, способствует ответственному, сознательному социальному поведению, направленному на взаимное обогащение всех культур, составляющих общество.

Особо следует подчеркнуть, что работа по воспитанию толерантности как социально значимого личностного качества может быть эффективной только при создании обстановки, исключающей особое отношение к учащимся той или иной национальности, в школе в целом и в каждом классе.

Деление школьников по любым национальным признакам может привести к обострению национального сознания и чувств. Соответственно, практически вся учебно-воспитательная работа должна быть пронизана духом дружбы народов.

Необходимым условием эффективности воспитания толерантности как социально значимого личностного качества в учебных заведениях со смешанным национальным составом является создание в каждом классе дружного коллектива школьников. Поскольку именно эффективно организованная коллективная деятельность в классах со смешанным национальным составом необходима для выработки умений и навыков высокой культуры межнационального общения.

Таким образом, целенаправленная работа коллектива школы по воспитанию в духе терпимости способствует формированию у школьников толерантности в межнациональном общении, основанном на моральных ценностях.

Список использованной литературы

  1. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [принята 12 декабря 1993 г.]//Российская газета. – 1993. – 25 декабря, Российская газета. – 2009. – 21 января.
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол- путь в будущее»- 11.11.2014 г
  3. Абсаттаров Р.Б. Международное значение казахстанского опыта культуры межэтнического общения // Вестник КазНПУ. – 2011 [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://articlekz.com/article/10994
  4. Алчанова З. С. Развитие культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 65-67.
  5. Батурина Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Галина Батурина, Калерия Лисова, Галина Суворова. - М. : Народное образование, 2011. - 112 с. : ил.
  6. Болотина Л. Н. Краткий словарь социального педагога общеобразовательного учреждения / Л. Болотина. // Воспитание школьников. - 2004. - № 10. - С. 30-31.
  7. Васильева Т. Г. Формирование культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika
  8. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. Под ред. А.С.Роботовой. - М.: издательский центр «Академия»,2012 - 208с.
  9. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 168 с.
  10. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская // Педагогика, 2007. № 2. — С. 105–107.
  11. Вульфов Б. З.Основы педагогики: Учебное пособие / Б.З.Вульфов, В.Д. Иванов: Университет РАО. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Университет РАО, 2010. - 614с.
  12. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 51-54.
  13. Давыдова М.А. Внеклассное мероприятие по этике // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С.44-46.
  14. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. — М., 2007. — 158
  15. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологический словарь-справочник.- Мн.:Хар-вест, 2014 - 576
  16. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) : Дис. ... канд. пед. наук
  17. Кекеева З.О. Уроки нравственности// Начальная школа. – 2012. – № 6. – С.23-26.
  18. Корниенко Е.М. Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://schoolmarshalsk.ucoz.ru/WR/programma
  19. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2013.
  20. Кукушин В. С. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие для вузов / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 443с.
  21. Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 2009,- С.18–20
  22. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  23. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Минск: Тетра Системс, 2008.
  24. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова// Педагогика. 2009. № 4. С. 9–10.
  25. Никонова Злата, Галиуллина Алия, Хваткова Татьяна Проблема межнациональных отношений в образовательных учреждениях
  26. Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы -Алматы: ШДС "Парасат", 2001.-218 с.
  27. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапцевич – Мн.: «Соврем. слово», 2010. – 720 с.
  28. Родионова З.П. Доброе слово // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С.26-27.
  29. Розин В.М. Культурология: Учебник. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2014.
  30. Садыкова З. О введении трёхъязычая в обучении [Электронный ресурс] Режим доступа: https://informburo.kz/novosti
  31. Тулегенова Б.С.Формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldofteacher.com
  32. Человек и общество. (Культурология) Словарь–справочник / Под ред. к.ф.н. доц. О.М. Штомпель. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  33. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько. – М.: МПСИ, 1999. –345 с.
  1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.- С. 23.

  2. Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 2009,- С.18

  3. Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. 2009. - № 4. - С. 9.

  4. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2013. – С. 14.

  5. Человек и общество. (Культурология) Словарь–справочник / Под ред. к.ф.н. доц. О.М. Штомпель. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- С. 153.

  6. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Минск: Тетра Системс, 2008. – С. 38.

  7. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: издательский центр «Академия»,2012 – С.38.

  8. Кекеева З.О. Уроки нравственности// Начальная школа. – 2012. – № 6. – С.23.

  9. Цит. по: Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы -Алматы: ШДС "Парасат", 2001.-С. 18.

  10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С.16.

  11. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) : Дис. ... канд. пед. наук

  12. Хайс И. Цит. по: Человек и общество. (Культурология) Словарь–справочник / Под ред. к.ф.н. доц. О.М. Штомпель. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 97.

  13. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 51.

  14. Уэссти Ф. Цит. по: Кукушин В. С. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие для вузов / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 443с.

  15. Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы -Алматы: ШДС "Парасат", 2001. – С. 31.

  16. Корниенко Е.М. Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://schoolmarshalsk.ucoz.ru/WR/programma

  17. Алчанова З. С. Развитие культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.).— С. 65.

  18. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская // Педагогика, 2007. № 2. — С. 105.

  19. Цит. по: Тулегенова Б.С.Формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldofteacher.com

  20. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 28..

  21. Батурина Г.Л. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Галина Батурина, Калерия Лисова, Галина Суворова. - М. : Народное образование, 2011. – С.12.

  22. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапцевич – Мн.: «Соврем. слово», 2010. – С. 127.

  23. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологический словарь-справочник.- Мн.:Хар-вест, 2014 - С.276.

  24. Болотина Л. Н. Краткий словарь социального педагога общеобразовательного учреждения / Л. Болотина. // Воспитание школьников. - 2004. - № 10. - С. 30.

  25. Васильева Т. Г. Формирование культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika

  26. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская // Педагогика, 2007. № 2. — С. 105.

  27. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Минск: Тетра Системс, 2008.

  28. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.С. Роботова и соавт. Под ред. А.С.Роботовой. - М.: издательский центр «Академия»,2012 – С. 78.

  29. Вульфов Б. З.Основы педагогики: Учебное пособие / Б.З.Вульфов, В.Д. Иванов: Университет РАО. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Университет РАО, 2010. – С. 61.

  30. Родионова З.П. Доброе слово // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С.26.

  31. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2013. – С. 18.

  32. Проблемы социализации личности. Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. – Кемерово, 2007. – С.59.

  33. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) : Дис. ... канд. пед. наук

  34. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова// Педагогика. 2009. № 4. С. 9.

  35. Проблемы социализации личности. Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. – Кемерово, 2007.. – С. 62.

  36. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 51.

  37. Алчанова З. С. Развитие культуры межнациональных отношений в младшем школьном возрасте // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф., 2015. - С. 66.

  38. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика, 2007. № 2. - С. 105.

  39. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.С. Роботова и соавт. Под ред. А.С.Роботовой. - М.: издательский центр «Академия»,2012 – С. 93.

  40. 3генова Б.С.Формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldofteacher.com

  41. Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы -Алматы: ШДС "Парасат", 2001.- С. 21 – 22.

  42. Родионова З.П. Доброе слово // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 27.

  43. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 28..

  44. Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 2009,- С.19.

  45. Тулегенова Б.С.Формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldofteacher.com

  46. Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы -Алматы: ШДС "Парасат", 2001.- С. 28.

  47. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы/В.В Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова// Педагогика. 2009. № 4. С. 10.

  48. Кукушин В. С. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие для вузов / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - С. 144.

  49. Вульфов Б. З.Основы педагогики: Учебное пособие / Б.З.Вульфов, В.Д. Иванов: Университет РАО. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Университет РАО, 2010. – С. 106.

  50. Батурина Г.Л. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Галина Батурина, Калерия Лисова, Галина Суворова. - М. : Народное образование, 2011. – С. 81.

  51. Васильева Т. Г. Формирование культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika

  52. Батурина Г.Л. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Галина Батурина, Калерия Лисова, Галина Суворова. - М. : Народное образование, 2011. - 112 с. : ил.

  53. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. Под ред. А.С.Роботовой. - М.: издательский центр «Академия»,2012 – С. 52.

  54. Кукушин В. С. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие для вузов / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - С. 143.

  55. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 61.

  56. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская // Педагогика, 2007. № 2. — С. 107.

  57. Корниенко Е.М. Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://schoolmarshalsk.ucoz.ru/WR/programma

  58. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 53.

  59. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. — М., 2007. — С. 38.

  60. Васильева Т. Г. Формирование культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika

  61. Васильева Т. Г. Формирование культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika

  62. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 51.

  63. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 57.

  64. Корниенко Е.М. Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://schoolmarshalsk.ucoz.ru/WR/programma

  65. Васильева Т. Г. Формирование культуры межнационального общения младших школьников на традициях народного этикета [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika

  66. Абсаттаров Р.Б. Международное значение казахстанского опыта культуры межэтнического общения // Вестник КазНПУ. – 2011 [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://articlekz.com/article/10994

  67. Там же.

  68. Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 2009,- С. 20.

  69. Абсаттаров Р.Б. Международное значение казахстанского опыта культуры межэтнического общения // Вестник КазНПУ. – 2011 [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://articlekz.com/article/10994

  70. Батурина Г.Л. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Галина Батурина, Калерия Лисова, Галина Суворова. - М. : Народное образование, 2011. - С. 48.

  71. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. Под ред. А.С.Роботовой. - М.: издательский центр «Академия»,2012 – С.30.

  72. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 52.

  73. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) : Дис. ... канд. пед. наук

  74. Кукушин В. С. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие для вузов / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – С. 237.

  75. Давыдова М.А. Внеклассное мероприятие по этике // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С.45.

  76. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. – 2006. – № 6. – С. 54.

  77. Садыкова З. О введении трёхъязычая в обучении[Электронный ресурс] Режим доступа: https://informburo.kz/novosti

  78. Кекеева З.О. Уроки нравственности// Начальная школа. – 2012. – № 6. – С.23.

  79. Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 2009,- С.19.

  80. Кекеева З.О. Уроки нравственности// Начальная школа. – 2012. – № 6. – С.25.

  81. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) : Дис. ... канд. пед. наук

  82. Давыдова М.А. Внеклассное мероприятие по этике // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С.44.

  83. Давыдова М.А. Внеклассное мероприятие по этике // Начальная школа. – 2010. – № 6. – С.44.

  84. Родионова З.П. Доброе слово // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С.26.

  85. Родионова З.П. Доброе слово // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С.26.

  86. Цит. по Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А.С. Роботова, Г.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. Под ред. А.С.Роботовой. - М.: издательский центр «Академия»,2012 – С. 20.

  87. Тулегенова Б.С.Формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldofteacher.com

  88. Родионова З.П. Доброе слово // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С.25.

  89. Тулегенова Б.С.Формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldofteacher.com

  90. Садыкова З. О введении трёхъязычая в обучении [Электронный ресурс] Режим доступа: https://informburo.kz/novosti

  91. Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы -Алматы: ШДС "Парасат", 2001.- С. 62.

  92. Корниенко Е.М. Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://schoolmarshalsk.ucoz.ru/WR/programma

  93. Кулагина С. Г. Поликультурное образование личности, // Межкультурная коммуникация: Материалы регион, науч, конф, / Омский гос, ун-т,-Омск, 2009,- С.18–20

  94. Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы -Алматы: ШДС "Парасат", 2001.- С. 59.

  95. Тулегенова Б.С.Формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldofteacher.com

  96. Корниенко Е.М. Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://schoolmarshalsk.ucoz.ru/WR/programma

  97. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 79.

  98. Родионова З.П. Доброе слово // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 27.

  99. Кукушин В. С. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебное пособие для вузов / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – С. 73.

  100. Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. — М., 2007. — С. 31.

  101. Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (На примере старших школьников) : Дис. ... канд. пед. наук

  102. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур /Н. М. Воскресенская // Педагогика, 2007. № 2. — С. 106.

  103. Тулегенова Б.С.Формирование культуры межнационального общения у школьников в современных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://worldofteacher.com