Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Графическое оформление упаковок экологических хозяйственных товаров»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема эко-товаров в последнее время стала затрагивать и интересовать все больше и больше людей. Связано это с массовым загрязнением планеты, неправильной утилизацией мусорных отходов. Открытый в XX веке пластик быстро приобрел популярность в связи с очень дешевым производством и прочностью, однако никто на тот момент и не задумывался о последствиях.

В связи с этим тема данного исследования является достаточно актуальной, поскольку эко-тренд стремительно набирает популярность и все больше и больше производителей изготавливают продукцию и упаковку из биоразлагаемых материалов.

У всех на слуху есть фраза «по одежке встречают, по уму провожают». И эта пословица также имеет непосредственное отношение к дизайну упаковки, поскольку потребитель обращает свое внимание именно на графическое оформление. И, если оно его привлекло, то уже приобретает товар и смотрит на содержимое. Иными словами, упаковка это как раз не что иное, как та самая «одежда», которая многое должна сказать о товаре.

Целью работы является поиск торговых марок, которые производят эко-средства по уходу за домом, а также их анализ графического оформления, чтобы выявить какие-либо общие тренды в создании дизайна для данной группы товаров.

Для реализации этой идеи были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие «упаковка», ее функции и историю создания;
  • изучить виды упаковок и упаковочных материалов;
  • найти торговые марки, производящие эко-товары;
  • произвести анализ логотипов продукции этих торговых марок;
  • проследить взаимосвязь в создании дизайна для эко-товаров;

Объект исследования: упаковка хозяйственных товаров

Предмет исследования: графическое оформление товаров потребления

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего создания упаковки экологически безопасных товаров.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УПАКОВКЕ.

Понятие упаковки

Упаковка представляет собой средство или же комплекс средств, которые предназначены для защиты готовой продукции от внешних повреждений и каких-либо потерь в процессе транспортировки, хранения и последующей реализации через розничную или оптовую торговую сеть.

Достаточно большое количество товара, который необходимо продать, приходится упаковывать, дабы удачно выделить продукт на фоне конкурентов. Некоторыми маркетологами принято считать, что упаковка является пятым «Р» (упаковка (англ. Package), а также цена (англ. Price), товар (англ. Product), место (англ. Place) и продвижение (англ. Promotion), (Концепция 4Р)), хотя многие из них предпочитают считать, что упаковка является одним из элементов стратегии товара.

Термин «упаковка» можно толковать по-разному.

Упаковка – тара или же материал, в который помещают товар для сохранения его свойств после изготовления и придания компактности.

Упаковка – это важный рекламный носитель товара.

Упаковка – это часть разработки продукции, в процессе которой фирма анализирует, изучает, разрабатывает и производит свою собственную упаковку, в которую входит сама тара, продукция, этикетка, а также вкладыши. Однако стоит помнить, что не все из данного списка будет включено.

Современный рынок пестрит материалами, из которых может быть изготовлена упаковка. Таким образом, тарой могут служить бумажный пакет, картонная коробка, целлофановая упаковка, стеклянная/алюминиевая посуда или же банка, а также их различное сочетание.

Зачастую продукт помещают более чем в одну упаковку. Например, крупы (рис, гречка, горох и так далее) очень часто сперва упаковывают в индивидуальные пакетики для варки из пищевого пластика, эти пакетики упаковывают в отдельную картонную коробку, на которой содержится вся основная информация о продаваемом продукте, а для тары в качестве транспортировки используют ящики из гофрированного картона. В качестве ещё одного примера можно привести парфюмерную продукцию. Ее сперва разливают в стеклянные флаконы, после чего упаковывают в картонную индивидуальную упаковку, а затем каждую упаковку оборачивают сверху пластиком, чтобы клиент был уверен в том, что никто до него продуктом не пользовался и он новый. Ну а для транспортировки используют самый распространенный материал – гофрокартон.

Функции упаковки

Если рассматривать с исторической точки зрения, то упаковка была придумана изначально для того, чтобы сохранить продукт или изделие от порчи и обеспечить их транспортировку с максимальным сохранением качества.

В современном мире трудно представить продукт без упаковки, она настолько прочно вошла в быт человека и сопровождает его на всех этапах деятельности. Соответственно, функции достаточно расширились и теперь это не ограничивается только сохранностью продукции и удобством транспортировки. Ко всему прочему, упаковку стоит уже рассматривать как средство коммуникации между производителем, продавцом и потребителем. Таким образом, эта система предъявляет целый ряд требований, который направлен на выполнение определенных функций.

Основными функциями упаковки являются:

  • Дозирующая функция;
  • Защитная функция;
  • Транспортная функция;
  • Функция хранения;
  • Маркетинговая функция;
  • Нормативно-законодательная функция;
  • Информационная функция;
  • Эксплуатационная функция;
  • Экологическая функция.

Быстрое развитие упаковочной индустрии привело к появлению ряда новых требований и идей в отношении упаковки. И одна из них – стандартизация количества содержания продукта. Например, в магазине без труда можно найти молоко или кефир объемом 0,5 л или 1 л. Единая система упаковки позволяет без проблем и дополнительных взвешиваний приобрести 200 г творога, 500 г круп или макаронных изделий. Таким образом, упаковка стала мерой объема или веса продукта, тем самым выполняя дозирующую функцию.

Защитная функция характеризуется способностью упаковки защищать расфасованную продукцию от воздействия внешних пагубных факторов (например, климатических), от порчи и повреждений, которые могут возникнуть при транспортировке и хранении, а также защищать окружающую среду и человека от негативного воздействия упакованной продукции.

Упаковка – это также эффективное средство защиты продукта от механических повреждений. Упакованные продукты зачастую ждут достаточно много времени они тем самым могут достаточно сильно деформироваться при транспортировке с завода на склад, хранении, распределении по розничной сети, продажах и по пути к дому потребителя. Наиболее частые этапы, при которых происходят различного рода повреждения, – распространение и хранение. Упаковка может существенно повлиять на качество упакованного продукта, поскольку помогает продлить срок хранения, защищая продукт до момента потребления. Такое продление срока хранения особенно важно для продуктов питания, фармацевтических препаратов, некоторых косметических средств, а также средств личной гигиены, где требуется тщательно герметизировать продукт, изолировав его от воздуха.

Транспортная функция предлагает самое оптимальное сочетание типа упаковки с наиболее рациональным видом транспорта, маршрутом и свойствами упаковываемого материала. Безусловно при транспортировке стоит использовать по максимуму использовать полезную площадь грузового автомобиля. Также при комплектации перевозимого груза следует учитывать совместимость и несовместимость упакованных материалов (например, не стоит перевозить бытовую химию рядом с пищевой продукцией, поскольку если произойдет повреждение упаковки с ядовитым для человека содержимым, то дальнейшее употребление в пищу такой продукции может пагубно отразиться на здоровье).

Функция хранения требует простой и четкой маркировки конструкции упаковки, возможности штабелирования на стандартных поддонах и оптимального использования складского пространства. При длительном хранении товаров необходимо контролировать качество упакованных товаров и регулярно производить проверку.

Упаковка также выполняет и маркетинговую функцию, продвигая продукт на потребительском рынке и выделяющая его на фоне конкурентов. Дизайн упаковки, в первую очередь, должен быть привлекательным, а также хорошо выполненным. Качественно напечатанный продукт будет выглядеть намного выигрышней смотреться по сравнению с очень дешевой офсетной печатью, где даже не проводили цветопробу и цвета выглядят грязно, а растровая розетка сильно бросается в глаза. Ну а комбинирование приятного внешнего вида и информации, которая содержится на упаковке, способствует установлению соответствия распознаваемого объекта его образу и знаку (идентификатору). Использование символов, фирменных знаков, товарных марок и различной информации способствует установить связь между потребителем и производителем.

Маркетинговая функция заполучила особое значение в связи с увеличением количества супермаркетов, где покупатель сам делает выбор и его никто не консультирует в том или ином выборе. В этом случае продукт начинает сам себя рекламировать, взяв на себя роль «молчаливого продавца».

Следующим пунктом будет нормативно-законодательная функция и она является следствием всех предыдущих пунктов, поскольку каждый товар должен храниться и упаковываться в определенные материалы (например, пищевой и не пищевой пластик. Понятно, что пластик употреблять в пищу нельзя, однако при контакте с едой он не должен выделять токсины, которые могут отравить человека). Таким образом, в процессе выполнения защитной функции и функции хранения существует определенный свод санитарно-гигиенических требований к упаковке, который регулируется государством. Дозирующая функция напрямую связана с нормативным законом мер и весов. Информационная функция должна четко отображать состав продукта, а также различные рекомендации к использованию.

В Российской Федерации разработаны соответствующие нормативно-правовые документы, такие как различные технические условия и ГОСТы.

Информационная функция получила достаточно обширное значение в розничной торговле, поскольку, как уже писалось ранее, все сильнее приобретают популярность магазины самообслуживания. И потребителю важно знать информацию о товаре, которую производитель обязан поместить на упаковку. Таким образом, информацию на упаковке можно разделить на два вида: необязательную и обязательную.

В необязательную информацию входят такие вещи как графическое оформление упаковки, реклама. Грамотное использование цвета, художественных элементов, текстуры и цвета помогает привлечь внимание покупателя, вызвать у него интерес и тем самым увеличить спрос на продаваемую продукцию.

Обязательная информация включает в себя основные технические характеристики продукта такие как состав, технические условия или ГОСТ, руководство по применению, меры предосторожности, опасности, которые могут быть при эксплуатации продукта, предупреждение о возможных противопоказаниях, содержание следов различных аллергенов, штрихкод и так далее. Данный вид информации регламентирован нормативными документами на упаковываемый продукт.

Эксплуатационная функция упаковки предполагает, что потребитель не будет испытывать какого-либо дискомфорта или неудобства в процессе использования товара, а, наоборот, ему будет приятно им пользоваться. Например, упаковка сухофруктов или специй, у которых есть зип-лок, будет намного эргономичней чем та, у которой такого замка нет, поскольку товар может потерять свои первоначальные свойства (сухофрукты могут засохнуть и доставлять трудности с их употреблением, а специи могут «выдохнуться» и потерять свой первоначальный аромат, что может сказаться на конечном итоге блюда). Таким образом, упаковка, которая обеспечивает потребителю легкий доступ к продукту без каких-либо проблем, а также возможность повторного использования без потери качества и надежного хранения, будет всегда предпочтительнее, чем упаковка, которая создает трудности при эксплуатации.

Исследования рынка доказывают, что потребитель готов переплатить за удобную упаковку.

В последнее время наблюдается тенденция роста экологической функции упаковки. Связано это с тем, что в связи с открытием пластика (как очень дешевого и прочного материала для упаковки) и отсутствием его грамотной переработки, окружающая среда достаточно сильно засорилась, а уровень загрязнения мирового океана с каждым годом растет все выше и выше. От этого страдают животные, которые в ходе развития могут случайно попасть в пластиковые отходы, которые будут мешать нормальному росту организма. Или же случайно их съесть, перепутав с органической едой. Исследования ученых доказывают, что почти у 100% морских черепах в организме находят пластик.

История создания упаковки

Упаковка появилась ещё до времен нашей эры, когда люди использовали глиняные горшки и закапывали их в землю, чтобы увеличить срок годности продуктов. Однако если рассматривать сам процесс, поставленный на потоковое производство, то он зародился примерно со второй половины девятнадцатого столетия, когда промышленная революция вызвала огромные изменения в сфере обрабатывающей промышленности. Благодаря внедрению комплексной механизации появилась возможность производить намного больше товара, используя для этого технику, поскольку до автоматизации большинство процессов задействовали ручной труд и о производстве больших партий не могло идти и речи. Как следствие это сказалось не только на производстве товара, но и на упаковке.

Промышленная революция перевернула все с ног на голову. Новый класс торгово-промышленной буржуазии занимает главенствующие позиции. Прогресс в сфере промышленного производства, стремительно развивается частное предпринимательство, грамотность среди населения достаточно сильно скакнула вверх и все это совпало не только с ростом полиграфической отрасли, но и с новым стремительно набирающим обороты стилем в искусстве – модерном. Слияние этого стиля с литографией сопоставляют буквально со взрывом беспрецедентной силы, который прервал вялую эволюцию в сфере рекламы.

Значительно повлияли на художественное мышление объективные изменения, которые происходили одновременно в культуре разных стран. Зародившийся стиль модерн постепенно охватил Европу, не обойдя стороной и нашу страну, хоть и в весьма специфической форме.

Возможность расфасовывать продукты потребления в герметичную и гигиеничную тару (то есть консервные банки) уже появилась в то время. Картонные коробки также широко использовались в качестве упаковки, поскольку они достаточно легкие и на них можно было без каких-либо проблем наносить печать. Также широко использовались и металлические ящики, упаковывая в них товары с небольшим сроком хранение, например, печенье, бисквиты и иные кондитерские изделия. К началу двадцатого века производственные технологии позволяли изготавливать металлические контейнеры любых размеров и форм.

Главное в дизайне упаковки того времени – это гармоничное сочетание с продуктом и грамотно подобранные цвета, которые подчеркивали достоинства продаваемого товара (см. рис. 1). Дизайн прямо пропорционально зависел от стоимости товара. Для дорогой продукции использовалась качественная упаковка, над художественным оформлением которой скрупулёзно старались художники, поскольку она выступала в роли некого маркера высокого качества продукта. Цвету так же уделяли особое внимание. Психология цвета гласит, что красно-оранжевый цвет у человека находит сходство с огнем и он его воспринимает как нечто теплое. Синие тона человеческим глазом воспринимаются как холодные, желтый ассоциируется с кислым (например, у многих проходит параллель с лимоном, он как раз желтый и кислый), а серый кажется сухим, а фиолетовый создает ощущение мистики.

Рисунок 1. Образцы отечественных упаковок в стиле модерн

Очень важное внимание уделяется шрифту. Цвет и размер, форма и стиль позволяли акцентировать внимание на определенных словах. Часто упаковка содержала рассказ о самом продукте, указывая на его физические свойства, способы применения, потребительскую ценность и так далее. Оформление упаковки ставило вопрос перед покупателем: «Покупать или не покупать?». Принимая во внимание психологию потребителя, производитель в свою очередь старался убедить людей в пользу покупки, дать ему максимум информации о производимом товаре, например, размещая различные медали на упаковке, которые завоевал продукт на выставках.

Потребительская упаковка во времена СССР теряет свое первоначальное значение и основные функции из-за полной национализации промышленности и монополии рынка. В 1920 году был организован ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), а в 1926 году его переименовывают в ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Это научно-просветительская организация, куда входили Александр Веснин, Моисей Гинзбург, Николай Ладовский, Лазарь Лисицкий, Александр Родченко, Владимир Татлин, а также многие другие выдающиеся художники и архитекторы того времени. Расцветом считаются 1923-1926 гг., когда ректором числился Владимир Фаворский.

Творческий дуэт Маяковский-Родченко положил начало нового этапа в российской рекламе. Это был глоток свежего воздуха в сфере визуальной культуры, которая основывалась на эстетике конструктивизма. Маяковский придумывал дерзкие и броские слоганы для продукции, а художник-оформитель выстраивал композицию на контрасте разномасштабных наборов букв и типографских элементов - линейных полос, восклицательных и вопросительных знаков. Планомерно они почти полностью отказались от живописных средств, следуя рационалистическим принципам, которые пропагандировались конструктивистской ветвью «промышленного искусства». В составе графического дизайна упаковка вобрала в себя все те же принципы работы с плоскостью, которые были характерны для конструктивизма, а именно строгость линий, геометрия форм, четкость построения, плоские изображения фигур и лаконичность использования шрифтовых композиций, где шрифт является частью графического изображения. Однако при всем этом упаковка не может похвастаться качеством исполнения, поскольку произошел отток квалифицированных печатников, оборудование было достаточно изношено и отсутствовали качественные печатные материалы (см. рис. 2).

Рисунок 2. Упаковки для карамели «Выставочная», «Пролетарская», «Республиканская»

После Первой мировой войны в США происходит быстрый технический прогресс и промышленный рост, но на рубеже 20-30-х годов их резко сменил глубокий экономический кризис. Стимулом для развития дизайна становится преодоление последствий этого кризиса. В это время именитые дизайнеры, такие как Уолтер Дорвин Тиг, Норман Бел Геддес, основывают одними из первых собственные бюро по созданию промышленного дизайна. Раймонда Лоуи по праву называют отцом коммерческого дизайна, за его плечами стоит проектирование холодильников, автомобилей, локомотивов, а также работа с крупными брендами, такими как «Coca-Cola», «Shell», «Lucky Strike». Также они пишут и издают книги по дизайну, обобщая свой опыт.

В СССР же в середине 1930-х годов происходят существенные перемены в дизайне упаковки. Он вновь стремится к качественному исполнению и не наделяется агитационной функцией. В это время появляются конфеты: «Маска», «Белочка», «Чародейка», «Мишка на Севере» и др.

Ираида Фомина в 1939 году создает легендарную этикетку советского сгущённого молока (см. рис. 3). Художница специализировалась на книжной графике. В дизайне этикетки для молока используется лаконичная геометрическая графика, свойственная конструктивизму.

Фото из интернета.Этикетка интересна тем, что в ней есть влияние конструктивизма. Это  авангардная работа, несмотря на то, что в конце 30-х такая стилистика  начала постепенно вытесняться из обихода. Такая лаконичная геометрическая графика хорошо смотрится и теперь. Ее основной специализацией была книжная графика: обложки, экслибрисы и пр.  Ираида Фомина особое внимание внимания уделяла шрифтам. Для каждой обложки  создавала уникальную гарнитуру и выписывала ее от руки.

Рисунок 3. Этикетка сгущенного молока с сахаром

Середина XX века

Воссоздание предметного окружения, создание новых видов товаров и услуг стали неотъемлемой частью американского образа жизни. Дизайн становится одним из ведущих и эффективных факторов конкурентоспособности. Позиция ведущих американских дизайнеров была весьма проста и понятна: их задача состоит в том, чтобы продукт выделялся на фоне конкурентов и покупался. Во время данного периода растут огромными темпами дизайн упаковки и упаковочная индустрия. В этот бизнес вовлечены массы людей, главная задача которых – представить продукт наилучшим образом, сделать его более привлекательным и тем самым увеличить продажи.

В СССР дела обстоят несколько иначе. В период Великой Отечественной войны существовавший дефицит бумаги и типографской краски, а также нехватка работников фабрик и художников-оформителей не способствовали развитию искусства упаковки. В основу оформления упаковки того времени легли: рукописный шрифт, симметрия в шрифтовых композициях, рамочки и орнамент, сдержанные цвета, прямолинейность в изобразительных образах. После войны актуальными были такие изображения, как виды советских городов, памятник Минину и Пожарскому, Орден Победы, Большой театр, Кремль, Москва, Дворец съездов, Останкинская башня, проверенные временем и идеологией символы страны и образы Нового времени. На экспортных вариантах упаковок присутствовали изображения государственных флагов стран – участниц антигитлеровской коалиции (см. рис. 4).

https://littlehistoriesdotorg.files.wordpress.com/2016/01/d0bfd0b0d0bf.jpg

Рисунок 4. Серия упаковок, посвященная победе

в Великой Отечественной войне

В сфере дизайна упаковки работают: «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ» (объединение художников-графиков) и «КГИ» (комбинат графических искусств). Для этого периода характерно обращение к старым образцам и собственный стиль дизайна в промышленной графике – «социалистический реализм». Над созданием упаковки трудятся художники-графики: А. Андриади, В. Волков, В. Коняева, А. Куртенко, Т. Лакотникова, В. Ладыгин, А. Сенин, Б. Сенновский, В. Щукинская, А. Фокина, Д. Яновский, В. Яковлев. Владимир Яковлев вошел в историю дизайна разработками упаковки для сигарет «Столичные», «Дымок», «Краснопресненские» и этикеткой «Столичная водка».

Практически во всем цивилизованном мире роль дизайна упаковки в улучшении качества продукции и создании фирменного стиля становится все очевиднее и очевиднее. С 1958 года более 1600 американских компаний имели офисы в странах Западной Европы. И их успешную деятельность во многом обеспечили дизайнеры. Фирмы почти со всех континентов обращались за услугами к американским дизайнерами. Сперва Европа, а затем и Япония перенимают американский опыт. К счастью, полной «копирки» не происходит – сохраняются культурные и национальные традиции.

В 1957 году образовывается Междунарожный совет организаций промышленного дизайна (International Council of Societies of Industrial Design, сокращенно – ICSID). Открытие данного учреждения стало знаменательным событием, поскольку отныне дизайн получил официальное признание. На конгрессе ICSID в 1969 году было принято определение: «Дизайн – это творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию».

В Советской России существовала государственная система художественного проектирования, в которой обширное внимание уделялось не удобству использования и эстетичности, а научным изысканиям, методическому обеспечению проектной практики и информационно-пропагандистской деятельности (см. рис. 5). Интенсивное развитие отечественного художественного дизайна в 60-е годы позволило проникать дизайнерскому подходу в прикладную графику через промышленную графику (то есть графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик произошел в конце 60-х – начале 70-х годов. Теоретическая концепция, охарактеризованная как визуальная коммуникация, была сформирована на основе семиотики (науки, изучающей свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социотехнического контекста.

Рисунок 5. Дизайн упаковок и этикеток на основе космической тематики

СССР переживает очень трудный период в своей истории. Люди, недовольные властью, жаждут перемен. В связи с этим «железный занавес» открылся и в Москве проходит выставка «Дизайн США» в сентябре 1987 году, где советские дизайнеры открывают для себя много нового. Они понимают, насколько их сфера деятельности может быть разносторонней и осознают необходимость их специальности. Также появилась возможность выявить мировые тренды в оформлении, технологиях и материалах, например, использование полимеров. Экспонаты на выставке показали, насколько эффективным может быть графический дизайн и как он формирует общественное мышление и влияет на поведение населения. Многие идеи и разработки отечественных дизайнеров не могли осуществиться из-за отсутствия необходимых материалов, политических ограничений, а главное – из-за отставания в технологиях.

Всеобщая нацеленность на развитие брендов искаженно, но отразилась и на нашей стране. Большая часть «советских брендов» была рапиарена в условиях государственность монополии на их производство и полной отсутствии конкуренции. Были оценены дореволюционные наработки и названия товара, укрепившиеся у потребителя как знак высокого качества. Многие из брендов того времени были использованы в промышленности, что обеспечило преемственность и возможность дальнейшего их развития. Создаются бренды, которые продолжают свое существование и в наши дни, например: «Аленка», «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Гулливер», «Ну-ка отними!», «Чародейка», «Красная шапочка», «Гусиные лапки», «Рачки», «Золотой ключик», пиво «Жигулевское», водка «Столичная», газированная вода «Колокольчик», сигареты «Прима» (см. рис. 6). Авторская графика, имена знаменитых художников, наличие просветительской информации, разнообразная тематика упаковок дореволюционного и советского периодов привлекли внимание коллекционеров. Кондитерскую упаковку, этикетки, плакаты, коробочки собирали профессиональные коллекционеры, дети, домохозяйки. Многие образцы упаковок можно изучать по частным коллекциям.

Рисунок 6. Одни из советских кондитерских изделий, ставших российскими брендами

Таким образом, Советская Россия очень сильно отставала в сфере дизайна товаров. Этот период на международном уровне охарактеризован дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в контексте информационной революции. Дизайн все также остается важным конкурентным фактором в экономической схватке между производителями.

Всеобщая глобализация все также продолжается, дизайн во всем мире работает в первую очередь на потребительский рынок с целью продать большее количество товара. Сохранение и культурных ценностей, и национального колорита собственной страны – сложная задача, которая поставлена дизайнерам и художникам-оформителям. В бывшем Советском союзе желание сохранить свою идентичность проявляется в перевыпуске дореволюционных и особенно советских брендов, например: шоколад «Аленка», сыр «Дружба», «Молоко сгущенное» и другие (см. рис. 7).

Рисунок 7. Эволюция дизайна плавленого сыра «Дружба»

Технологии и материалы, которые используются при проектировании и производстве упаковки в различных странах, практически не отличаются друг от друга. Вся разработка ушла в цифровое пространство и процесс осуществляется с помощью компьютера. Широко используются метод фотоколлажа, популярность набирают стилизованные изображения. Большинство компаний пытаются разработать маскота (мультипликационный персонаж), который у потребителя ассоциировался бы с этим продуктом. На создание новой упаковки уходит гораздо меньше времени, чем раньше, все усилия тратятся на изучение желаний потенциального покупателя, активную деятельность ведут маркетологи. Они изучают сопоставимость определенного цвета или же декоративного дизайна с определенным товаром, производят глобальный анализ рынка и потребителя, выясняя как связано восприятие цветов и форм с территориальными и географическими особенностями, что способствует созданию оптимальной, привлекательной, запоминающейся упаковки для конкретного региона, которая будет также повышать продажи на рынке.

Виды упаковки

При разработке любой упаковки учитываются вид и форма упаковываемого продукта. Также рассматриваются условия хранения и транспортировки. То есть в расчёт берут те факторы, которые обеспечивают максимальную сохранность продукта в течение долгого времени. Тип упаковки при этом может быть самым разным: канистры, банки, ящики, контейнеры, пакеты, цистерны, мешки и так далее.

Очень большую популярность имеет тара из картона и гофрокартона (см. рис. 8). Ее распространённость обусловлена универсальностью, поскольку используется для упаковки самых разных товаров. Картонным коробкам, ящикам и коробкам из гофрокартона, гофрокоробам, а также упаковке из микрогофрокартона практически полностью удалось заменить тяжелую деревянную тару, заменив ее практичной, легкой и удобной гофротарой.

Почтовый короб тип «Д», 220*165*100 мм

Рисунок 8. Коробка из картона

Для транспортировки и хранения жидких продуктов, а также продуктов вязкой консистенции, в том числе имеющих агрессивную среду, используют бидоны, канистры, банки и цистерны из металла или пластика (см. рис. 9).

Пластиковая цистерна 1000 литров | | AQUA PLAST

Рисунок 9. Цистерна из пластика

Широко распространены и упаковка из полимеров (то есть пластика): банки, контейнеры, формы, коробки, поскольку в них можно упаковать самые разные товары и продукты (см. рис. 10).

Пластиковый контейнер для вещей 30л 470*365*245 арт.С481

Рисунок 10. Пластиковый контейнер с крышкой

Пластиковые пакеты и пакеты из других материалов необходимы для транспортировки и хранения различных сыпучих продуктов (см. рис. 11).

Бумажные пакеты своими руками за 5 минут. Как сделать крафт- пакет. Упаковка  подарков. - YouTube

Рисунок 11. Бумажные пакеты

Постоянная конкуренция сделала важнейшим фактором и критерием упаковки ее безупречный внешний вид, способный привлечь потенциальных покупателей. То есть упаковка должна иметь не только хорошую прочность, но и приятное графическое оформление.

Классификация упаковки

По параметрам упаковка делится на малогабаритную упаковку (тару) и крупногабаритную упаковку (тару). Разница между ними, соответственно, в размере:

  • малогабаритная упаковка - габаритные размеры в пределах 1200х1000х1200 мм.
  • крупногабаритная упаковка - габаритные размеры превышают 1200 X 1000 X 1200 мм.

Упаковку также принято делить на промышленную (производственную) упаковку и потребительскую.

Промышленная упаковка – упаковка для сырьевых материалов, деталей и полуфабрикатов или готовой продукции для доставки от изготовителя до потребителя и/или других посредников, таких как предприятия по переработке или сборке.

Классификация промышленной упаковки:

По месту упаковывания:

  • Производственная – предоставляется производителем бесплатно
  • Торговая – предоставляется торговыми предприятиями (платная и бесплатная), затраты на бесплатную, как правило, уже включены в стоимость товара.

По механической устойчивости и стойкости применяемых материалов:

  • Мягкая: (тканевая, полимерная) – самая низкая степень надёжности, находит применение благодаря низким затратам на приобретение, хранение и возврат. Форма и размеры мягкой упаковки изменяются при наполнении или удалении содержимого. Например: мешок – мягкая упаковка, имеющая корпус в форме рукава с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, пакета и др.;
  • Полужесткая: применяются дешёвые материалы, в том числе полученные в результате вторичной переработки. Например: картон и Tetra Pak;
  • Жесткая: (металл, стекло, дерево, пластик) – имеет высокую степень надёжности, стоимость такой упаковки высокая. Форма и размеры жесткой упаковки не изменяются при наполнении или удалении содержимого. Например: ящик, бочка, барабан, канистра и так далее.

По кратности использования:

  • Одноразовая – используется производителем однократно, но находит дальнейшее потребление у потребителя
  • Многооборотная – предназначенная для ее многократного применения, например: фляга, бочка и так далее.

По конструктивному исполнению:

  • Разборная – позволяет разобрать конструкцию на отдельные части и собрать ее вновь, соединив между собой сочленяемые элементы.
  • Неразборная – состоит из литых неподвижно соединённых частей.
  • Складная – позволяет сложить конструкцию без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре изначальную форму.
  • Штабелируемая – конструкция позволяет укладывать ее в устойчивый штабель.
  • Нештабелируемая – конструкция не позволяет укладывать ее в устойчивый штабель.

По сферам использования:

  • Универсальная – предназначена для хранения и транспортировки самых разнообразных товаров.
  • Специализированная – предназначена для хранения и транспортировки только определенных товаров.

Потребительская упаковка – упаковка, предназначенная для первичного упаковывания и реализации продукции конечному потребителю. К потребительским упаковкам относятся: банка, бутылка, коробка, пакет, труба, ампула, стаканчик, флакон и др. Именно потребительская упаковка в большей степени относится к области графического дизайна.

Классификация потребительской упаковки:

По уровням:

  • Первичная или же индивидуальная – изготавливается с целью создания с ее помощью оптимальных условий для хранения товара. Такой вид тары имеют все жидкие, вязкие и сыпучие товары, а также различные крема, лекарства и так далее. Она способствует защите от ультрафиолетового излучения и влаги, механических повреждений и загрязнения. Также в ее функции входят обеспечение удобства при использовании. Для этих целей в упаковку добавляют дозаторы (например, помпы) или же наносят мерные деления.
  • Вторичная – это необязательная упаковка с целью дополнительной защиты товара. Например, упаковка крема. Сам тюбик с содержимым будет являться первичной упаковкой, а картонная коробка с дополнительной информацией – вторичной.
  • Третичная – дополнительная упаковка товара для транспортировки.

По количеству упакованных единиц:

  • Множественная – это упаковка, которая соединяет в себе две и более единиц товара. Это могут быть как одинаковые товары (например, упаковка чая в пакетиках), так и разные (например, набор зубной щетки и зубной пасты). Очень популярна в Японии.
  • Порционная – продукт в них уже разбит на определенные порции, что делает дополнительное удобство при использовании. Например, кубики для бульона, которые рассчитаны на определенное количество воды. Самое распространенное использование данного вида упаковки в фармацевтической отрасли.
  • Штучная – предполагает упаковку одной единицы продукта.

По назначению:

  • Обычная – стандартная упаковка, которая не ничем не выделяется.
  • Подарочная – призвана создать ощущение праздника. Например, под новый год (или любые другие значимые праздники) очень часто компании выпускают какие-либо подарочные упаковки.
  • Пробная – позволяет покупателю ознакомиться с товаром, не прибегая к сильным тратам. Очень распространена среди косметической и парфюмерной отрасли.

По степени оригинальности:

  • Традиционная – будет являться распространенной для определенного вида товара.
  • Оригинальная – разрабатывается производителем специально для определенного вида товара.

По пространственному принципу:

  • Плоская – это этикетка, которая может существовать самостоятельно (в виде ярлыка) или наноситься на какую-либо поверхность. Например, плоской упаковкой являются обертки для шоколада и конфет, мыла, шампуня, упаковка для благовоний, масок для лица и так далее. Технология изготовления предполагает, что она может быть склеена или запаяна. Важную информацию, а также визуальные образы можно располагать на лицевой и оборотной стороне.
  • Объемная – это упаковка, имеющая объемную форму, конструкцию или же собственную выкройку, решенную как единое целое. Например, банка, бутылка, бочка, которые имеют цилиндрическую форму, баллон, который имеет каплеобразную, шарообразную или цилиндрическую форму со сферическим или вогнутым дном, коробка, которая имеет в основе самую разнообразную форму и так далее. Визуальные образы и информационные тексты располагаются в зависимости от формы (кубическая, цилиндрическая), количества граней (трех, четырех, шести), конструктивных особенностей, размера и других характеристик упаковки. Визуальная и вербальная информация может распределяться равнозначно по всем граням упаковки. Но самым распространенным является распределение с учетом значимости сторон. Лицевая сторона объемной упаковки – визуальная (невербальная, рекламная информация), а изнаночная – вербальная, информационно-избыточная. На вспомогательные грани выносится минимум информации.

Материалы для упаковки

Современный рынок предоставляет огромное количество самых разных упаковочных материалов. Материал подбирается исходя из свойств упаковываемой продукции: физических, биологических, химических, гигиенических и так далее. Также при выборе материала учитывается целевая аудитория и психологический портрет потребителя.

Самые популярные материалы для изготовления упаковки:

  • Картон – из этого материала изготавливают коробки любых форм и размеров, используемые для упаковки самых разных товаров. Ценится благодаря достаточно низкой себестоимости и экологичности. Различают несколько видов: упаковочный, полигафический и дизайнерский (см. рис. 12).

Виды дизайнерской картонной упаковки для чая – пакетированного или  рассыпного

Рисунок 12. Упаковка из картона

  • Стекло – применяется для изготовление стеклянной тары, как правило для жидких и вязких товаров как более экологичная альтернатива пластику (см. рис. 13). Имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, упаковка из стекла устойчива к воздействию химических агентов, защищена от воздействия влаги и воздуха, гигиенична и экологична (поскольку легко перерабатывается). А с другой – данный вид материала достаточно хрупкий и тяжелый, что создает дополнительные траты для транспортировки. На сегодняшний день многие производители упаковочной тары занимаются разработкой нового вида стеклянной тары, у которой механические свойства будут выше (не будет такой хрупкой), а вес меньше. Этого добиваются с помощью нанесения специального средства на поверхность, в состав которого входят различные полимеры, а также обработки стекла особыми веществами.

Японский виски: история, производство, марки, виды, отличия

Рисунок 13. Стеклянная упаковка

  • Металл – упаковка, которая изготовлена из этого материала, отличается высокой прочностью, устойчивостью к различного рода механическим повреждениям и долговечностью. Используют, как правило, алюминий, сплавы, а также различные виды жести, например, луженной (см. рис. 14). Среди плюсов можно выделить гибкость, возможность вторичной переработки, безопасность, а также защиту от влаги и воздуха. Из минусов – упаковка достаточно дорогая в производстве, имеет техническую сложность закатки и ограниченность в аспекте дизайна. Алюминиевая упаковка, к сожалению, не может похвастаться такой прочностью, как жесть, поэтому на ней очень легко остаются различного рода вмятины.

Чай Lipton Forest Fruit + Blueberry Muffin, жестяная банка 1,7гр* 40шт с  доставкой по Новосибирску. Гипермаркет МЕГА-Гастроном.

Рисунок 14. Жестяной короб

  • Полиэтилен – очень популярный дешевый и универсальный упаковочный материал (см. рис. 15). Используют для хранения и транспортировки различных продуктов питания, одежды, мебели, электроники и так далее. Дешевизна и популярность обусловлена тем, что для производства не требуются большие затраты на электричество, сырье и воду. Дополнительными плюсами являются прочность, влагоустойчивость, защита от воздуха и пыли, что позволяет сохранять вкус продуктов питания. Морозостойки, а современные технологии позволяют наносить абсолютно любую печать. Однако этот материал не разлагается и требует специальной переработки, так что назвать его экологичным нельзя.

Наиболее важные преимущества упаковки из полиэтилена

Рисунок 15. Полиэтиленовый пакет

  • Пластик – недорогой материал для упаковки. Пластиковая тара широко используется для фасовки и транспортировки большого ассортимента товара (см. рис. 16). Упаковка может отличаться дизайнерским исполнением, размерами и конструктивными особенностями. При производстве используют синтетические материалы, например, полипропилен, полистирол, полиэстер, ПВХ и другие. Привлекательна своей долговечностью и возможностью многократного использования. Однако, как и полиэтилен не разлагается, поэтому он не экологичный.

Рисунок 16. Пластиковый пакет

  • Биоразлагаемый пластик – пластик, который может разлагаться под воздействием воздуха и солнечных лучей на воду, двуокись углерода и биомассу (см. рис. 17). Однако существуют исследования, что данный вид пластика не разлагается полностью и оставляет после себя микропластик, который не виден человеческому глазу. Он попадает в живых существ и застревает в нем, поскольку не перерабатывается и не выводится из организма.

Рисунок 17. Биоразлагаемый пластик

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЭКО-ТОВАРОВ

2.1. Продукция торговой марки «ВкусВилл»

В качестве первой торговой марки была выбрана компания «ВкусВилл» (см. рис. 18). Это сеть магазинов, которые пропагандируют здоровый образ жизни и здоровое питание. Ассортимент в самом начале пути не блистал каким-либо многообразием (это были молочные продукты), однако вскоре производитель добавил в линейку мясо, рыбу, овощи, фрукты, крупы и хлеб. Постепенно ассортимент расширился и стал включать в себя экосредства для уборки по дому.

Целевой аудиторией данной торговой марки являются обеспеченные люди с заработком выше среднего, заботящиеся об окружающей среде и своем здоровье.

ВкусВилл

Рисунок 18. Логотип торговой марки «ВкусВилл»

Тип знака: комбинированный

Тип знака по обозначению: символ

По композиции: асимметричный, горизонтальный,

По графическому начертанию: линейно-пятновой

Цветовая палитра: зеленый, салатовый.

Шрифт: Геометрический гротеск, прямой, строчной, жирный, нормальный ритм. Гарнитура Century Gothic Bold.

Ассоциации: природа, натуральность, легкий летний ветер.

На рисунке 19 изображены упаковки эко-кондиционера для белья торговой марки «ВкусВилл».

https://images.wbstatic.net/big/new/8570000/8573467-1.jpghttps://images.wbstatic.net/big/new/8570000/8573466-1.jpg https://images.wbstatic.net/big/new/9080000/9083106-1.jpg

Рисунок 19. Эко-кондиционеры «ВкусВилл»

Конструкция: полупрозрачная пластиковая бутылка с крышкой-дозатором.

Предмет упаковывания: кондиционер для белья.

Композиционное решение: для выделения разных средств линейки используются различные фоновые цифровые иллюстрации, стилизованные под акварельную живопись, а также цветовая дифференциация. Логотип находится по центру в самом верху этикетки, по центру и занимает одну пятую пространства. Следом идет информация об упаковываемом продукте, аромат и изображение ингредиента, иллюстрация и дополнительная информация о продукте. Ассиметричная композиция. Цвет крышки и плашек на этикетке совпадает с цветом содержимого. На оборотной стороне используется этикетка с дополнительной обязательной информацией (меры предосторожности, состав, инструкция по применению и так далее).

Шрифтовое решение: название продукта расположено в верхней части упаковки, для него использовался шрифт Roboto Bold: гротеск, прямой, прописной, жирный. Используется выключка с выравниванием по левому краю. Для обозначения аромата средства использовался шрифт PT Sans Italic: гротеск, наклонный, строчной, нормальный, так же применено выравнивание по левому краю. Ниже написано «СУПЕРКОНЦЕНТРАТ» гарнитурой Roboto Regular: гротеск, прямой, прописной, нормальный, выключка влево. В самом низу на цветной плашке используется аналогичный шрифт, как и для обозначения аромата.

Цветовое решение: выполнено в спокойных приглушенных тонах, сочетается с цветом содержимого в бутылке. Используется ассоциативный прием, например, цветы лаванды имеют сиреневый оттенок, поэтому для цвета раствора, плашек и крышки использовался именно этот цвет.

На рисунке 20 изображены упаковки эко-геля с антибактериальными свойствами для посуды торговой марки «ВкусВилл».

Рисунок 20. Эко-гель для мытья посуды «ВкусВилл»

Конструкция: полупрозрачная пластиковая бутылка с помпой-дозатором.

Предмет упаковывания: антибактериальный гель для посуды.

Композиционное решение: композиционное решение аналогично другим средствам бытовой химии данного производителя. Прослеживается принцип серийности. Различие только в цветной плашке, тут одна одинакова для всех средств и не сочетается с цветом содержимого.

Шрифтовое решение: аналогичное использование шрифтов семейства Roboto и PT Sans.

Цветовое решение: сдержанное, не броское, ассоциативное. Зеленая помпа ассоциируется с природой, а в качестве цветовой дифференциации используются различные оттенки средства.

На рисунке 21 изображены упаковки концентрированного стирального порошка для белья торговой марки «ВкусВилл».

Рисунок 21. Стиральный порошок «ВкусВилл»

Конструкция: картонная коробка.

Предмет упаковывания: стиральный порошок.

Композиционное решение: композиционное решение аналогично другим средствам бытовой химии данного производителя. Прослеживается принцип серийности. Различие только в цветной плашке, тут одна одинакова для всех средств и не сочетается с цветом содержимого. Ассиметричная композиция. Дополнительная обязательная информация (меры предосторожности, состав, инструкция по применению и так далее) размещена на оборотой стороне. Также задействованы боковые грани.

Шрифтовое решение: аналогичное использование шрифтов семейства Roboto и PT Sans.

Цветовое решение: сдержанное, не броское. Для выделения средства для детей используется разноцветный шрифт.

2.2. Продукция торговой марки «Synergetic»

В качестве второй торговой марки был выбран бренд «Synergetic» (см. рис. 22). Это компания, которая также занимается производством и поставкой экосредств, однако специализируется конкретно на бытовой химии, в состав которой не входят агрессивные компоненты, что позволяет без вреда для здоровья производить уборку по дому.

Целевой аудиторией данной торговой марки являются обеспеченные люди с заработком выше среднего, заботящиеся об окружающей среде и своем здоровье.

Купить бытовую химию Synergetic (Синергетик) – официальный интернет-магазин  4fresh

Рисунок 22. Логотип торговой марки «Synergetic»

Тип знака: комбинированный

Тип знака по обозначению: символ

По композиции: симметричный, горизонтальный.

По графическому начертанию: линейно-пятновой

Цветовая палитра: зеленый.

Шрифт: Гуманистический гротеск, прямой, строчной, жирный, узкий, уплотненный ритм. Гарнитура Myriad Pro Bold Condensed.

Ассоциации: природа, натуральность.

На рисунке 23 изображены средства для мытья посуды торговой марки «Synergetic»

Рисунок 23. Средства для мытья посуды «Synergetic»

Конструкция: полупрозрачная пластиковая бутылка с помпой-дозатором.

Предмет упаковывания: антибактериальный гель для мытья посуды.

Композиционное решение: логотип компании располагается вверху и занимает 1/3 этикетки. Ниже находится флаг Германии, а под ним – векторная линейная иллюстрация с сюжетом, что дополнительно помогает покупателю ориентироваться среди ассортимента торговой марки. Под изображением располагается дополнительная информация – слоган, название продукта на цветной плашке, плюсы товара и для чего он подходит. Симметричная композиция. На оборотной стороне используется этикетка с дополнительной обязательной информацией (меры предосторожности, состав, инструкция по применению и так далее).

Шрифтовое решение: для дескриптора, «Антибактериальный гель» и для описания того, как можно использовать средство используется нео-гротесковый шрифт, прямой, строчной, полужирный, узкий. Для слогана, обозначения аромата и плюсов продукта используется гарнитура Flow нормального и жирного начертаний: псевдописьменная акциденция, наклонный, строчной, «Для посуды» задействован тот же шрифт, что и для логотипа.

Цветовое решение: иллюстрация выполнена весьма в контрастных цветах, однако из-за использования штриховой композиции выглядит это не так броско. Цветные плашки подобраны под цвет моющего средства, за счет чего упаковка выглядит достаточно ярко и сочно.

На рисунке 24 изображены средства для очистки поверхностей торговой марки «Synergetic».

Рисунок 24. Средства для очистки поверхностей «Synergetic»

Конструкция: полупрозрачная пластиковая бутылка с дозатором-пульверизатором.

Предмет упаковывания: средства для очистки поверхностей от загрязнений.

Композиционное решение: композиция ассиметричая, однако схожа по общей концепции с другими средствами данной марки. Логотип располагается сверху и занимает 1/3 от общей площади этикетки, ниже располагается иллюстрация, слева от нее – флаг и слоган торговой марки. Блоком ниже находится цветная плашка с информацией о продукте, а под ней – свойства продукта. Прослеживается принцип серийности. На оборотной стороне используется этикетка с дополнительной обязательной информацией (меры предосторожности, состав, инструкция по применению и так далее).

Шрифтовое решение: аналогичное с другими средствами данной марки.

Цветовое решение: выполнено в спокойных светлых тонах, цветная плашка выступает в роли яркого акцента.

На рисунке 25 изображен стиральный порошок торговой марки «Synergetic».

Стиральный порошок универсальный 20 стиков

Рисунок 25. Стиральный порошок «Synergetic»

Конструкция: картонная коробка с индивидуальными пластиковыми пакетиками.

Предмет упаковывания: стиральный порошок.

Композиционное решение: выделяется на фоне остальных продуктов компании. На белой плашке симметричная композиция, сверху располагается логотип, в котором знак расположен слева от графического написания, ниже – флаг Германии. Далее идет шрифтовая иллюстрация, за основу которой был взят гуманистический гротеск очень жирного начертания. Ниже находится также тип продукта и дополнительная информация о нем. На остальной части используется ассиметричная композиция, слева – сверху рекламная фотография потребителя, ниже – иконки и их описание. Справа – также дополнительная информация, иконки и описание, а также фотография индивидуальных упаковок, которые находятся внутри. Внизу написаны свойства продукта. Дополнительная обязательная информация (меры предосторожности, состав, инструкция по применению и так далее) размещена на оборотой стороне. Также задействованы боковые грани.

Шрифтовое решение: задействованы все те же гарнитуры, что и в других видах средств, за исключением слова «суперконцентрат» - для него использовался геометрический гротеск, прямой, строчной, нормальный.

Цветовое решение: контрастное сочетание белого и зеленого, идет упор на ассоциацию с природой.

2.3. Продукция торговой марки «BioMio»

В качестве третьей торговой марки был выбран бренд «BioMio» (см. рис. 26). Как и все предыдущие конкуренты, специализируется на производстве и поставке биосредсв по уходу за домом, дабы обезопасить себя и детей от пагубного воздействия различного рода химикатов.

Целевой аудиторией данной торговой марки являются обеспеченные люди с заработком выше среднего, заботящиеся об окружающей среде и своем здоровье.

Рисунок 26. Логотип торговой марки «BioMio»

Тип знака: шрифтовой.

Тип знака по обозначению: символ.

По композиции: симметричный, горизонтальный.

По графическому начертанию: линейно-пятновой.

Цветовая палитра: зеленый.

Шрифт: акциденция, стилизация под рукописный шрифт, прямой, прописной, нормальный, уплотненный ритм.

На рисунке 26 изображены средства для посудомоечной машины торговой марки «BioMio».

Рисунок 26. Средства для посудомоечной машины «BioMio»

Конструкция: пластиковый пакет.

Предмет упаковывания: средства для посудомоечной машины.

Композиционное решение: информационный блок имеет симметричную композицию, иллюстрация на фоне – ассиметричную. Внутри инфоблока сверху находится логотип, под ним дескриптор. Ниже основная информация о продуте, иконки, а также их описание. В самом низу располагается информация о количестве продукта. На оборотной стороне используется этикетка с дополнительной обязательной информацией (меры предосторожности, состав, инструкция по применению и так далее).

Шрифтовое решение: используется два вида гарнитур: Open Sans и Open Sans condensed различных начертаний. Это гуманистический гротеск, прямой, прописной.

Цветовое решение: ассоциативное, выполнено в натуральных и природных оттенках, что дополнительно создает атмосферу экологичности и уюта.

На рисунке 27 изображены упаковки для стирального порошка торговой марки «BioMio».

Рисунок 27. Стиральный порошок «BioMio»

Конструкция: картонная коробка.

Предмет упаковывания: стиральный порошок.

Композиционное решение: композиционное решение аналогично другим средствам бытовой химии данного производителя. Прослеживается принцип серийности. На оборотной стороне используется этикетка с дополнительной обязательной информацией (меры предосторожности, состав, инструкция по применению и так далее). Также задействованы боковые грани.

Шрифтовое решение: используется два вида гарнитур: Open Sans и Open Sans condensed различных начертаний. Это гуманистический гротеск, прямой, прописной.

Цветовое решение: ассоциативное, выполнено в натуральных и природных оттенках, что дополнительно создает атмосферу экологичности и уюта.

На рисунке 28 изображены упаковки геля для стирки торговой марки «BioMio».

Рисунок 28. Гель для стирки «BioMio»

Конструкция: пластиковая бутылка, оснащенная ручкой, с крышкой-дозатором.

Предмет упаковывания: гель для стирки.

Композиционное решение: композиционное решение аналогично другим средствам бытовой химии данного производителя. Прослеживается принцип серийности. На оборотной стороне используется этикетка с дополнительной обязательной информацией (меры предосторожности, состав, инструкция по применению и так далее). Также задействованы боковые грани.

Шрифтовое решение: используется два вида гарнитур: Open Sans и Open Sans condensed различных начертаний. Это гуманистический гротеск, прямой, прописной.

Цветовое решение: ассоциативное, выполнено в натуральных и природных оттенках, что дополнительно создает атмосферу экологичности и уюта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены сведения об упаковке и упаковочных материалах, а также три разные торговые марки, производящие экологически безопасную бытовую химию. Сравнив их все, можно прийти к определенным выводам.

Среди них можно выделить общую тенденцию использовать приглушенные натуральные цвета. Самый востребованный оттенок в упаковке эко-товаров является зеленый и его производные (салатовый, изумрудный и так далее), поскольку именно он ассоциируется у человека как натуральное и без химикатов. Популярно использовать иллюстрации в натурально-пастельной цветовой гамме, содержащие какие-то природные сюжеты, либо же область применения товара.

Причем саму упаковку данной категории товаров вряд ли можно назвать экологичной, самым используемым материалом для упаковки является пластик, поскольку продукция подразумевает продажу большого количества товаров с жидкой консистенцией. Использовать стекло, как более экологичный материал, не получится, поскольку оно хрупкое и тяжелое, транспортировка таких бутылок стоила бы в разы больше, что сказалось бы на итоговой стоимости продукта, а во время использования был бы шанс случайно разбить бутылку во время использования. Для сухих и сыпучих материалов, таких как стиральные порошки и в некоторых случаях таблетки для посудомоечной машины, используются картонные коробки. Торговая марка «Synergetic» в своей линейке стирального порошка предлагает индивидуальные саше, выполненные из пластика, в которых количество средства рассчитано на одну стирку. Сама по себе идея весьма неплоха, однако реализована крайне не эко-способом. Ситуацию можно исправить, если для индивидуальной упаковки вместо синтетических полимеров использовать, например, крафт-бумагу.

Таким образом, в ходе проведения исследования была выполнена поставленная цель: были найдены торговые марки, производящие эко-средства по уходу за домом, а также был проведен анализ их графического оформления. В результате достижения цели были решены следующие задачи:

  • Ознакомление с понятием «упаковка», ее функциями и историей создания;
  • Изучения видов упаковок и упаковочных материалов;
  • Поиск торговых марок, производящих эко-товары;
  • Произведен анализ логотипов торговых марок «ВкусВилл», «Synergetic» и «BioMio»;
  • Прослежена взаимосвязь в создании дизайна для эко-товаров.

В заключение ещё раз хотелось бы подметить, что упаковка на сегодняшний день – это не только тара, имеющая приятный человеческому глазу дизайн, она также несет в себе большое количество функций и является ключевым фактором в области продвижении продукции на потребительском рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

  1. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. – М.: изд. Европа, 2006. – 64 с. [Электронный ресурс] – URL: https://litlife.club/books/130486 (дата обращения 05.01.21)
  2. Ефремов Н. Ф. Тара и ее производство. – М.: МГУП, 2001. – 312 с. [Электронный ресурс] – URL: https://www.studmed.ru/efremov-nf-tara-i-ee-proizvodstvo_679f3724a5b.html (дата обращения 05.01.21)
  3. Коваленко М. В. Технология упаковочного производства: учебное пособие. – Санкт-Петербург: СПбГТУРП, 2009. – 192 с. [Электронный ресурс] – URL: https://studfile.net/preview/1799903/ (дата обращения 05.01.21)
  4. Пашкова И. В. Проектирование. Проектирование упаковки и малых форм полиграфии. учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2018. — 180 c. [Электронный ресурс] – URL: http://www.iprbookshop.ru/93516 (дата обращения 05.01.21)
  5. Свободная электронная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 05.01.21)
  6. Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2004. – 278 с. [Электронный ресурс] – URL: https://studfile.net/preview/5405320/ (Дата обращения: 05.01.21)

Дополнительная литература.

  1. BioMio – интернет-магазин. [Электронный ресурс] – URL: https://biomio.ru/ (дата обращения 05.01.21)
  2. Synegetic – интернет-магазин бытовой химии в Москве [Электронный ресурс] – URL: https://synergetic.ru/ (дата обращения 05.01.21)
  3. ВкусВилл – интернет-магазин продуктов для здорового питания [Электронный ресурс] – URL: https://vkusvill.ru/ (дата обращения 05.01.21)